Яскилка О.А.

Научный руководитель: Лавлинский Р.А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Взаимоотношения Человека  и Природы

Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг «вечных» проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в современной человеческой истории приобрела, к сожалению, трагический характер. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение.

В своей работе я хочу рассмотреть именно философские аспекты взаимоотношений Человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить постепенное ухудшение экологической ситуации на Земле.

Также хочу отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко не нова. Так как жизнь Человека  нельзя  представить без воздействия  Природы, а существование  Природы  невозможно  без влияния на нее Человека.

Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их единстве. Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство Человека с Природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства Человека и Природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония Человека с Природой.

Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа-предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона - жизненная необходимость людей. Конечно, каждый Человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся условиям природной среды, новой для него среде обитания.

Обратимся к примеру важности построения отношений. В отношениях Человека с Природой мы наблюдаем широкий спектр – от агрессивного потребительства и состояния «царя над природой» до полного подчинения ей, которое еще можно встретить у некоторых народов. Одна крайность привела к глобальному экологическому кризису, а другая – к остановке в развитии целых народов и их вымиранию. Вопрос отношений Человека с Природой очень важен для жизни цивилизации, и в новой эпохе они займут достойное место. Пришло время преодолеть глобальный кризис отношений с природой.

Они должны строиться на глубоком уважении и любви, но не на подчинении. Нужно вспомнить, что человек – существо иного порядка, чем природа. Да, он часть ее, но часть творческая, созидающая, формирующая многие процессы жизни, в том числе и саму природу. Природа дана человеку для его счастливой жизни. Все на планете предназначено для этого! Природа дана человеку для раскрытия его творческих способностей. В Библии так и говорится, что творец дал Адаму возможность назвать именами собственными все растения и животных. Дать имя означает дать жизнь. А люди из состояния творца мечутся между двумя крайностями – от подчинения и обожествления природы до безжалостного ее использования.

       Сегодня всем ясно, что чистота окружающей среды не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен "стрелками", направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ Человека - в противовес человеку потребителю, человека гуманного по отношению к самому себе и Природе. Все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать каким-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли".

Если бы это было в наших силах, люди постарались бы занять в Природе самое привилегированное место, самое лучшее, самое высокое, ибо мы привыкли считать, что человек является венцом эволюции.

Я не отрицаю, что по сравнению с животными, растениями и минералами человек — более развитое существо. Но мы не можем занимать это место в природе исходя лишь из тщеславия, из убеждения, что мы лучшие, что мы — венец творения, но только потому, что человек обладает способностью нести большую ответственность в сравнении с минералами, растениями или животными.

Какова наша роль в Природе? Быть максимально ответственными: этого невозможно требовать от минералов, растений и животных, на это способен лишь человек. И это его место, поскольку мы способны думать и действовать в согласии с Природой, сотрудничать с ней и не нарушать ее законов.

Я считаю, что с точки зрения философии человек должен нести больше ответственности и быть опорой, а не тем, кто уничтожает и использует Природу в личных целях. А также больше уделять внимания рациональному использованию Природы, так как она является неотъемлемой частью  человеческой  жизни.