Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная социально-

педагогическая академия,

Республика Башкортостан

 

Философская проблематика башкирского исторического романа

         В историческом романе, как правило, изображаются противоречия эпохального масштаба – войны, социальные катаклизмы, революции, восстания, их последствия и отражение в судьбе масс. При этом писатели-историки стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жизни выступают не только и не столько хроникерами событий и бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, скоротечности бытия, роли личности в истории, в судьбе народа. Их художнический взгляд направлен на уяснение того, что в жизни с ее кажущейся хаотичностью, быстротечностью кроется некая упорядоченность, гармония, подчиненность высшим законам бытия, целенаправленность и закономерность.

         Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способный к самопознанию, поискам смысла жизни, причин социальных противоречий, осознающий свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия – добра, счастья, свободы, равенства, справедливости, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют  писателям говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории, причастности к бесконечному ряду. Предметом рассуждений на подобные темы может стать роман Нугумана Мусина «Притяжение свободы»[1], в котором  изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость – восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исякаевым.

         Роман изобилует показом размеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями, соблюдением обычаев, обрядов, следованием языческим поверьям, почитанием старших, ухаживанием за детьми, занятием скотоводством, слитностью с природой, думами о будущем. Автор склонен изображать жизнь людей в разных ее проявлениях – и в радости, и в горе, и в острые драматические периоды, и проводит мысль о том, что они причастны к большому историческому времени, осознанно или неосознанно приобщены к бытийному единству. Художественное воплощение эта мысль находит во многих сценах и  эпизодах. Например, проводы джигитов на войну, свадьбы Аллагула и Сырбики, Шонкара и Габдельбаната и др. Соединение двух сердец,  пишет автор, это – продолжение жизни, несмотря на лишения, страдания, раздоры и войны. А в это время, продолжает он, в другом месте, другие люди решали судьбу целого народа, придумывали много хитростей, чтобы покорить его, подчинить своей воле; шли на угрозы, подкуп, шантаж; к сожалению, это – тоже жизнь, где идет вечная борьба добра и зла, любви ненависти, светлого и темного…

         Философская проблематика романа прежде всего связана с образом главного героя. Его жизнь, начиная с детства до преклонного возраста, составлена из этапов, многочисленных больших и малых событий, поступков и деяний, в сумме образующих судьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессе обнаружения, познания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. Уже в начале романа дается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса, что является не только данью занимательности сюжета. Юный герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.

Писатели всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как источника его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Н. Мусина природа часто дается через субъективное повествование, через восприятие Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром во время отдыха в походе. Перед ним - поляна, рассыпанная цветами, кругом тишина, нарушаемая лишь трелью птиц, журчанием ручья, легким шелестом листьев. Он думает о том, что именно в такие минуты человеку приходит отдохновение, душевное равновесие, озарение, острое ощущение своего высшего предназначения, чувство вины за творимое зло на земле, и что за быстротечностью жизни, в мирской суете он не видит и не ценит красоту окружающего мира.

         Как и другие башкирские исторические романисты, Н.Мусин пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от родины, тосковали по родному дому, по своим семьям. В романе есть эпизоды, полные психологической правды и глубины, драматизма и эмоциональности, рисующие воина-башкира с его думами о родных и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Ему, часто находящемуся в походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом, здесь обретал покой, равновесие после побед и поражений. Так, тема Дома в романе становится неустранимым бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для Алдара – это и семейный праздник, и олицетворение прочности быта, полноты бытия.

         Мотив Дома тесно связан с женскими образами романа. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина – символ любви, доброты, заботы, семейного уюта, тепла, мира. В то же время она – великая страдалица, на которую обрушиваются удары судьбы, тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких.

Семейно-бытовые картины в авторском исполнении наполняются символическим значением, передают мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия воплощена в судьбе Гильмиязы, любимой Алдара. Ее образ пронизан трагическим пафосом, выступает символом неосуществленной мечты, возможного, но несбывшегося счастья быть рядом с любимым.

