ХАНТУРИНА Г.Р.1, КУСАИНОВА Р.М.2, ЖАПЕЛЕВА Б.У.2

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Цитоморфологическая лаборатория Областного Диагностического медицинского центра г. Караганды

ИЗУЧЕНИЕ ЦИТОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

Интенсивное антропогенное загрязнение окружающей среды вызывает неуклонное возрастание содержания токсичных микроэлементов. В связи с этим встает задача оценки степени воздействия химических веществ на живой организм. По данным литературы последних лет, существует прямая зависимость между содержанием тяжелых металлов  в окружающей среде и накоплением их в организме человека и животных [1].

Промышленное загрязнение окружающей среды создает условия  для повышенного поступления металлов в организм человека. При этом следует подчеркнуть, что многие наиболее распространенные в окружающей среде металлы относятся к числу микроэлементов, необходимых для нормального функционирования организма. Известно, что при излишнем поступлении металлов организм способен до определенного предела мобилизовать внутренние резервы для сохранения гомеостаза, но через какое-то время неизбежно наступает нарушение их обмена [2].

Изучение негативного воздействия тяжелых металлов, способов выведения их из организма, а также использование препаратов растительного происхождения для коррекции различных патологических проявлений представляет в настоящее время научный и практический интерес [3, 4].

Эксперименты проводились на крысах массой 200-220 гр., которые были разделены на 3 группы. Первую группу составляли контрольные животные; вторую группу составляли животные, которым в течение трех месяцев внутрижелудочно вводили хронические дозы солей цинка, меди, железа, кобальта; третью группу составляли животные, которым в течение трех месяцев per os вводили указанные металлы и последние полтора месяца вместе с металлами препарат «Кровохлебка» 10 мг/кг и «Манжетка обыкновенная» 10 мг/кг .

Применяли набор реагентов для окраски цитологических препаратов набором «Диахим-ЦитоСтейн-Пап». Ядра клеток избирательно окрашивались гематоксилином, цитоплазма – смесью красителей в разные цвета в зависимости от типа клеток и их зрелости. В результате окраски ядра клеток – сине-фиолетового цвета, с четкой структурой хроматина, при которой заметны краевой гиперхроматоз, цикноз, лизис и ядрышки. Цитоплазма окрашивалась контрастно: при базофилии – в зеленый цвет различной интенсивности, определяемой плотностью цитоплазмы; при ацидофилии – от бледно-желтого до ярко-оранжевого у зрелых клеток [5].

В первой группе животных в клетках брыжеечных лимфатических узлов были обнаружены зрелые формы лимфоцитов, единичные лимфобласты. Клетки округлые, с овальным ядром. Ретикулярные клетки удлиненной формы, среднего размера. Клеточные элементы были без признаков атипии.

При хронической цинковой интоксикации во второй группе крыс в брыжеечных лимфатических узлах обнаружены ретикулярные клетки атипичного строения с крупными ядрами, ретикулярные клетки с полиморфными ядрами. Ядра большие, по форме преобладали неправильно округлые, ядра содержали по 1-2 ядрышка. Хроматин по структуре нежный, в виде мелких зернышек. Цитоплазма светлая. Клетки собирались в группы, а также располагались разрозненно. Заключение: атипия клеток. В третьей группе под воздействием кровохлебки в препарате обнаружены макрофаги, фагоцитирующие поврежденные клетки, пигмент, бактерии, липоиды, плазматические клетки, базофилы. Заключение: данных за патологический процесс не выявлено. На фоне препарата манжетки в материале были обнаружены единичные макрофаги, плазматические клетки, тканевые базофилы, эозинофильные гранулоциты без патологических изменений.

При интоксикации солями меди во второй группе в брыжеечных лимфатических узлах в препарате обнаружены гигантские атипичные ретикулярные клетки с крупными ядрами различных форм: многоугольные, овальные, бобовидной, неправильно округлые, ядра большие с 1-2 ядрышками. Клетки расположены комплексами, скоплениями, разрозненно. Хроматин нежно-сетчатый, цитоплазма сетчатая с пылевидными включениями, эпителиоидные клетки в небольшом количестве. Заключение: атипия злокачественного характера (рисунок 1).

