Саидова Марина Загидовна

(зав. каф. Истории стран Востока, ДГПУ,

к. и. н., доцент, г. Махачкала)

 

К вопросу о политическом исламе

в странах Востока и Дагестане на рубеже XX-XXI веков:

исторические аналогии

Понятие политический  ислам впервые вошло в научный и полити­ческий оборот после победы исламской революции в Иране в 1979 году.  И с тех пор позиции политического ислама не ослабевают, о чем свидетельствуют  результаты парламентских выборов последних лет в странах Востока. Исламские партии успешно завоевывают голоса избирателей и вызывают зачастую неадекватную реакцию Запада.

Ислам, появившийся в начале VII века нашей эры - самая молодая из мировых религий. В VII веке большинство разрозненных  арабских племен объединились, чтоб противостоять внешним завоевателям- Византии и Сасанидскому Ирану. Центром объединения стал Хиджаз- район с наиболее высокоразвитым земледелием, ремеслом и торговлей на Аравийском полуострове- и его города Мекка, Медина и Таиф. Объединению арабских племен способствовало и принятие ими единой религии - ислама- с его строгим монотеизмом и проповедью братства всех мусульман независимо от племенного деления.

Начавшиеся с VII века арабские завоевания, способствовали широкому распространению ислама и к Х веку мусульмане стали составлять большинство в халифате- государстве основанного пророком Мухаммедом.   Население исламского мира по последним данным 2009г.  -1млрд.410млн. человек, или 22% населения мира[1].

Но ислам не только свод духовных канонов, но и образ жизни. Эта религия носит всеохватывающий характер, все стороны повседневной жизни и поведения верующих строго регламентированы - от семейно-брачных отношений до хозяйственной этики и уго­ловных наказаний.

Другой особенностью является то обстоятельство, что эта религия в целом ряде стран Ближнего и Среднего Востока не отделена от государства: практически во всех арабских странах и в Иране она является государственной.

Политизация ислама особенно четко проявилась после проигранной шестидневной арабо-израильской войны 1967г., когда роль религии в формировании  общественного самосознания арабов стала быстро возрастать. Многие мусульмане связывали неудачи арабских стран с отходом их светских правительств от традиционных канонов ислама и видели в возвращении к традиционным исламским ценностям способ восстановления величия не только арабского, но и всего мусульманского мира. Не последнюю роль  сыграло также и разочарование в возможностях быстрого преодоления социально-экономической отсталости на путях светских доктрин арабского национализма, арабского социализма и т.п. (Египет, Алжир, Ирак и др.).  Это привело к усилению влияния фундаменталистов, утверждавших, что все беды мусульман - в отходе от учения Пророка,  и возврат на «путь истинный» даст возможность быстрого возрождения былой мощи и славы мусульманского Востока.

В сущности требования фундаменталистов о возвращении к истокам религии – это скорее  своеобразный протест против существующей действительности. При этом религия используется в качестве знамени в борьбе против бедности, унижения, попрания прав и т.п.

В то же время, по мнению ряда арабских политологов, стремление правящих кругов ряда западных государств распространить их образ жизни, прибрать к рукам нефтяные богатства   мусульманских   стран привели к значительной политической и религиозной радикализации в исламском мире. В последней четверти ХХ века силой пришлось пресекать  попытки  исламистов  прийти к политической власти в ряде государств, в частности в Алжире, Египте, Сирии, Таджикистане. В 90-х годах под исламскими лозунгами   созрел   террористический режим талибов  в Афганистане.

Причем интересно само появление талибов на политической арене Афганистана. Когда, 1992г. моджахеды пришли к власти и начали ее «делить», события в Афганистане вызвали    беспокойство  его соседей, справедливо рассматривавших эти события как угрозу региональной стабильности. Не последнюю роль сыграли здесь и экономические интересы ряда стран, в первую очередь США и Саудовской Аравии, нефтяные компании которых включились в борьбу за энергоресурсы Каспия, планируя строительство газопровода Туркмения-Пакистан через афганскую территорию.

Главным спонсором талибов выступил Пакистан, лидеры которого еще с 1956 года вынашивали идею создания афгано-пакистанской конфедерации, содействуя приходу к власти в Кабуле «дружественного», марионеточного правительства. Основная часть талибов проходила жесткую религиозную и воен­ную подготовку в многочисленных пакистанских медресе под патрона­жем фундаменталистской партии «Джамиат-и улама-ие ислам» (ДУЙ).

Движение «Талибан» базировалось не столько на этнической, сколько на конфессиональной основе. Навязывая Афганистану посредством талибов пуританский ислам, зарубежные спонсоры сделали ставку на пуштунов, стремясь вернуть страну в лоно традиционной пуштунской государственности. Именно из среды пуштунской молодежи из афганских беженцев рекрутировались участники движения. В основу же идеологии движения был положен религиозный фанатизм талибов[2].

