Лаварсанова М.Г.

к.п.н.ст.преп.

.кафедры гражданского права

ДГПУ

Социальная направленность правового воспитания                       учащейся молодежи в цивилизованном государстве

 

Формирование демократического правового государства и гражданского общества - это единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный комплексный процесс, где одно без второго не может сформироваться и эффективно функционировать. Отсюда и демократические реформы, и формирование правового государства предполагают строительство такого гражданского общества, которое призвано быть на страже интересов людей, их прав и свобод.

Общеизвестно, что важнейшим показателем правового воспитания общества выступает уровень правосознания людей, живущих в нем. Существенный вклад в учение о правосознании внес известный правовед И.А.Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Правосознание понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», некая универсалия, которая имеет формально – юридическое, естественно – правовое измерение[1].

Правовое воспитание строится через правосознание и правовую культуру людей, живущих в определенном обществе, которые обеспечивают непрерывность развития правовых традиций.

Правовое государство - это образ жизни, государственное образование, основанное на верховенстве закона[2] , объективная закономерность, величайшее социальное достижение, эффективный способ организации общества и управления3, главной целью которого является защита естественных и приобретаемых прав человека и неукоснительное следование закону. Возникает вопрос, почему?

Во-первых, потому, что это состояние всеобщей подвластности закону граждан и должностных лиц, органов власти и управления, самого государства.

Во-вторых, закон — это единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общественный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.

В-третьих, закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, четкий порядок в обществе.

В-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от нарушения их прав, интересов и свобод.

Осуществление идеи правового государства в значительной степени  зависит от эффективности правового регулирования социальных процессов, совершенствования законодательства, постоянного укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем огромная роль в этом процессе отводится правовому воспитанию.

Правовое воспитание молодежи, и особенно школьников, осуществляемое в неразрывной связи с политическим, нравственным, трудовым, интернационально-патриотическим и другими направлениями воспитательной деятельности, является одним из основных направлений воспитательной работы, поэтому его следует вести не изолированно от развития социальных условий, а в тесной связи с экономическим, политическим и социальным строем общества, с конкретными этапами его развития.

Для выявления сущностно - содержательных параметров любого явления, в том числе и правового воспитания, прежде всего, необходимо обратиться к анализу содержания и понятия явления, в особенности в таких аспектах, как время появления этого понятия, основные этапы его эволюции. В этой связи следует отметить, что в психолого-педагогической, а также юридической литературе 70-х и 80-х годов проводились активные исследования проблемы правового воспитания подрастающего поколения. Однако, начиная с 90-х годов до настоящего времени, анализ этого аспекта воспитания по существу был предан забвению.

Эффективность правового регулирования во многом зависит от отношения индивидов к праву, от степени осознания ими правовых положений. Правовая информация является важным каналом воздействия на правовую культуру и правосознание граждан.

На современном этапе развития права это утверждение приобретает особое значение. Многие специалисты приходят к выводу, что утверждение французского юриста Ж. Карбонье о том, что человеку, «обладающему развитым правосознанием, не так уж и нужна информация о законе, при таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным», можно считать архаизмом, ибо настоящее общество требует глубоких знаний права у его субъектов. Знание права, как известно, как и любые другие знания являются результатом обучения и воспитания.[114,157, 191, 214].

Правовое воспитание является частью всестороннего и гармонического развития личности.

Всестороннее развитие личности во многом зависит от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом и своей совестью. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности учащейся молодежи.

В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. У социалистов-утопистов Т.Мора, Т. Кампонеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего развития приобрела иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения труда в процесс всестороннего гармонического развития, соединения воспитания с трудом.  К. Галвеций и Д.Дидро, развивая эту идею, в понимание всестороннего развития включили умственное и нравственное совершенство.[3]

Современная школа ставит своей целью способствовать умственному, нравственному, правовому, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей, где правовому воспитанию сегодня уделяется важная роль.

Важность правового воспитания молодежи обусловлена  тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей, а каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений. Это накладывает определенный отпечаток  на методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки[4].

Изучению проблем правовой информированности общества стали уделять большое внимание во второй половине XX века, к концу которого исследователи доказывали, что данная категория является действенным инструментом реализации творческой роли права и позволяет гражданам использовать их права и свободы в реальной жизни (А.П.Семитко)[5].

Схожую трактовку дает философский энциклопедический словарь: «Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий устой­чивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [6].

С точки зрения Канта, человек становится личностью благодаря самосо­знанию, которое позволяет ему подчинять свое «Я» нравственному закону. Анализируя данные определения, можно сделать вывод о том, что человек может стать личностью, научившись уважать не только свое «Я», но и ценить достоинство и «Я» других людей так же, как и свое собственное. «Возлюби ближнего своего как самого себя», — гласит одна их главных заповедей христианства.

Стать личностью самостоятельно человек не может. Формирование личности — процесс трудный, длительный, требующий глубоких и всесторонних знаний физиологических, психологических, возрастных и других особенностей человека, с активным участием родителей, школы, социума и государственной власти, которая избрана народом и осуществляет свою деятельность от имени избравшего ее народа, призвана обеспечить условия, необходимые для формиро­вания личности, интегрированной в современное общество[7] .

Права и свободы (естественные права) закреплены в статье 17 Кон­ституции Российской Федерации и предоставляют человеку (в том числе и детям) свободу выбора поведения. Но как он воспользуется этим своим правом? Значит ли это, что человек может делать все, что ему захочется? Как сформировать у него ценностное отношение к человеку, потребность соотносить свои права и свободы с уважением прав и свобод других людей, сознательно и добровольно соблюдать сложившиеся в обществе моральные, нравственные, правовые нормы и правила повеления? Очевидно, необходимо всеобщее правовое образование, которое включает в себя правовое обучение и правовое воспитание.

