ХАНТУРИНА Г.Р.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

ЦИТОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ КРЫС ПРИ ДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

Интенсивное антропогенное загрязнение окружающей среды вызывает неуклонное возрастание содержания токсичных микроэлементов. В связи с этим встает задача оценки степени воздействия химических веществ на живой организм. По данным литературы последних лет, существует прямая зависимость между содержанием тяжелых металлов  в окружающей среде и накоплением их в организме человека и животных [1].

Промышленное загрязнение окружающей среды создает условия  для повышенного поступления металлов в организм человека. При этом следует подчеркнуть, что многие наиболее распространенные в окружающей среде металлы относятся к числу микроэлементов, необходимых для нормального функционирования организма. Известно, что при излишнем поступлении металлов организм способен до определенного предела мобилизовать внутренние резервы для сохранения гомеостаза, но через какое-то время неизбежно наступает нарушение их обмена [2].

Влияние негативных факторов сопровождается дестабилизацией механизмов адаптации органов, систем и организма в целом. Ликвидация этой дестабилизации – важная задача биологии и медицины. Большой интерес представляют лекарственные препараты растительного происхождения из группы биофлавоноидов. Растительное сырье служит источником получения более трети всех лекарственных средств. Внимание к лекарственным средствам из растений возрастает из-за увеличения случаев непереносимости ряда синтетических препаратов и антибиотиков, возникновения побочных явлений при их применении, а иногда и лекарственной болезни [3].

Повышенный интерес к биофлавоноидам связан с их биологическим действием, низкой токсичностью и широким распространением в природе. Биофлавоноиды достигают положительного терапевтического эффекта путем биохимических и фармакодинамических механизмов за счет стабилизации мембран клеток и лизосом, нейтрализации токсических свободных радикалов, повышения активности эндогенной аскорбиновой кислоты, адреналинсберегающего действия, стимуляции биосинтеза АТФ в тканях, повышения регенераторных способностей клеток, антигипоксического, капилляроукрепляющего действия и др. Изучение негативного воздействия тяжелых металлов, способов выведения их из организма, а также использование препаратов растительного происхождения для коррекции различных патологических проявлений представляет в настоящее время научный и практический интерес [4].

Эксперименты проводились на крысах массой 200-220 гр., которые были разделены на 3 группы. Первую группу составляли контрольные животные; вторую группу составляли животные, которым в течение трех месяцев внутрижелудочно вводили хронические дозы солей цинка, меди, железа, кобальта; третью группу составляли животные, которым в течение трех месяцев per os вводили указанные металлы и последние полтора месяца вместе с металлами препарат «Кровохлебка» 10 мг/кг и «Манжетка обыкновенная» 10 мг/кг .

Применяли набор реагентов для окраски цитологических препаратов набором «Диахим-ЦитоСтейн-Пап». Ядра клеток избирательно окрашивались гематоксилином, цитоплазма – смесью красителей в разные цвета в зависимости от типа клеток и их зрелости. В результате окраски ядра клеток – сине-фиолетового цвета, с четкой структурой хроматина, при которой заметны краевой гиперхроматоз, цикноз, лизис и ядрышки. Цитоплазма окрашивалась контрастно: при базофилии – в зеленый цвет различной интенсивности, определяемой плотностью цитоплазмы; при ацидофилии – от бледно-желтого до ярко-оранжевого у зрелых клеток [5].

В контрольной группе крыс в сердечной мышце на фоне значительного количества элементов крови эпителиальные клетки размещены разрозненно, отдельными группами, средних размеров, без признаков атипии.

Во второй группе при цинковой интоксикации в материале были обнаружены скопления эпителиальных клеток вытянутой формы, с эксцентрично расположенным ядром, с грубой структурой хроматина. Отмечались нагромождения клеток. Заключение: атипия отдельных клеток.