Провозглашение талибами Исламского Эмирата Афганистан в 1997г. явилось одним из заметных компонентов процесса мирового «исламского ренессанса». Исламский экстремизм стал основным содержанием государственной политики вче­рашних афганских «семинаристов». Внутри Афганистана этот процесс принял формы жесткого подавления инакомыслия и преследования афганцев, отказывавшихся принять навязываемые им нормы ортодоксального ислама в его крайних формах. Одним из проявлений религиозной нетерпимости талибов стало уничтожение в феврале 2001 года древнейших памятников мировой культуры - гигантских статуй Будды в Бамиане под предлогом их несовместимости с исламом. Впрочем, за этим актом вандализма стояли явные политические мотивы: это был дерзкий вызов мировому сообществу, попытка шантажа и оказания на него давления с целью заставить ООН отменить наложенные на Кабул международные санкции   и   добиться   международного признания.

90-е годы ХХ века стали свидетелями нового подъема деятельности экс­тремистских террористических организаций и движений, выступавших с религиозно-этнических позиций и добивавшихся главным образом торжества их идеологических и морально-нравственных принципов не только в странах Ближнего и Среднего Востока, но и в России, в частности в Дагестане.  Религиозное возрождение, или реисламизация, имевшая место в России в начале 90-х годов, способствовало становлению течений и организаций, которые, стремились присвоить себе право выступать в качестве единственных истинных выразителей интересов и чаяний народа. Причем активное влияние на мусульман Дагестана оказывали неправительственные исламистские организации Турции, Сирии, Иордании и Саудовской Аравии - через представите­лей дагестанской диаспоры в этих странах.

В конце 90-х годов в целом в  России действовало около 110(около 30 из них в Дагестане) зарегистрированных мусульманских учебных заведений, в которых в разном объеме изучались религиозные дисциплины и арабский язык. Преподаватели этих учебных заведений приезжали из Египта, Сирии. Иордании, Турции и других арабо-мусульманских стран. Немалую роль в политизации ислама сыграли и студенты-арабы, обучавшиеся в дагестанских вузах. Для пропаганды своих взглядов и поиска новых сторонников они активно участвовали в работе религиозных семинаров, симпозиумов, в научных и культурных международных мероприятиях.

В республике началось строительство мечетей, медресе, исламских вузов.   В  2008 г. в РД функционировало 1679 мечетей с 2400 имамами и муэдзинами (в 1986 году на территории Дагестана действовали 27 мече­тей), 16 исламских вузов с 52 филиалами, 141 медресе, 324 мактаба с общим числом обучающихся 15630 чел. Из них в мактабах - 4300 чел., в медресе - 5400 чел., и в вузах - 5930 чел., бо­лее 30000 суфиев накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов. Около 100000 дагестанцев совершили хадж и умра[3].  Сотни молодых выпускников заграничных исламских учебных заведений уже вернулись в республику. Эти данные свидетельствуют о том, что ислам в Дагестане – один из важнейших факторов общественной и политической жизни республики, где без сомнения, доминирует традиционный ислам в форме северокавказского суфизма, представленный тремя тарикатами- накшбандийа, шазалийа и кадирийа.  И в  одном все три тариката едины- в противостоянии  радикальному исламу (ваххабизму).

Надо отметить, что радикализации ислама в Дагестане  в основном способствовали миссионеры из радикальных неправительственных организаций арабских стран. Генсек международного союза исламских студенческих организаций Мустафа Мухаммад Тахан в своей книге «Будущее ислама на Кавказе и  в Средней  Азии» (издана в Кувейте в 1995г.), указывает на то, что лично принимал участие при создании Всероссийской Исламской партии возрождения 9 июня 1990г. в г. Астрахани.  «Наша партия действовала в интересах  преодоления регионализма, исламских юридическо-теологических расхождений и всего того, что нарушает единство мусульман в этой стране». В том же 1990г. филиал этой партии был открыт в Дагестане.

Созданные в 90-е годы движения и органи­зации, поставившие перед собой цель реисламизации общественно-политической жизни в мусульманских странах, реформирования ее по критериям «чистого», первоначального ислама, относятся, по существу, к особой политической идеологии, которая характеризуется термином «исламизм».

С началом ХХI века, когда одной из актуальных проблем человечества и одним из главных приоритетов мировой политики стала задача борьбы против международного терроризма  средствах массовой инфор­мации  к термину «исламизм», добавился термин «терроризм». Это очень опасная тенденция и некорректно и неправомерно использование таких обобщающих терминов при характеристике деятельности экстремистских движений и групп в мусульманском мире.

