К.п.н ,Малинская Л.Л.,

Башкирский государственный университет им. М.Акмуллы, Россия

 

Формирование профессиональной компетентности

художника - педагога.

 

 

Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства рассматривается как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений, которая позволяет руководить процессом художественно-творческого развития школьников, а не просто обучать основам изобразительной грамоты.

Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие

в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта.

Педагогическая подготовка студентов в процессе специального образования подразумевает педагогическую направленность преподавания изобразительного искусства, положительное отношение и интерес к педагогической профессии (любовь к детям, склонность и готовность заниматься учительским трудом, стремление к совершенствованию своей квалификации). Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является и то, что формирование её происходит в единстве учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: как одна из существенных характеристик личности будущего учителя, отражающая потребностно-мотивационную сферу и как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности.

Профессиональная, художественно-педагогическая подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования – многоплановое, многоаспектное явление, которое требует учёта следующих положений:

Во-первых,  «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев.  Под «школой» автор имеет  в виду четкую систему и методы преподавания в обучении и воспитании, точность в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете  будущий учитель изобразительного искусства  должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, приобрести умение вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитание у студента желания и умения творчески работать с учениками, формирование системы умений и навыков по организации педагогического процесса на уроках и во  внеучебной деятельности учащихся.

Профессионально значимые качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Формирование профессиональных качеств будущего специалиста происходит в процессе целенаправленно организованной профессионально-педагогической  деятельности. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства.

Художественно-творческое мастерство – это виртуозное владение языком искусства, высокий уровень художественного мастерства, изобразительной техники, свободное владение художественными материалами. Овладение художественным мастерством, знание различных техник, понимание их специфических особенностей поможет будущему педагогу-художнику в реализации собственных творческих замыслов. Мастерство является качественным показателем творчества. Овладение художественным мастерством необходимо и в педагогической деятельности, в реализации замыслов учащихся, так как без этого невозможно руководить деятельностью учащихся и добиваться качественного результата. Профессиональная готовность будущего специалиста в области художественного воспитания и образования возможна только через его собственную художественно-творческую деятельность, которая формируется на предметах художественного цикла: рисунка, живописи, композиции.  Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является активизация художественной деятельности студентов. Исследователи проблем активизации учебного процесса (Т.И. Шамова),  выделяют три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Характерными особенностями этих уровней являются проявление высоких волевых качеств, упорство, настойчивость, широкие и стойкие познавательные интересы. Высокий мотивационный компонент обеспечивает активное включение студента в процесс художественной деятельности. Активизировать деятельность студентов можно через развитие у них художественно-образного мышления и воображения.

Художественно-образное мышление – это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека. Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, развитому в процессе обучения и следующей профессиональной деятельности. Развитие художественно-образного мышления будет успешным, если у студента будут сформированы представления об основных творческих задачах, решаемых искусством, в сочетании с постановкой перед студентами эмоционально-образных задач, в процессе решения которых он осознает выразительные  возможности художественного языка как средства  передачи содержания замысла. Формирование  профессиональных качеств художника-педагога строится на соблюдении образной специфики искусства. Вся совокупность художественно-изобразительных компетенций, приобретаемых в процессе вузовской подготовки, должна быть ориентирована на решение художественно-образных задач, т.е. использована в процессе собственного творчества. Выход на творческую деятельность, требующий как владения профессиональным мастерством, ремесленной стороной, так и развитым воображением, художественно-образным мышлением – обязательное условие профессиональной подготовки педагога в области искусства. К профессионально значимым качествам  учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность. Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач.

 На основе анализа педагогической и художественно-творческой направленности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств мы выявили структуру профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства. Исходя из анализа художественно-педагогической литературы, личного педагогического опыта, требования к овладению профессиональной компетентностью в области руководства художественно-творческой деятельностью школьников в ходе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства более подробно можно представить следующим образом (Табл.1).

 

 

                                                                                                   Таблица 1

Структура профессиональной компетентности будущего

учителя изобразительного искусства.

 

Художественно-педагогическая направленность

Художественно-педагогические

компетенции

Профессионально значимые качества

- мотивы, идеалы, потребности в области изобразительного искусства;

- стремление к передаче художественного опыта;    - интерес к детскому творчеству

- владение методами и приёмами художественной деятельности;

 - владение технологией обучения навыкам и приёмам художественной деятельности

- способность к руководству художественно-творческой деятельностью;

-художественно-творческая активность (художественно-образное мышление, вообра-жение, способность к созданию художественного образа);

- профессиональная мобильность;

 - продуктивность;

- организаторские способности;    - демократичность;

- коммуникативность;

- конструктивность

 

Итак, профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства осуществляется в образовательном процессе, основой которого являются психолого-педагогическая и  художественно-творческая подготовки. Результатом является формирование профессиональной компетентности, которая включает художественно-педагогическую направленность, художественно-педагогические компетенции, профессионально-значимые качества будущего учителя изобразительного искусства способного к руководству художественно-творческой деятельностью школьников, а в целом  к общему развитию личности учащегося.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]  /Л.С.  Выготский //  - М.: Педагогика, 2007. - 197 с.

2.      Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. -384 с.

3.      Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. – 326 с.