К.п.н. Ибрагимов А.И.

 

 

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

кафедра «Истории и культуры Казахстана»

Института магистратуры и докторантуры PhD, Казахстан

 

Ювелирное искусство казахов

 

 

Казахское ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. Оно развивалось на основе древних традиций, на протяжении многих столетий, вбирая в себя по крупицам опыт предшествующих кочевых цивилизаций, древних тюрок, а также богатого материального и культурного наследия Золотой Орды, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Именно в нем наиболее полно и ярко отражаются идеалы народа, его вкусы, уровень его художественных и материальных ценностей, что предопределялось спецификой производства, не утратило своей самобытности и отличается ярким национальным своеобразием. В отличие от произведений других художественных промыслов - резьбы по кости и дереву, производства кожаных и гончарных изделий - большинство из которых не сохранилось от прошедших времен, "вечные материалы" ювелирного искусства: бронза, серебро и золото оказались способными противостоять разрушительному действию времени и дают возможность проследить почти непрерывную линию развития народного искусства с древнейших времен до наших дней.

На территории Казахстана ювелирные украшения изготавливали с древнейших времен. Об этом свидетельствуют уникальные золотые изделия Иссыкского кургана (V–IV вв. до н. э.), золотая шаманская диадема из Каргалинского клада (II–I вв. до н. э.), а также ряд интереснейших артефактов, обнаруженных в Восточном и Западном Казахстане. Издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости, керамики, металла, посуда из глины, дерева и кожи, стекло, получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка, плетение циновок. Развивалось художественное литье из олова и бронзы.

Казахских ювелиров, работающих с золотом и серебром, называли «зергерами» от слова «зер» - золото, золотое украшение (зер-зар в переводе с персидского - золото). Зергеры работали в одиночку, часто передавали свое мастерство по наследству.

Казахские ремесленники по благородному металлу создавали свои предметы в декоративно- прикладном исполнении. Металл, серебро и золото покупали на базарах Средней Азии, Восточного Туркестана.

Главной продукцией зергеров были женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения... В качестве материала использовали золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, коралл, цветные стекла. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканивания мелкими окружностями, воспринималось живым и вибрирующим в результате штриховки зигзагами. Благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, агатами, хризопразами, сердоликом, жемчугом, кораллами, перламутром.

Женские ювелирные украшения, пользовались большим спросом у всех слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, со всем идейно-религиозным комплексом. Говоря о ювелирных изделиях казахов, необходимо прежде всего учитывать, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию, и смысловым значением были наделены здесь и форма, и орнамент, и материал. Так блеск серебра и его цвет ассоциировались у них, как и у многих народов мира с лунным светом, с Луной. В их представлениях "Бледная планета" и серебро были тесно связаны между собой; металл они рассматривали как частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами. Не случайно в воду для купания ребенка бросали серебряные кольца и монеты, говоря: "Баланын куни кумистей жарык бослын" (Пусть дни ребенка будут светлыми как серебро).

В национальном женском костюме ювелирные украшения несли важную информацию в виде разнообразных символических знаков, связанных с функцией оберегов, магией плодородия, возрастными особенностями и социальной принадлежностью.

Особой пышностью и великолепием отличался свадебный наряд невесты. В него входил высокий, конусовидный головной убор – «сәукеле», височные подвески и серьги, ожерелье и нагрудное украшение, браслеты и перстни, амулеты. Молодые женщины продолжали носить эти украшения в первое время после свадьбы и по праздникам. Глубоким символическим значением наделялись многочисленные подвески налобного украшения саукеле и низки коралловых бусин, олицетворяющие благодатный «золотой» дождь. Элементы растительного орнамента и россыпи зерни на украшениях символизировали плодородие. Репродуктивную роль женщины подчеркивали стилизованные фигурки рожениц, которые нередко изображались на боковых обкладках сәукеле. Замужество и рождение первенца возвышали статус женщины-казашки, которая становилась матерью, продолжая род своего мужа.