В третьей группе под действием кровохлебки на фоне большого количества эритроцитов крови в препарате эпителиальные клетки были размещены скоплениями, группами, разрозненно размещенные. Заключение: клетки без признаков атипии.

В третьей группе на фоне манжетки в материале обнаружены разрозненно размещенные эпителиальные клетки с центральным ядром, ядрышки отсутствовали. Клеточные границы были сохранены, отсутствовали нагромождения клеток. Заключение: без признаков атипии.

Во второй группе в сердечной мышце при медной интоксикации на фоне элементов крови эпителиальные клетки были размещены скоплениями, увеличенные в размерах с укрупненными ядрами, грубым строением хроматина, с 1-2 ядрышками, прослеживались нагромождения клеток. Заключение: незначительная атипия клеток.

В третьей группе под влиянием кровохлебки на фоне значительного количества эритроцитов эпителиальные клетки размещены разрозненно. Заключение: без признаков злокачественности.

На фоне манжетки материал состоял из разрозненных эпителиальных клеток округлой, полигональной формы без признаков атипии. Заключение: злокачественных образований не было обнаружено.

Во второй группе под действием ионов железа в препарате выявлены разрозненно размещенные клетки эпителия крупных размеров с 1-2 ядрышками, нежно-сетчатым рисунком хроматина, ядра укрупненные. Заключение: атипичные клетки без признаков злокачественности.

В третьей группе под влиянием кровохлебки на фоне большого количества эритроцитов эпителиальные клетки располагались разрозненно, отдельными группами. Эпителиальные клетки с хорошо различимыми клеточными границами без атипии.

На фоне манжетки в препарате обнаружены эпителиальные клетки, размещенные скоплениями, группами, без злокачественной патологии.

Во второй группе при отравлении солями кобальта на фоне значительного количества эритроцитов эпителиальные клетки размещены разрозненно, цитоплазма клеток узкая,  имеются ядрышки. Заключение: атипия клеток без признаков злокачественности.

В третьей группе на фоне кровохлебки в препарате различались скопления, группы клеток с центрально размещенными ядрами, хроматин нежно-сетчатый, без ядрышек. Клетки мономорфные, без атипии.

Под действием препарата манжетки в материале обнаружены эпителиальные клетки, размещенные скоплениями, группами с центральными ядрами, нуклеолы отсутствуют, без злокачественной патологии.

Таким образом, при хронической интоксикации солями цинка, меди, кобальта и железа были выявлены значительные нарушения эпителиальных клеток брыжеечных лимфатических узлов экспериментальных животных. Наибольшие изменения в клетках были выявлены при отравлении солями меди и кобальта, несколько меньшие при интоксикации ионами цинка и меди. На фоне препаратов биофлавоноидного ряда (кровохлебка и манжетка) нарушенные функции лимфатических узлов на клеточном уровне восстанавливались, что свидетельствует о положительных протекторных свойствах препаратов кровохлебки и манжетки. Препарат «Манжетка» лучше восстанавливал нарушения в клетках органов экспериментальных животных при хронической интоксикации.

1.                 Ларионова Т.К. Биосубстраты человека в эколого-аналитическом мониторинге тяжелых металлов // Медицина труда и промышленная экология.- 2000.- № 4.- С. 30-33.

2.                 Ревич. Б.А. Биомониторинг токсичных веществ в организме человека // Гигиена и санитария.- 2004.- № 6.- С.26-31.

3.                 Горчаков В.Н., Гаскина Т.К. Биофлавоноиды как корректоры гомеостаза // Лимфология, эксперимент, клиника. Труды ИК и ЭЛ СО РАМН Новосибирск.- 1995.- Т.3.- С. 116-125.

4.                 Баева В.М. Полиморфизм лекарственных растений // Фармация.- 2005.- № 5.- С. 40-42.

5.                 Петрова А.С. Цитологическая диагностика опухолей и предопухолевых процессов. М, 1985.- 250 с.