Бабушкина Е.А.

Соискатель Академии ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

Теории парламентаризма и народовластия в России в конце XIX- начале XX веков.

Предпосылки российского парламентаризма можно найти в  материалах созданной Екатериной II Уложенной комиссии. По сути дела, это была сословная депутация, которая детально изучала наказы с мест. Известно также, что в период «просвещенной монархии» произошло разделение исполнительной  судебной власти. Однако, первые научные разработки идей парламентаризма применительно к России были начаты М.М. Сперанским (1772-1839). Его проект «Введение к уложению государственных законов» предполагал разделение властей путем созыва представителей Государственной думы и введения  выборных судебных инстанций. Ученому также принадлежала идея создания Государственного совета как связующего звена между императором и государственной администрацией. Совет был создан и существовал до 1906 года. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева («Уставная грамота Российской империи») предполагал введение народного представительства, равенства перед законом, федеративную систему государственного устройства.

Идеи парламентаризма обсуждались и в российском обществе. В качестве примера можно сослаться на «Конституцию» Н. М. Муравьева и «Русскую Правду» П.И. Пестеля. Если первый проект отличался умеренностью (конституционная монархия, ограничение избирательных прав высоким имущественным цензом, федеративное территориальное устройство), то второй проект содержал более радикальные предложения (республиканская форма правления, поочередное президентство одного из пяти членов высшего исполнительного органа – Державной думы, всеобщее избирательное право, однопалатный парламент, унитарное государство). В этот исторический период доминировали две политико-правовые идеи: сохранение самодержавия или перехода к конституционной системе [1].

В дальнейшем политико-правовая мысль стала более сложной. Консервативной и, по существу, антиконституционной стала теория официальной народности С.С. Уварова (самодержавие, православие, народность). Как указывалось выше, идеи парламентаризма высказывались представителями консервативной  и либеральной мысли, а также западниками и  славянофилами в XIX веке.

Манифест Александра II от 19 февраля 1861 года «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» отменил крепостное право, предоставил крестьянам личную свободу и общегражданские права. Однако реформа экономических отношений не сопровождалась адекватной политической реформой. Конституционный строй установлен не был. Политические преобразования ограничились земской реформой 1864 года и городской реформой 1870 года, которые привели к созданию выборных органов самоуправления, уполномоченных на решение вопросов только местного значения.

Нарастание социальной напряженности в обществе явилось причиной раскола в правительстве во взглядах на ход осуществления реформ. Так, одна из группировок (Н.А. и Д.А. Милютины, М.Н. Муравьев, А.А. Зеленый, В.А. Черкасский) видели опасность и возможность нарастания социального протеста и поэтому требовала проводить в жизнь сделанные уступки. Другая группа (П.А. Валуев, П.П. Гагарин, В.А. Долгоруков, А.М. Горчаков) предлагали проводить политику уступок помещиков и ограничить пересмотр реформы 1861 года [2].

Во второй половине XIX века идеи парламентаризма освещались в трудах В.А. Гольцева, П.А. Долгорукова, К.Д. Кавелина, Ф.И. Родичева, Б.Н. Чичерина, Д.И. Шаховского и др. ученых и политических деятелей.

Представители радикальных политических течений идеи парламентаризма отвергали. Так, М.А. Бакунин с позиций анархизма рассматривал государство как инструмент несправедливости и угнетения. Другие представители радикальных течений, например, революционные народники, видя несправедливость существующей системы государственной власти, предлагали не ее усовершенствование,  разрушение.

Политические партии, формально запрещенные в России до 1905 года, формировались во второй половине XIX - начале XX века. Первыми образовались радикальные политические партии социал-демократов и эсеров. Если большевики стремились к пролетарской революции и рассматривали буржуазно-демократические требования как минимальные, то меньшевики отрицали диктатуру пролетариата и предполагали возможность сотрудничества с оппозиционными силами. Крестьянская партия эсеров проповедовала террористические методы и выступала за насильственное свержение монархии.

Либеральные политические партии сформировались преимущественно как оппозиция социал-демократическим партиям. Были образованы «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституциалистов», которые отстаивали идеи конституционной монархии и демократические свободы (П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, П.Б. Струве, М. И. Туган - Барановский и др.

Таким образом, в рассматриваемый период в России сформировались политические партии и движения, претендовавшие на место в будущем парламенте или высказывавшие свое отношение к нему. 

Литература:

1. Астафичев П.А. Народное представительство и парламентаризм:  

   конституционные проблемы Орел. 2004. С. 86.

2. Комзолова А.А. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху

    Великих реформ. М.:» Наука». 2005. С.9.