Терроризм -  страшное явление современности. Террористы - это преступники, попирающие и юридические законы, и нормы человеческой морали. Но неверно говорить ни о католических террористах, ни о баскских террористах, ни об исламском  терроре. Терроризм  нельзя ассоциировать с какой-либо нацией или религией. Хотя, многие религиозные идеологи утверждают, что только они располагают монополией на истину и чаще других прибегают к насильственным способам для того, чтобы «убедить» других в правоте своих взглядов. Примеров тому из истории немало. Можно вспомнить и инквизицию, и Варфоломеевскую ночь, и нынешние события в Ирландии, и т.п. Трагизм ситуации заключа­ется в том, что подобные взгляды и действия приводят к гибели многих ни в чем не повинных людей.

К сожалению, история Дагестана рубежа ХХ-XXI веков, также пополнилась страшным списком жертв террористов: 1996г. взрыв жилых домов в г.Махачкале на Пархоменко  и г. Каспийске, 1999г. в Буйнакске, 2003г в г. Каспийске.   В август 1999 года  на территорию Цумадинского и Ботлихского районов Дагестана началось вторжение вооруженного отряда исламистов со стороны Чечни, в котором принимали участие  наемники- выходцы  из арабских стран.

 Существует точка зрения, что терроризм вечный спутник человечества и как политический феномен появился вместе с динамитом и телеграфом. В наиболее общем виде терроризм можно определить как политически мотивированное насилие.  Терроризм обычно находит для себя почву там, где появляются геополитические пустоты, «горячие точки», где ослаблена власть, где слабеют или вообще исчезают государственные и международные механизмы политического и правового регулирования развития общества и разрешения, возникающих при этом противоречий и конфликтов, там, где истинно моральные и гуманитарные принципы в действиях людей и политических движений вытесняются соображениями жажды власти или известности, наживы, личной или групповой выгоды, кровной мести и т.д.

Попытки отождествлять ислам как таковой с терроризмом оскорбляют чувства миллионов верующих. Мусульманская религия и по сей день  притягивает к себе миллионы людей. Нельзя забывать, что когда ислам начал свое распространение по миру, он создал культуру высочайшую для своего времени уровня.

Академик Е.М.Примаков в одной из своих статей  отмечал, что «религиозный фундаментализм ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту и т.п., исламский же экстремизм ставит своей целью распространение силой, в том числе и на другие страны, исламской модели государства, исламских правил поведения в обществе и семье. Именно насильственным путем»[4].

Перспективы развития мусульманского общества напрямую зависят от соотношения двух течений в исламе - фундаментализма и экстремизма.

Таким образом, одной тяжелых проблем начала XXI в. остается сложный комплекс вопросов, связанных с непростыми и  чаще противоречивыми процессами, происходившими в исламском мире. Политический ислам  в странах Востока  и Дагестане  явил миру некий сплав разных по вектору и ресурсам, многомерных движений, больше направленный на разрушение, нежели на созидание, так и не сумев предложить обществам  и государствам экономическую, социальную, культурную и проч. перспективы развития. Нарастающая активизация и радикализация исламистов, выдвигающих лозунг создания всемирного халифата (поскольку в  арабских летописях в качестве единственного примера праведного государства, его наиболее совершенной формы, возможной в подлунном мире и приемлемой для мусульман,  фигурирует « Халифат, который будет жить вечно»), их стремление усилить влияние на мировую политику в своих интересах, не стесняясь в средствах и методах достижения цели, становятся проблемой глобальной и требуют адекватной реакции мирового сообщества.

 

 

Литература:

1.     Али Мазруи А. Война с террором \\ Азия и Африка сегодня 2003 №6

2.     Амирова З.М., Магомеддадаев А.М. Политический ислам на Северном Кавказе: роль внешнего влияния. Махачкала, 2009

3.     Ислам и политика. М., 2001

4.     Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. М., 2008

5.     Попов В. Исламский фактор в мировой политике.  \\ Азия и Африка сегодня 2004 №1

6.     Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.,2006

7.     Саидова М.З. Арабский мир –исторические параллели. \\ Арабский мир от халифата до наших дней . Материалы Всероссийской  межвузовской  преподавательско-студенческой конференции. Махачкала, 2009

 

 

 

 

 

                                     Заявочный регистрационный лист

Фамилия

Саидова

Имя

Марина

Отчество

Загидовна

Место работы

ДГПУ г. Махачкала РД

Должность, ученое звание

Зав. кафедрой истории стран Востока, доцент

Тема доклада

К вопросу о политическом исламе в странах Востока и Дагестане на рубеже XX-XXI веков

Контактный телефон

8-928-555-01-10

 

 

 



[1] Саидова М.З. Арабский мир –исторические параллели. \\  Арабский мир от халифата до наших дней . Материалы Всероссийской  межвузовской  преподавательско-студенческой конференции. Махачкала, 2009 С.5

[2] Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. М., 2008 С.308

[3]  Амирова З.М., Магомеддадаев А.М. Политический ислам на Северном Кавказе: роль внешнего влияния. Махачкала, 2009 С. 4

[4] Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток за кулисами и на сцене. М., 2006 С.317