Рисунок 1. Атипия клеток кишечных лимфатических узлов крыс при медной хронической интоксикации.

У крыс третьей группы под влиянием кровохлебки в препаратах выявлено значительное количество макрофагов, единичные плазматические клетки, гистоциты, лимфоциты. Заключение: увеличение количества макрофагов говорит о благоприятном течении восстановительного процесса. На фоне манжетки у животных третьей группы в материале встречаются макрофаги, бактерии, плазматические клетки, тканевые базофилы, небольшое количество эозинофильных гранулоцитов. Заключение: без патологии.

Во второй группе крыс при отравлении солями железа в брыжеечных лимфатических узлах были обнаружены разрозненно размещенные ретикулярные клетки больших размеров округлой формы с крупными ядрами с 1-2 ядрышками. Попадались единичные плазматические клетки. Заключение: атипия клеток. При действии кровохлебки на фоне элементов крови, располагались клеточные элементы нормального лимфатического узла: макрофаги, лимфобласты, пигменты, бактерии, жиры и липоиды, плазматические клетки без злокачественности. На фоне манжетки в препарате встречались единичные макрофаги, липоиды, плазматические клетки, тканевые базофилы без патологии.

При отравлении солями кобальта во второй группе крыс в брыжеечных лимфатических узлах в препарате были обнаружены скопления клеток, где основную массу клеток составляли лимфоциты, чаще встречались более молодые формы: пролимфоциты и лимфобласты. В мазке характерно присутствие разрушенных лимфоцитов, между клетками наблюдалось обилие цитоплазматических обрывков. Заключение: подозрение на лимфолейкоз (рисунок 2). На фоне кровохлебки в материале были обнаружены единичные эозинофильные гранулоциты, макрофаги, бактерии, жиры и липоиды. Заключение: без патологии. Под действием манжетки на фоне элементов крови было обнаружено большое количество лимфоцитов, лимфобластов, пролимфоцитов, небольшое количество ретикулярных клеток без признаков атипии. Заключение: без признаков злокачественности.

Таким образом, при хронической интоксикации солями цинка, меди, кобальта и железа были выявлены значительные нарушения эпителиальных клеток брыжеечных лимфатических узлов экспериментальных животных. Наибольшие изменения в клетках были выявлены при отравлении солями меди и кобальта, несколько меньшие при интоксикации ионами цинка и меди. На фоне препаратов биофлавоноидного ряда (кровохлебка и манжетка) нарушенные функции лимфатических узлов на клеточном уровне восстанавливались, что свидетельствует о положительных протекторных свойствах препаратов кровохлебки и манжетки. Препарат «Манжетка» лучше восстанавливал нарушения в клетках органов экспериментальных животных при хронической интоксикации.

Рисунок 2. Подозрение на лимфолейкоз кишечного лимфатического узла крыс при кобальтовой хронической интоксикации.

1.                 Ларионова Т.К. Биосубстраты человека в эколого-аналитическом мониторинге тяжелых металлов // Медицина труда и промышленная экология.- 2000.- № 4.- С. 30-33.

2.                 Ревич. Б.А. Биомониторинг токсичных веществ в организме человека // Гигиена и санитария.- 2004.- № 6.- С.26-31.

3.                 Горчаков В.Н., Гаскина Т.К. Биофлавоноиды как корректоры гомеостаза // Лимфология, эксперимент, клиника. Труды ИК и ЭЛ СО РАМН Новосибирск.- 1995.- Т.3.- С. 116-125.

4.                 Баева В.М. Полиморфизм лекарственных растений // Фармация.- 2005.- № 5.- С. 40-42.

5.                 Петрова А.С. Цитологическая диагностика опухолей и предопухолевых процессов. М, 1985.- 250 с.