         На бытийную природу человека проливают свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Это и отправление жениха в поиски своей пропавшей невесты, описание его приключений и злоключений на этом пути, и поединок двух воинов – Алдара и черкеса-  перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою, Алдар-батыр тем не менее не испытывает радости, удовлетворения, так как считает это убийством, покушением на святая святых – на жизнь человека. У героя берут верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим связаны и антивоенные мотивы романа. Война – это убийство, боль и страдание людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах произведения.

         В антиномии частного и общего, локального и масштабного, быта и бытия важную роль играет прием антитезы, использованный в характеристике персонажей. Противопоставление двух исторических лиц – Алдара Исякаева и Алексея Тевкелева – в этом плане имеет принципиальное значение. За ними два понимания смысла жизни, ее бытийных основ. С одной стороны – чистота помыслов и деяний, самоотверженное служение своему народу, делу его освобождения, преданность родным корням, духовное и физическое совершенство, честность и прямота, с другой – подмена сущностных основ жизни низкими, корыстными, честолюбивыми интересами, моральная нечистоплотность, трусость, малодушие, жестокость и коварство по отношению к некогда близкому человеку, а по большому счету – измена своему народу. Эту конфликтность можно рассмотреть и на более широком историческом контексте как противостояние человеческих сообществ, преследующих разные цели, как сопротивление башкирского народа колонизаторской политике самодержавно-крепостнического строя в начале ХVIII века. Тем самым автор еще раз демонстрирует мысль о несовершенстве бытия, о существовании неразрешимых конфликтов, связанных с самой природой человека. Это – не коллизия, противоречие, устранимые в рамках изображаемого времени, не временное отклонение от гармонии, совершенства, а неотъемлемая грань земного бытия, заключающего в себе и нечто несовершенное, негативное.         

         Герой романа Н.Мусина понимает, что в этом мире есть место и счастью и несчастью, любви ненависти, радости и печали. Однако признание этого  не приводит его к отказу от борьбы, к пассивному созерцанию отрицательных сторон, явлений действительности. По ходу развития сюжета меняется не сам конфликт, а отношение к нему героя. Если в начальных главах романа он еще колеблется, сомневается в необходимости, неизбежности вооруженного выступления, пытается удержать и сородичей от этого, то в дальнейшем  становится его организатором, идейным вдохновителем. К концу романа герой осознает обреченность восстания, тщетность попыток серьезных изменений в отношениях с самодержавной властью в данный исторический период, но в то же время и необходимость борьбы ради будущего.

         Попыткой осознать смысл прожитой жизни наполнены раздумья героя накануне смерти. Сравнение его с лучом солнца, мгновенно и ярко вспыхнувшим на темном небосклоне и исчезнувшим в бесконечном потоке времени, во многом объясняет судьбу героя.

         Тема смерти, лейтмотивом проходящая через все повествование, также выступает особым бытийным элементом сюжета. Еще в первой части романа автор рассказывает о смерти старшего брата Алдара Давлетбая и в ходе дальнейшего развития действия описывает героическую гибель Имян-батыра, Кусюка, самого Алдара и других. Их смерть осмысливается автором не столько как частное явление, а в высоком, трагедийном ключе, как самопожертвование, гибель героев за народ, за высшие ценности жизни.

         Обращенность писателя к бытийным сторонам жизни расширяет смысловые границы книги, показывает его умение на локальном материале дойти до сущностных явлений, за единичным, частным фактом увидеть глубокий символический смысл, движение жизни, истории. В этом плане значимы также детали-символы. Таковы, например, меч, кольчуга, подаренные Алдар-батыру дедом и отцом, символизирующие воинскую доблесть, отвагу, защиту родины. Тема «отцов и детей», взаимоотношения Алдара со своим отцом Исякаем, аксакалами Минлегужой и Мамбатсурой призваны олицетворять незыблемость вековых устоев, преемственность поколений, следование неписаным законам нравственности, народной мудрости.

         Можно заключить, что все конкретно-историческое, частное, бытовое в романе Н.Мусина наполнено глубоким содержанием, подчинено раскрытию смысла жизни человека, показу его места, судьбы в общем потоке истории, в ее переломные, решающие моменты.

 

 

Примечания

         1. Нугуман Мусин. Притяжение свободы. Роман. //Бельские просторы,                                           

             2001, №№ 7-10.