Лада Д. И.

Научный руководитель: Сухина И.

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ СОРКРАТА

 

 

 

            Его первые общественные выступления приходится на начало эры Перикла, т. е. на время, непосредственно предшествующее началу Пелопонесской войны. Она со всей очевидностью показала, что классовая детерминация была для многих политических представителей более определяющим фактором, чем «государственная принадлежность».

             Сдвиг центра тяжести философских интересов, о чем уже говорилось в связи с софистами, был в значительной мере обусловлен именно интенсивностью политической жизни в Афинах. Если софисты переносят направленность философских интересов из области познания природы  и окружающего мира на человека, на науки, касающиеся непосредственно человеческой деятельности, то Сократ идет в этом направлении ещё дальше. Софисты на ряду со своими основными проблемами занимаются еще и физикой, астрономией, математикой и т. д. как близлежащими вопросами; что же касается Сократа, то он отвергает всю натур – философию, как «для человека излишнюю». В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Сократ исходил из полностью противоположной позиции. Уже перед началом Пелопоннесской вокруг него образуется кружок слушателей, имевших такую же, как и он, политическую ориентацию. Со временем значение этой сократовской «группы» возрастало. Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-либо области знаний. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишни и принципиально невозможным  изучение природы и объяснения природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира – «духовный принцип». Основой понимания этических принципов, отношений к полису и религии Сократ считал именно последовательное познание «себя самого». Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Однако речь не идет о некоем, выражаясь по собственному, субъективно-идеалистическом элементе. Даймонион, согласно Сократу, имеет божественное происхождение. Именно посредством этого  «даймониона» боги выделяют человека и сообщаю смысл всему мирозданию. Целью всего в мире, по Сократу, является человек. Весте с материализмом Сократ отвергает натурфилософию, ее причинноследственные закономерности. В беседах и дискуссиях  Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи он ставит весьма понятный вопрос :как может быть нравственным человек, если он не знает что такое добродетель? В дано случае познание сути  добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Так, для Сократа, мораль сливается с знанием. Исинная нравственность, по Сократу, - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

             Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.