Эльрих И.В., Таликова Г.Т.

Карагандинский университет «Болашак», Казахстан

Условия формирования творческой

деятельности младших школьников

 

Развитие творческих способностей учащихся - едва ли не самая значимая цель всех современных инновационных технологий. Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [1].

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения [2].

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Этот возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать творческие способности. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни [3].

Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:

- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития;

- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;

- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.

Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.

Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации, придерживаясь которых можно уменьшить «антитворческий» или «творчество – подавляющий» эффект любого обучения. Действительно, всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но при определенных условиях и «убийцей» творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществить ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет «изобретать велосипед».

1.Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу.

3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции. Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

5. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

6. Совместная с преподавателем исследовательская деятельность.

7. Поощрение стремлений человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами».

Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.

 

Литература:

1. Страхов И.В. Психология творчества. - Саратов, 1968. - 143с.

2. Формирование творческих способностей. /под. ред. Кан-Калика В.А. - Ленинград, 1988. - 135с.

3. Барташникова И.А., Барташников А.А. "Учись играя." Харьков: Фолио, 1997

4. Заика Е.В., "Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников" // Вопросы психологии. 1995. № 6 - С. 43-54.