Разнообразные технические приемы применяли казахские Ювелиры (зергеры) для изготовления ювелирных изделий. Часто для отделки украшений применяли насечку. Из расплавленного серебра выковывали проволоку, которую затем протягивали через отверстия разного диаметра, пробитые в куске железа. Из проволоки выгибали нужную форму. Широкое распространение получила техника зерни, а также было известно несколько способов чернения серебра.

Практически все ювелирные украшения декорировались узорами. Во многих орнаментах и формах нашли отражение различные пережитки древних религий, магических обрядов, тотемизма и культа природы. К примеру: в Центральном, Восточном, частично в Северном Казахстане, преобладают рельефные украшения со скульптурностью форм, выполненные в технике штампа и тиснения.  Крупномасштабность и геометризация орнамента характерна для Западно-казахстанских ювелирных изделий. В Северном Казахстане среди украшений доминируют ажурные ювелирные украшения с чернью, со вставками многоцветных камней. Но в современном декоративно-прикладном искусстве Казахстана показаны  в основном одни и те же виды орнаментов.

Итак, изучение ювелирных украшений различных регионов Казахстана говорит о том, что набор орнаментов был гораздо более широким и разнообразным. Но они, как и другие символы, еще мало изучены нашими художниками и мастерами-декораторами.

Современные ювелиры в своих работах используют не только драгоценные металлы и камни, но и различные сплавы и искусственные камни, со позволяет создавать новые формы и изделия. Большинство мастеров в своих работах используют этнические мотивы и материалы.

Часто ювелирные изделия инкрустировались камнями. Сейчас можно назвать около 200 видов и разновидностей камней, применяемых в ювелирных изделиях. Одни из них — алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аквамарин, опал, гранаты, топаз, турмалин, бирюза, аметист, лазурит, малахит, нефрит, жадеит — издавна широко применяются. В последнее время внимание ювелиров привлекли некоторые разновидности минералов, не являющиеся в строгом смысле ювелирными, но обладающие красивой окраской, астеризмом или эффектом кошачьего глаза. К ним относятся скаполит, титанит, апатит, андалузит и многие другие. Ювелирными являются и некоторые камни органического происхождения — жемчуг, янтарь, кораллы, гагат, кости, рога и бивни ряда животных. Выдающиеся по своим размерам или, чистоте камни получали собственные имена и были известны человечеству на протяжении веков, став историческими. Их «биографии», зачастую фантастически невероятные, послужили темой творчества многих известных писателей, исследователей-историков.

Камни в казахских украшениях именуются словом “тас” - камень, или “ көз” - глаз. Подобное сравнение не случайно, вставные камни осмысливались, как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой. У всех восточных народов камни наделялись удивительными свойствами. Так, например, считали, что бирюза укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу над врагами. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, янтарь лечит зоб, бирюза приносит счастье. Особой популярностью пользовался сердолик, который считался камнем благоденствия и радости. Этот камень широко использовался не только для украшений, но и как оберег от сглаза. Ритуальной чистотой в представлении казахов обладало серебро.

За каждым из драгоценных камней и минералов в истории тянется длинный след из легенд, преданий и мифов. Относиться к этому историческому наследию можно по-разному. Многие современные лито терапевты считают древние сведения о трансцендентных свойствах минералов частью тайного знания, доставшегося человечеству либо в результате мистического проникновения сознания в герметические информационные области, либо наследием цивилизаций, существовавших задолго до формирования современного человечества. Некоторые ученые ищут, и подчас небезуспешно, рациональное объяснение влияния драгоценных камней на психику и физиологию человека.

Таким образом, знания о разнообразных свойствах драгоценных и полудрагоценных камней, ювелирных украшений, идейно-религиозном и функциональном значении декоративно-прикладного искусства казахов, включая мистические и лечебные, способны обогатить наше восприятие мира.

 

Литература:

 

1.     Бахти Асан. Шумеры. Скифы. Казахи.- Алматы: Издательский Дом «Кочевники», 2002.

2.     Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана.- Москва: Советский художник, 1984.

3.     Масанов Э. А. Кузнечное и ювелирное ремесла в казахском ауле. - Алма-Ата, 1961.

4.     Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. – Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.