Алтибаев Э.Х., Ниматуллаев И.А.

Наваийский Государственный Горный Институт

ЛИНЕЙНАЯ ДИСКРЕТНАЯ ИГРА С ИНТЕГРАЛЬНЫМИ

ОГРАНИЧЕНИЯМИ

 

Аннотация. Изучается линейная дискретная игра преследования в случае, когда на вектор управления игроков наложены суммарные ограничения. Найдены  достаточные условия для разрешимости задачи преследование, когда матрица линейности имеет диагональную форму.

         Изучению линейных дискретных управляемых систем посвящено много работ. В работе [1] рассматривались линейные дискретные игры со многими преследователями, и предложены  достаточные условия, а в случае одного преследователе – необходимые условия для возможности завершения преследования из всех точек пространства, когда на управление убегающего суммарное ограничение. В работе [2] выяснена структура области достижимости и управляемости линейных дискретных управляемых систем при различных ограничениях на управление в случае, когда область управления одномерна и удовлетворяет  условию Кальмана. Подобные модели возникают, например, в технике при исследовании импульсных управляемых систем (где управляющие сигналы могут быть ограничены по величине или интегрально.

В настоящей работе изучаются линейная дискретная игра преследования, когда на вектор управления игроков наложены суммарные ограничения. (Под этим понимается дискретный аналог интегрального ограничения  [2]).

 

Рассмотрим следующую дискретную  игру

                                       ,                                            (1)

где  номер шага постоянные матрицы соответствующих размерностей, управляющий параметр преследователя, – управляющий параметр убегающего.

 В процессе движения значения вектора управления преследователя должны удовлетворять условию

                                                                              (2)

а значения управления  убегающего – условию

                                                                                             (3)

где .        Условию (3) естественно назвать суммарным ограничением.

Цель задачи преследования для игры (1)-(3) состоит  в осуществлении равенства   при некоторым   где  траектория, являющаяся решением  уравнения (1) с определенным начальным условием , когда игроками выбраны какие-то конкретные способы управления параметрами   и . А цель убегающего – противоположная.

         Последовательность  назовем управлением убегающего игрока, а отображение  – стратегией преследователя. Траектория , порождаемая начальным  состоянием , стратегией  и управлением , определяется как решение задачи Коши

                    

         По определению, в игре (1)-(3) из точки  можно завершить преследование, если существует стратегия  преследующего  игрока такая, что для каждого управления  траектория , порождаемая  и , удовлетворяет условию   при некотором  .

         Будем предполагать, что . Тогда имеют место

 

 

 

Теорема 1. Если  , то в игре (1)-(3) из некоторых начальных точек пространство невозможна завершить преследование.

Теорема 2. Если  , то в игре (1)-(3) из всех начальных точек пространство возможна завершить преследование.   

Теорема 3. Если  и , то в игре (1)-(3) из всех начальных точек пространство возможна завершить преследование.

Из теоремы 1-3 вытекает

Теорема 4. Если , то в игре (1)-(3) из всех начальных точек пространство возможна завершить преследование тогда и только тогда, когда .  

 

Литература:

1 .Ибрагимов Г.И. О задачах линейной дискретной игры преследования.//  Математические заметки, Т. 77, №.5, 2005. Москва. с. 707-718.  

2. Сиротин А.Н., Формальский А.М. Области достижимости и управляемости линейных  управляемых систем. // Известия академии наук. 1996. 304 p.