Право/1.История государства и права

К.ю.н. Серёгин А.В.

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Царская власть и социальная организация

скифских племён

Великая Скифия образовалась в Северном Причерноморье не позже VIII в. до н.э. В современной историографии скифов принято считать ираноязычным племенем [2,  с. 64]. Вместе с тем, дореволюционные авторы, например,  В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Екатерина II, А.Д. Нечволодов и др., считали скифов славянами, ибо греки, описавшие это племя, скифами называли всех жителей Восточно-европейской равнины [4, с. 21]. Так, Екатерина II указывала, что наши летописи (написанные, как правило, греками) полян, древлян, бужан, радимичей, вятичей, хорватов и дулебов называли Великой Скифией, а жителей Крыма и азовского побережья Малой Скифией [3, с. 39]. До 1917 года слово скифы писалось через букву фита, что могло возникнуть, при искажении славянского слова «скиты», т.е. скитальцы – кочевники.  У славян «скит» – это межродовое поселение с капищем, где совершается богослужение, а близкое к нему «скуф» - поселение без капища, но с городищем (огороженное место), где проходят богослужения на открытом месте у священных деревьев – Дуба, Берёзы и Ясеня. 

Кроме того, славнейшим героем со стороны эллинов во время осады Трои был Ахиллес. Песнопевец Гомер приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго греческого царя Пелея с русалкой, но позднейший эллинский летописец Арриан утвердительно говорит, что Ахиллес был чистокровным скифом, родившимся на берегах нынешнего Азовского моря; он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость и поселился в Греции, где вскоре прославился замечательными подвигами и храбростью. Признаками скифского происхождения Ахиллеса, по словам Арриана, были его русые волосы, голубые глаза и необычная ярость в бою, а также покрой и скифский покрой его одежды с застёжкой. Эти данные аналогичны морфологическим признакам славянского рода.

Погребение Гектора, описанное в «Иллиаде», тризна, погребальный костёр и всё сопровождающее это действо не могут не привести на память славянские погребальные обряды, сохранившиеся до X – XII вв. н.э. и имевшие почти трёхтысячелетнюю историю, т.е. уходившие, в середину II тыс. до н.э. Они более чем похожи, они совпадают до мелочей, как, например, курган Патрокла (товарища Ахилла, тоже тавроскифа) и черниговский курган X в. н.э. Чёрная Могила и описание погребения руса у Ибн-Фадлана. В IX в. н.э. мы встречаем в войске Святослава под Доростолом то же трупосожжение сжертвоприношениями и возлиянием вина. Причём Лев Диакон Калойский, описавший события русско-византийской войны, так и говорит, что «приняли они, русы эти … таинства от товарищей Ахилла» [5, с. 23].

Ещё во времена римского поэта Овидия (I в. до н.э. – I в. н.э.) Северное Причерноморье продолжало называться Ахилловой землёй [5, с. 15].

Таким образом, «уже во время осады Трои величайший из греческих героев был по происхождению скиф-славянин, уроженец берегов Азовского моря, родины и нашего доблестного донского казачества» [4, с. 22]. Важно иметь ввиду, что на стороне троянцев воевало одно из славянских племён – венеты, которые в последующем построят славный торговый город Венецию.

Новгородский летописец отмечал, что в древности единый князь Славен с братом Скифом, имея многие войны на востоке, пришли к западу, и покорили многие земли около Чёрного моря и Дуная. Славен-князь оставил по Дунаю сына своего Бастарда, пошёл к полуночи, и основал великий город Славенск. Его бран Скиф-князь остался у Понта Меотиса (Азовского моря), где обитал скотоводством, и прозвалась та страна Великой Скифией [3, с. 35].

Первые письменные сказания греческих писателей о скифах относятся приблизительно ко времени за 800 лет до н.э. В сказаниях этих повествуется, что воинственные и храбрые скифы, появившись на берегах нынешнего Азовского моря и у устьев Днепра, навели такой страх на прежних обитателей этих мест, носивших название киммерийцев, поспешно покинули свои земли и без сопротивления бежали через Кавказ в малую Азию.

