Миронова Н.М.

Научный руководитель: Давыденко Э.Н.

 

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

Городская и сельская культура: обособление и взаимодействие

 

Деление культуры на городскую и сельскую имеет свою специфику: национальную, территориальную, историческую. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности.

Деление культуры на городскую и сельскую - актуальный вопрос на сегодня. Является ли это проблемой? В чем различия между этими культурами? Каким образом происходит взаимодействие между ними? На эти и многие другие вопросы ищут ответы известные социологи, такие как Панарин С.А., Акаев А.А., Капелюшников Р.И., Лукашевич М.П., Туленков М.В. и другие.

Для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих «подкультур» внутри «большой» культуры [1]. Поэтому целью статьи является анализ данной проблемы с помощью выделения двух векторов в развитии отношений между культурами жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции (как самостоятельные культуры), и в направлении к сближению (их взаимодействие).

Первый вектор характеризуется, прежде всего, стремлением городской и сельской культуры к самоизоляции, обособлению [2]. Каждая из этих культур имеет свои особенности и отличия, которые и являются границами между гродом и селом.

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров.

Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; высокой плотностью человеческих контактов [3].

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган занимался изучением особенностей сельской культуры, среди которых можно выделить:

-       неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года;

-       персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными;

-       грубоватость и фамильярность в общении друг с другом;

-       в потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи;

-       ограниченный культурный выбор (отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности);

-       сельские жители чтят и соблюдают обычаи и традиции гораздо больше, чем горожане.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками [5]. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах). Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.

Деревня отличается от города меньшей степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре и образе жизни населения.

Одна из центральных проблем развития культуры — взаимодействие традиции и новаторства – отражена во взаимодействии городской и сельской культуры, что обуславливает второй вектор.

Основной конфликтогенный потенциал культурного взаимодействия в 21 в. связан именно со столкновением городской и сельской цивилизаций. Именно он порождает конфликт, который вначале развивается внутри каждой культуры, затронутой модернизацией, и лишь впоследствии, по мере глобализации модернизационных процессов и вследствие их неизбежной асинхронности, начинает восприниматься как межкультурный [4].

Наличие этого «подстилающего» конфликтогенного пласта чрезвычайно обостряет всю проблему межкультурного взаимодействия, особенно в условиях массовых миграций. Оно усложняет поиски новой культурной идентичности, причем не только мигрантами, но и населением принимающих обществ, которые тщетно пытаются сохранить свою культурную идентичность неизменной в эпоху, когда перемешивание культур требует их взаимопроникновения и синтеза.

Уже сейчас, хотя синтез этот осязается только в зародыше, можно обнаружить его основные направления и тенденции:

а) использование рекреационных возможностей сельской местности для краткосрочного (ночного и в конце недели) и долгосрочного (во время отпуска) отдыха горожан и их лечения;

б) подключение горожан к сельскохозяйственному труду на собственных земельных участках, дачах; в) перенос из города многих учебных заведений;

г) дальнейшая урбанизация — в оптимальном варианте — хозяйственной деятельности и социальной инфраструктуры в сохраняющихся сельских поселениях.

Основной причиной миграции в город служит неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, поэтому число деревень неизменно становится все меньше и меньше.

Решением этой проблемы может быть проведение комплексных мероприятий по защите окружающей среды, создание достаточного числа рабочих мест, возможность выбора различных профессий, создание разных видов культурной деятельности. Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.

Итак, в наше время актуальной и важной является проблема исчезновения  сел и деревень, их культурное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями.

 

Литература:

1.   Герниш Н.Й. Соціологія. Підручник. – К.: Наукова думка, 2009. – 412 с.

2.   Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. – 396 c.

3.   Лукашевич М.П., Туленков М.В., Яковенок Ю.І. Соціологія: основи загальної,  спеціальної  і  галузевих теорій. – Київ: «Каравела», 2008. – 345 с.

4.   С.А. Панарин, А.А. Акаев, Р.И. Капелюшников Демографический переход и культурное разнообразие // Электронная версия бюллетеня Население и общество. – 2009. – №395-396

5.   Соціологія. Луксикевич М.П.,  Туленков М.В. – К. 2008. – 405 с.