Идея использования права для полного и гармоничного развития че­ловека восходит к Древней Греции. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 — ок. 399 гг. до н. э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное — надо помочь ребенку стать достойным человеком. Ученик и последователь Сократа Платон (ок. 427 — ок. 348 гг. до н. э.) обосновал концепцию гражданского воспитания. В ее основе лежит идея гармонии как совокупности достоинств человека — гражданина.

Идеи гражданского воспитания с подчинением закону, праву получили дальнейшее развитие в Новое время. Так. К. Гельвеции (1715—1771) обосновал взаимосвязь законов и воспитания, показав, что совершенст­во воспитания зависит от уровня законов. Учение немецкого философа И. Канта (1724—1804) о государстве и праве затрагивало вопрос о воспитании. Он провозгласил «категорический императив», согласно которому надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства». И. Кант, помышляя о самоопределении личности, подчеркивал важность проблемы формирования высоко — нравственного чувства — голоса совести.

В петровские времена начали переводить книги по праву. Основанием для этого послужила резолюция Петра 1 от 1718 г.

Среди первых переводных книг была работа Самуила Пуфендорфа – представителя естественной школы права в Германии. Он первым предложил строить юридическую науку на светской основе. Книга С.Пуфендорфа  «Об обязанностях гражданина и человека» стала в России руководством по обучению правоведению. В то же время делались попытки создать учебные заведения, где было возможно осуществлять правовое обучение.

В силу того, что право имеет политическую природу и является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп, праву учили в тех пределах, которые позволяли бы формировать должную благонамеренность, законопослушность учащихся.

Правительство Николая I (1825—1855) разрабатывало проекты о практической подготовке воспитанников, «намеревающихся выйти из гимназии на службу». После отмены крепостного права (1861) Устав гимназий (1864) исключил законоведение из учебного плана, дав указание о необходимости бесед в послеурочное время по правовым вопросам.

Только в 1905-1906 учебном году актуализировалось преподавание за­коноведения в мужской средней школе. Преподавателям рекомендовалось обеспечить понимание детьми обязанностей перед государством.

К началу ХХ в. педагоги страны доказывали важность стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учеников, а потому предлагали организовать работу с юридическими источниками, готовить доклады и рефераты. В этот период не существовало научно обоснованной системы правового образования.

В методике правового обучения в 1920-е гг. произошли существенные изменения, которые оказали влияние на систему мероприятий по организации правового воспитания. В практике работы школ появился так называемый лабораторно-бригадный исследовательский метод. Ученики самостоятельно изучали юридические источники, искали ответы на вопросы жизни. Такой подход позволял индивидуализировать работу каждого, но в то же время развивать и навыки коллективной деятельности [8].

В последующие годы система правового образования приобрела идеологизированный характер. Доказывалось, что политическим источником методической деятельности учителя должны стать Программы КПСС, решения съездов и др. документы, а юридическим источником – Конституция СССР. При этом предлагалось различать основные и второстепенные цели правового образования.

Начало XXI века ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов, опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни; формирование активной гражданской позиции личности; уважение к правам человека и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.

Главными целями правового воспитания и обучения в условиях становления правового государства стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности[9]

В Государственном образовательном стандарте (образовательная область «Общество», 1. 4. 6 — «Политико-правовая сфера») определены следующие цели школьного образования:

·        содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;

·        формирование человека-гражданина, интегрированного в совре­менное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

·        воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободам человека;

·        формирование основ мировоззренческой, нравственной, правовой
экономической, социальной, политической, экологической культуры;

·        ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности, на непреходящие ценности национальной культуры .[10]

Анализ современных подходов к правовому воспитанию детей и подростков показывает, что, несмотря на их множественность, в основном они ориентированы на изучение прав и свобод человека (в том числе и ребенка), ознакомление с нормативно-правовой базой государства, юридической терминологией и т. д. Представляется, что такой подход значительно снижает эффективность правовоспитательной работы. С одной стороны (и это аксиома), любой человек, не знающий своих прав, не сможет ими воспользоваться и, естественно, его отношение к правам и свободам других людей будет безразличным, что приводит к девальвации самого понятия «права человека».[11]

 

 

 

 



[1] Никитин А.Ф. Основы обществознания: учебник для IX кл. общеобр. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. – 208с.

[2] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. – 472с.

 

 

[3] Певцова Е. А. Педагогические технологии обучения праву // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. - М., 2002. - С. 224-316.

Педагогика: учебное пособие для пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1987. – 383с.

[4] Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования / под ред. Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2003.- Вып. 2.- С.3-6.

[5] Рябко Н.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. - Ростов-на-Дону, 1969. – 84с.

[6] Краткая философская энциклопедия. - М: «Прогресс» - «Энциклопедия». 1994.- 576с.

[7] Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. -  М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815с.

[8] Певцова Е.А. Основные концепции правового образования в России и за рубежом // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. - М., 2002. - С. 174-203.

 

[9] Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования / под ред. Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2003.- Вып. 2.- С.3-6.

[10] Вырелкин В.П., Есипова Я.Ю. Формирование и развитие правового мышления как разрешение противоречий // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. - Волгоград, 1998. - С. 39-43

 

[11] Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для IV класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001. – 191с.