«Сведения эти ясно показывают, что уже с первых времён своего появления в Европе наши предки заявили себя храбрым и воинственным народом, - отмечает А.Д. Нечволодов, - который не замедлил предпринять ряд славных войн и походов» [3, с. 35].

На протяжении двух столетий до VI в. до н.э. отмечалась военно-политическая активность скифов. В это время они совершили несколько удачных походов в Закавказье и на Ближний Восток.

Особенно прославились скифы своим далёким походом, предпринятым ими с огромным количеством всадников, около 630-го г. до н.э. от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению. Персию и Малую Азию вплоть до далёкого Египта.

Поход этот продолжался 28 лет и доставил громкую известность его участникам. При своём движении скифы, гарцуя на лёгких конях и предавая всё огню и мечу, наводили такой ужас на встречающиеся на пути народы, что многие из них, не вступая в бой, спешили откупаться богатыми дарами от грозных завоевателей. На своём победоносном пути скифы подчинили себе мидийского царя Киаксара и заставили его платить себе дань; затем они направились к Ассирии и ассирийскому царю пришлось откупиться от них бесчисленными сокровищами своих дворцов. От Ассирии скифы повернули к западу, к богатым городам Финикии, проникли по морским берегам в область Филистимлянскую и направили по ней свою шествие на Египет. Видя это, египетский царь Псамметих вышел им на встречу с богатейшими дарами и упросил их удалиться назад. Тогда скифы повернули на север и вторглись в Иудею. Они едва не захватили и сам город Иерусалим, чего ежечастно ожидал трепетавший за свою судьбу иудейский народ. Но молодому иудейскому царю Осии, вместе с главным царедворцем, удалось отвратить беду от столицы и с помощью своих сокровищ умолить скифов пощадить их город [1, с. 18 - 20].

Период доминирования скифской культуры на пространстве от Днепра до Закавказья (VIIII вв. до н.э.) совпадает со временем формирования скифской родовой державы.

Скифское сообщество состояло из трёх крупных межплеменных союзов: царские скифы; скифы-скотоводы; и скифы земледельцы [2, с. 64].

Царские скифы занимали привилегированное положение, что закреплялось обычаями. Они обладали правом сбора дани с других родов и подвластных племён. Царские скифы сконцентрировали в своём обществе большое количество материальных благ, составлявших атрибутику захоронений. В курганах скифской знати археологи находят многочисленные золотые изделия, захоронения рабов. Сами цари составляли корпоративное, замкнутое сообщество, но верховная власть редко передавалась по наследству, а приобреталась на выборах знати. Обобщив эти сведения, можно предположить существование у царских скифов института права коллективной собственности [2, с. 64].

Скифы-земледельцы и скифы скотоводы расслаивались на четыре общественные группы: 1) жрецы; 2) воины; 3) общинники и 5) рабы.

Жречество у скифов составляло отдельное сословие, возможно, касту. Выделялось несколько категорий жрецов: царские прорицатели и монахи-отшельники (энареи). Категория царских прорицателей обладала правомсуда, следовательно, эти жрецы толковали нормы обычного права. Монахи-отшельники отправляли обряды различным богам. В скифской державе сложилась своеобразная область агрипеев, свободная от юрисдикции царей. Наиболее почитаемыми среди скифов были служители культа бога войны Ареса, которому повсеместно воздвигались храмы, капища и алтари. Но Арес – это интерпретация греческих авторов. Судя по всему скифы именовали бога войной по иному, при чём в описании капищ посвящённых Аресу у Геродото указано, что расположены они на холмах, где установлены огромные древние мечи  вокруг которых возжигается огонь [1, с. 37], что весьма похоже на порядок прославления Перуна древними славянами. В рассказе Геродота об отступнике скифских обычаев царе Скиле, сказано, что Бог скифов обрушил свой перун на дворец, от чего тот сгорел в пламени [1, с. 43]. В славянской мифологии перуницы метает только Перун Громовержец.

