Педагогические науки/5. Современные методы преподавания.

 

Тлеубаева М. Р., Тулегенова А.М.

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Виды образовательных компьютерных игр

Компьютерные технологии сегодня играют очень большую роль и занимают значительное место в нашей жизни, так же, как и изучение иностранных языков. Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Развитие и совершенствование игр тесно связано с развитием компьютерного обеспечения и технологий. Сейчас многие составные части компьютеров разрабатываются специально для игр.

Тема нашей дипломной работы «Компьютерные игры в обучении иностранного языка». Актуальность данного вопроса послужила толчком для выбора данной темы исследования.

Что же такое компьютерные игры? Компьютерные игры – это компьютерная программа или часть компьютерной программы, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Компьютерная игра облегчает изучение иностранного языка своей изумительной графикой, звуковым сопровождением, а также своими поуровневыми заданиями, что позволяет переходить от легкого к более сложному заданию.(3)

По жанровой классификации выделяют следующие игры: экшен, приключения, стратегии , симуляторы, головоломки, забавы.

     Наиболее интересными и требующими дельнейшего исследования для педагогов являются обучающие компьютерные игры: это игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.

Обучающий компьютер является инструментом, организующим самостоятельную работу учащегося, что в целом и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие компьютерные программы в обучении иностранному языку (1):

1. Уордсток (Wordstock) (программа для работы со словарем).

Программа для самостоятельного составления словаря. Обучаемый может записать до 1000 слов с их определениями и примерами. В любое время он может посмотреть слово или проверить свое знание лексики: на экране демонстрируется определение слова и следует вопрос о самом слове. Пример с пробелом служит подсказкой.

2. Мэтчмастер(Matchmaster)(программа на подбор соответствий).

Эта универсальная программа пользуется постоянным спросом. Обучаемый должен правильно соединить лексические единицы (от слова до абзаца в три строки) правой и левой колонок. Выбор проводится путем просмотра обеих колонок с использованием стрелочек-индикаторов.

3. Чойсмастер(Choicemaster)(программа на выбор вариантов).

Эта простая в работе программа для создания упражнений на множественный выбор. Программист может установить 3-5 вариантов выбора или разное количество для каждого примера и при необходимости включить индикаторы ошибок, регистрирующие каждое неверное действие. Вопросы могут демонстрироваться по порядку или вразброс.

4. Клоузмастер (Closemaster) (программа на заполнение пропусков).

Программа позволяет преподавателю или обучаемому вводить, записывать на диск или редактировать тексты объемом до 50 строк. Обучаемый выбирает текст по названию и перед его демонстрацией на дисплее устанавливает, какие слова в тексте должны быть опущены (от каждого пятого до каждого пятнадцатого). Затем, просматривая текст с пронумерованными пробелами, заполняет их. Тексты на разных языках с пробелами могут быть получены в печатном виде.

5. Кроссвордмастер (Crosswordmaster) (программа на заполнение кроссворда).

Программа позволяет создавать, записывать и решать на компьютере кроссворды, а также обеспечивает режим работы для двух обучаемых. Программист может определить размеры диаграммы (от пяти до пятнадцати квадратиков в любом направлении) и печатать в ней слова и пробелы.

         6. Юнилекс (Unilex) (программа для работы со словарем к тексту).

В программе составляется список всех слов текста по алфавиту и указывается частотность употребления каждого слова. Список может быть записан на диск или выдан в печатном виде. Он может быть использован в подготовке лексических пояснений к определенным текстам.

7. Гепмастер (Gapmaster)(программа на заполнение пропусков).

Программа позволяет преподавателю вводить большие тексты и определять элемент, который должен быть опущен – приставки, суффиксы, слова или выражения. При необходимости он может установить разрешение на другой, тоже правильный ответ. Текст вводится через специальный процессор. Обучаемый может заполнять пробелы в любой последовательности и выбирать проверяющий или обучающий режим. Каждый ответ может сопровождаться ключом, который появляется при любом ответе.

8. Спидрид (Speed-read) (программа на скоростное чтение).

Текст демонстрируется на экране частями по 8 строк в течение определенного времени (обучаемый должен выбрать время предъявления: от 1 минуты до 9 секунд – для очень медленного чтения; 9 секунд – для тренировки оперативной памяти). Цель упражнения – тренировка быстрого чтения с общим охватом содержания. После каждой страницы или всего текста могут быть предъявлены вопросы на множественный выбор.

Таким образом, существуют множество компьютерных игр и программ, которые можно использовать в обучении иностранному языку и в обучении в целом. Но мы считаем, что нужно обратить особое внимание  на эффективность использования данных игр в образовании.

 

Литература:

1.Яблоков К. М. Исторические компьютерные игры как способ моделирования исторической информации // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.: КомКнига / УРСС, 2007. С. 170—204.

2.Азимов Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 1997, №1. - 54-57.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арки-Глосса, 2000, - 165 с.

3.Каспин И.В. Использование компьютерных программ в обучении различным аспектам английского языка. // Новые технологии в преподавании иностранных языков: Материалы международного семинара. - Спб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1998. - 55-61.

4. Каспин И.В. Работа в компьютерном классе. // Новые технологии в преподавании иностранных языков: Материалы международного семинара. - Спб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1998.- 111-112.