Писная Ю.В.

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ САМОУБИЙСТВА

(по работе В.Розанова «Без цели и смысла…» (О самоубийствах))

Вопрос зарождения идеи о самоубийстве у человека, причины, предыстория суицидальных намерений, процесс принятия решения о совершении акта суицида, различия в мотивах (и соответственно дифференциация типов самоубийств) – все данные аспекты многозначны, не имеют единого ответа, являются актуальными и не прекращают вызывать особый интерес ученых. Проблема самоубийства будет актуальна до тех пор, пока данное явление присутствует в человеческом обществе.

Волнующих и неразрешенных вопросов касательно феномена суицида огромное количество  но, прежде всего, первичным является попытка определения и понимания причин, что приводят личность к суицидальным мыслям, а в результате и действиям.

Вопрос мотива побуждающего к действиям суицидентов  является не только одним из первичных, важных для ученых, исследователей, но есть и наиболее сложным, трудноразрешимым, скрытым, таинственным. Особое значение здесь приобретает факт подготовки и совершения акта самоубийства человеком  втайне от окружающих. Как справедливо отметил А. Камю: «Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца, подобно Великому Деянию алхимиков» [4, 223].  Единственными фактическими путеводителями в суть переживаний, мотивов и причин, приведших человека к суициду, являются предсмертные записки оставленные самоубийцами. Отметим, что:

1) предсмертные записки не всегда оставляются суицидентами;

2) не редко предсмертные записки являются фикцией (оставляются убийцами от имени, якобы суицидента, для введения в заблуждение следствия);

3) зачастую истинные предсмертные записки не только не объясняют причин самоубийства, но часто усложняют и вовсе разумение, до этого, казалось, понятных причин.

Обращаясь к очерку  В. Розанова «Без цели и смысла…» (О самоубийствах) важно выделить такой мотив самоубийства, как отсутствие возможности самореализации личности.

Для многих философов вопрос присутствия смысла в жизни человека является важным, ключевым. В свою очередь, русский религиозный мыслитель Н. Бердяев справедливо заметил: «Нужно чтобы было куда восходить, чтобы были «горы», лишь в связи с этим жизнь приобретает смысл» [3, 65]. Для В. Розанова смысл жизни и намеренное убиение человеком себя рассматриваются как корреляты единого целого. Более того, соотношение утраты смысла жизни и суицид приобретают у русского религиозного мыслителя своеобразную индивидуальную окраску. По характеру мотива такого рода самоубийства, В. Розанов именует как «беспредельные». В этом смысле предел (наличие явно выраженного, конкретного  мотива самоубийства) отсутствует. В сущности своей такого типа суицид  является, в какой-то мере, метафизическим, поскольку сам вопрос о наличии смысла в жизни является таковым. В. Розанов приводит пример, когда определенно мотивом суицида  представляется смыслоутрата, согласно предсмертным запискам, оставленными суицидентами. В свою очередь, мыслитель замечает, что запись «смысла в жизни не нахожу – и потому умираю» скорее является описанием состояния самоубийцы, а вовсе не мотивом суицида. В. Розанов замечает, что в вышеуказанном состоянии суицидент находился не только непосредственно перед актом суицида, но и долгое время до принятия решения о смерти.  Так, характер мотива - отсутствие смысла в жизни человека - является для В. Розанова «беспредельным» при этом обязательно «культурным самоубийством», поскольку (отмечает автор): «самоубийцы — всегда образованные люди» [5].

Определяя возрастные рамки суицидентов, для которых вопрос о смысле жизни (его отсутствии) является граничным, В. Розанов отмечает, что подобные метания приходятся на период окончания получения образования. Именно образование подготавливает молодого человека - становящуюся личность -  к будущей жизни, к тому какую ячейку в обществе займет этот человек, какие социальные роли ему отведены. В. Розанов отмечает: «Момент самоубийства в биографии самоубийцы всегда занимает то положение, какое в «плавании корабля» занимает момент отхода: от «пристани» (старый быт, старая семья) отстал, «отвалил», а «маршрута» не получил или не нашел» [5]. Таким образом, осознание человеком отсутствия смысла в собственной жизни влечет за собой деструктивные следствия – суицид.

Проблема мотивов суицидальных намерений и действий человека сложная, многоаспектная, создающая немало трудностей для исследователей, но одна из важных и актуальных. Поскольку, лишь определив истинные мотивы действий суицидента возможно сделать адекватное заключение касательно самого акта суицида (как в единичном случае, так и в дальнейшем сделать обобщающие выводы). Согласно В. Розанову «беспредельные» самоубийства одни из наиболее сложнообъяснимых, а значит и трудноискоренимых. Вся сложность кроется в метафизичности  мотива беспредельных самоубийств – утраты смысла жизни.

Литература:

1.      Адлер А.  Смысл жизни / А. Адлер // Философские науки. - М., 1998. -  №1. - С.15-26.

2.     Акопян К. Самоубийство: проблема мотивации / К. Акопян // Психол. журнал.1996. Т. 17. № 3. С. 153-158.

3.     Бердяев Н. О самоубийстве / Н. Бердяев // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 569 с.

4.     Камю А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 222-319.

5.     Розанов В. «Без цели и смысла…» (О самоубийствах) / В.Розанов //http://l-xlam-l.narod.ru/txt/rozanov.html#005