Достаточно многочисленной социальной группой являлись воины. Поэтому большинство зафиксированных современниками  норм относится к военным обычаям скифского родоплеменного союза. Так, субординация в войске зависела от личностных качеств война. Проявившие доблесть имели преимущество при ежегодном перераспределении земель, при дележе военной добычи и отправлении религиозных обрядов.

В двух местах близь устьев рек Днепра и Дона, а именно: в лесистой местности по восточному берегу Днепра, всегда собирались ватаги молодых и жаждущих воинских приключений скифов; они постоянно производили или на быстрых ладьях, или на резвых конях воинственные набеги на соседние племена. «Эти скифские гнёзда в низовьях Днепра и Дона, куда собиралась вся их беспокойная вольница, и были древнейшей родиной нашего славного казачества – запорожцев и донцов» [4, с. 32].

В собственности скифских воинов были рабы из числа военнопленных, поскольку общество было патриархальным, члены семьи подчинялись власти главы семейства – воина.

Скифы-земледельцы и скотоводы, выплачивали дань (налог) для содержания воинов.

Основной единицей общества была патриархальная семья. Единоличным хозяином в семье был муж. Жена и дети находились под его властью. Хозяйственной единицей в семье или общине кочевника была повозка (арба). У земледельцев такой единицей служил двор. Скифские семьи были большими и объединялись в соседские и родовые общины: у скотоводов отмечаются таборы, а у земледельцев поселения. Среди поселений были достаточно крупные населённые пункты: Неаполь (Крым), Гелон (Донецко-Днепровское междуречье), Елизаветинское, Кобяковское, Недвиговское и другие городища (Северо-Восточное Приазовье). Как земледельцы, так и скотоводы различались по имущественным признакам.

Рабы в скифском обществе подразделялись на патриархальных (скифского происхождения) и военнопленных. Рабы скифского происхождения были неотчуждаемой собственностью, поскольку не передавались по наследству, а убивались, после смерти хозяина. Военнопленные рабы продавались  грекам или обменивались на своих соплеменников захваченным в бою сынами Эллады.

Вместе с тем значительного распространения институт рабства у скифов не получил. Вероятного его появление было связано с влиянием греческой рабовладельческой цивилизации.

По свидетельству Геродота, антагонистические отношения между рабами и рабовладельцами привели в V в. до н.э. к восстанию, которое было с трудом подавлено, численность рабов при этом сократилась. Во избежание повторения восстаний, скифы стали увечить (ослеплять) своих рабов, что ограничивало сферу применения рабского труда. Развитию рабства не способствовали также географические и климатические особенности региона. Кроме того, скифская родовая держава не имела развитой инфраструктуры и соответствующих институтов принуждения.

 

Литература:

1.     Геродот. История. // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Сост. В.Ф. Патраков, В.В. Черноуса. – Ростов-на-Дону, 1990. 

2.     Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. – Ростов н/Д., 2006.

3.     Екатерина II. Российская история. Записки великой императрицы. – М., 2008.

4.     Нечволодов А.Д. Сказания о земле русской. – М., 2007.

5.     Петухов Ю.Д. История древних руссов. – М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные об авторе

 

Фамилия

Серёгин

Имя

Андрей

Отчество

Викторович

Организация

Ростовский государственный университет путей сообщения, кафедра «Теории  государства и права»

Ученая степень и ученое звание

Кандидат юридических наук, доцент

Должность

Доцент

Почтовый адрес

344064 г.Ростов-на-Дону, ул. 2-я Пятилетка, 8, кв.7

Контактные телефоны

(863) 295-34-98 (домашний), 8-904-345-28-07 (сотовый)

E-mail

andrei-seregin@rambler.ru