Зайцева М.В.

Дніпропетровский  національний університет ім. О.Гончара

Установки человека на «быть» и «иметь» и их результат в социальной деятельности

         Обладание и бытие – это те принципы, которые по мнению Э.Фромма, лежат в основе человеческой природы. Мыслитель рассматривает   их  как  «два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера».

Они обусловлены  как биологически, так и социально. Корневым стержнем тенденции к обладанию является желание человека быть бессмертным и один из сильнейших инстинктов – инстинкт самосохранения, но, по мнению Э.Фромма, притупленный, переставший побуждать человека к действию. Врожденное побуждение человека  к  солидарности и страх одиночества порождают тенденцию к бытию.

Желание обладать заставляет человека относиться к себе и к миру в целом как к объектам владения и выражается «в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность». Эти стремления превращают деятельность человека  в лишенный творческого начала набор операций, поверхностный и стереотипный. Отношения к себе и миру характеризуются состоянием пассивности.

Быть – означает  отношение к себе как к субъекту, предполагает независимость человека,  свободу,   активность. Активность Э.Фромм рассматривает как «социальнопризнанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально полезные изменения». При этом для модуса бытия характерна т.н. внутренняя активность, процесс «продуктивного использования человеческих потенций».

Обладание и бытие не являются отдельными принципами человеческого существования, но Э. Фромм подчеркивал, что «различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти,

представляет собой коренную проблему человеческого существования».

         С помощью категорий  обладания и бытия Э.Фромм анализирует почти все сферы социальной жизни человека. В современной культуре,  по Э.Фромму, преобладает ориентация на обладание,  охватившая буквально все стороны общественной жизни. И хоть философ и признает необходимость обладания некоторыми вещами (без них жизнь человеческая невозможна), но тем не менее  он считает, что стремление человека иметь те блага, которые предлагает, а иногда навязывает ему современная цивилизация, гипертрофировано  и является настоящей проблемой, что неминуемо грозит  привести мир на порог катастрофы.

         Э.Фромм убежден, что «природа обладания вытекает из природы частной собственности».   В   индустриальном обществе  нормой является приобретение собственности, ее сбережение и приумножение, что гарантирует более высокую позицию в социальной иерархии. 

         Стремление к  обладанию привело к патологическому,  неуёмному, потреблению, не приносящему человеку ощущения счастья. «О многих вещах можно сказать, что мы даже не делаем вид, будто пользуемся ими. Мы приобретаем их, чтобы иметь. Мы удовлетворяемся не приносящим пользы обладанием» [1,352]. С одной стороны в современном обществе человек, заботясь о своем  статусе, своей самооценке,  стремится обладать все большим количеством вещей, а с другой, это стремление подогревается и поддерживается всевозможными социально-економическими институтами.  СМИ, реклама и другие механизмы давления заставляют человека прилагать максимум усилий для достижения желаемого, что приводит к возникновению зависимости от различных организаций, «нужных» людей. 

Процесс потребления, по Э. Фромму, носит противоречивый характер:

приобретение вещей, а значит владение ими,  временно снижает порог тревожности и беспокойства, но со временем чувство неудовлетворения заставляет человека покупать все новые и новые товары. И не только товарами хочет обладать современный человек -  он  стремится «поглотить весь мир» [2,185].

Поглотить мир - значит сделать его своим, слиться с ним, дабы не ощущать себя одиноким и неуверенным, не чувствовать обеспокоенность по поводу неопределенности завтрашнего дня. Это стремление Э.Фромм объясняет тем, что человек в силу развития своего разума, вышел за рамки природы и утрачивает связь  не только  с ней , но и самим собой,  что может повлечь за собой возникновение чувства изоляции и привести к безумию.  И чтобы заполнить внутреннюю пустоту, чтобы вернуть себе иллюзорное ощущение счастья,   в современном мире индивид выбирает обладание. Но ориентация  на обладание – вещей, услуг, знаний, других людей, -  не решает этой проблемы и  не позволяет восстановить единство человека с самим собой. При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. Человек чувствует себя отчужденным от самого себя, окружающих, вещей, от общества в целом.

Несмотря на то, что существует устойчивое мнение  о приоритетности   в современном обществе модуса обладания и невозможности изменить эту установку, «людям, присуще глубоко укоренившееся желание быть». Ориентация на бытие и отказ от обладания, по мнению Э.Фромма, может восстановить связь с самим собой. Быть по Э.Фромму, это быть настоящим, ощущать свою причастность к себе и миру.

Модус бытия предполагает активность, но не внешнюю в виде простой занятости, которую философ называет отчужденной активностью, а так называемую  продуктивную, неотчужденную  активность, раскрывающую потенциальные способности человека.  При такой форме активности ощущается жизненная, настоящая связь со всем, что человек создает.

Ориентация на бытие, как указывает философ, позволяет избежать борьбы за владение той или иной собственностью и служит для рождения такой формы счастья, которую Э.Фромм называет счастьем разделенной радости,  и соответственно такая ориентация является «огромной потенциальной силой человеческой природы».

Несмотря на то, что в современном обществе подавляется стремление к бытию, такой способ человеческого существования имеет место всегда. От того, какая из тенденций -  преобладание принципа обладания или принципа бытия – станет доминирующей, зависит будущее человечества. Основной задачей общества, по мнению Э.Фромма, является радикальный  пересмотр ценностных основ общества, способствующий социальным изменениям.

Литература

1.     Фромм Э. Здоровое общество/Фромм Э. Мужчина и женщина. – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1998. – С.129-452

2.     Фромм Э. Иметь или быть?. - М. : Прогресс, 1986. - 238 с.