Философия/ 2. Социальная философия

Ткачёва Виктория Александровна - аспирантка кафедры философия Одесского национального морского университета.

          

Семейные ценности в украинском обществе.

 

    На современном этапе развития украинской нации, семья является убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды в условиях социальной и экономической неразберихи. За последнее десятилетие на фоне тотального недоверия к институтам власти у людей сохраняется довольно высокий уровень доверия только к себе, к Богу и к семье. Причем доверие к семье выше, чем к Богу. Таким образом, в условиях социальной нестабильности происходит своеобразное сплочение семьи против внешних неурядиц. Социологические исследования свидетельствуют, что в современной Украине семья является для большинства достаточно прочным тылом. В целом в отношении к семье сохраняются и даже усиливаются традиционные ценности, позволяющие осуществлять семейно-родовой способ выживания в социальной среде, которая воспринимается как отчужденная и опасная. Такую тенденцию усиления традиционалистских семейных уз и ценностей можно было бы оценивать позитивно, если бы это явление не оказывалось «забором от проблем внешнего мира». Есть весьма интересная закономерность, чем беднее страна, тем больше люди замыкаются в среду семьи, все модели выживания замыкаются на нее. Когда же страна богатеет, семья утрачивает свои роли и функции.

      В повседневной жизни в семье происходит становление и самореализация личности, именно она выполняет и такие важные в жизни человека функции, как опека и забота, социально-психологическая защита.

      Стремление к созданию семьи у людей - это инстинкт, который зародился в первобытном обществе, где семья была единственным источником знаний, необходимых для дальнейшего выживания потомству. Это были знания о том, как заботится о других и о себе, как добиваться достижения намеченной цели, как обращаться с миром предметов. Первоначальный набор навыков был очень прост. Цель жизни сводилась к выживанию и, именно этот атрактор (затягивающая сила) способствовал созданию браков. Сначала древние инстинкты рядятся в маски неземной любви и божественного влечения. Но влюбленность, по мнению психологов, живет недолго - два года, если все складывается счастливо, и несколько дольше, если это чувство встречает какие-то препятствия. Затем, в дело поддержания чувства включаются социокультурные традиции, общественное мнение, а также представление о семье, полученное от родителей.

    К сожалению, большинство молодых супругов сегодня оказываются совершенно не подготовленными к браку не только в финансовом отношении, но и в психологическом. Поскольку сейчас личная свобода, а вместе с ней и свобода выбора партнера возведены в культ, уже ничто не сдерживает инстинктивных позывов, что в свою очередь провоцирует разводы. Утратив семейные традиции, будущая украинская чета пытается копировать американский образ жизни - с ее прагматическими связями, полной материальной независимостью ее членов и тому подобное. Тогда как в американском обществе, обеспокоенном тревожной семейной статистикой, проблемы нравственности и семейности переходят на качественно новый уровень, в украинском обществе отношение к семье приобретает чисто потребительские характеристики. Процент отказных и брошенных детей не уменьшается, а жестокость в семье принимает поистине широкие масштабы.

     Ответственность за содержание и воспитание детей сегодня возложена на родителей в значительно большей мере, чем раньше, в то время как материальный уровень жизни значительно снизился у преобладающего количества семей. Семейные тяготы, ограниченность родителей во времени для общения с детьми приводят к разрыву внутрисемейных связей, ограничивают возможность родителей и детей вместе проводить досуг. Нестабильность семейных отношений, отсутствие необходимой культуры семейной жизни, пьянство родителей приводят к увеличению количества распадающихся семей и детей, которые попадают в специальные детские заведения и бродяжничают.

     Современное общество стало настолько сложным, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимому. Поскольку процесс постижения новых знаний выносится за рамки семьи, а сами знания перенасыщены технологическими достижениями, общество забывает самое главное: истинная ценность – это сами люди. Таким образом, в семью возвращается то, что вложили в нас школа, церковь, государство, которые  как институты воспитания, должны заботится о благополучии семьи и не подрывать её нравственное здоровье.

        Для этого необходимо собрать усилия  религиозных и общественных организаций, государственных органов и учреждений, которые работают в направлении поддержки семьи, а также обсудить общий поиск путей решения проблем, связанных с семьей и супружеством в свете христианских и общечеловеческих ценностей.  Большую позитивную роль в этом процессе должны сыграть средства массовой информации, тонко и ненавязчиво, но целенаправленно и убедительно, возрождая старые и создавая новые типы семейных отношений.   

       Украинское общество находится в активном состоянии трансформации, поэтому трудно сказать, какой станет классическая украинская семья. Трудности в прогнозировании возможного развития семьи связаны также с недостаточной степенью изученности этого вопроса. На данный момент преобладает тип семьи, где положительные составляющие старой модели уже не действуют, а новые нормы еще не сложились. И все же, несмотря на то, что общество и отношения между людьми стали жестче, а подход к семье более прагматичным (не уверен в своем финансовом будущем, значит, не уверен в семейном счастье), больше стали цениться качества взаимоотношений. Прибежище и надежный тыл большинство по-прежнему находит именно в семье.

 

Литература:

1) Алешина  Ю.Е.,   Гозман   Л.Я.,   Дубовская   Е.М. //  Социально-психологические  методы  исследования   супружеских   отношений: спецпрактикум по психологии. – М.: МГУ, 1987. – С. 14-15.

2) Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск.  /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. – С. 27-32.

3) Ковалев С.В. Психология семейных отношений.    М.:  Педагогика, 1987. – С. 31-37.

4) Пек М.С. Нехоженные тропы. Новая психология любви,  традиционных ценностей и духовного роста /Пер. с англ. Н.Н.Михайлова.    М.: Аваценна, Юнити, 1996. – С. 49-53.