DMITRIENKO JU.N. (Дмитриенко Ю.Н., соискатель ученой степени доктора юридических наук Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)

 

THE FORM AND THE MAINTENANCE OF HISTORICAL AND MODERN UKRAINIAN LEGAL CONSCIOUSNESS (6)

(ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ (6)

 

         Продолжая далее попытаемся далее зафиксировать формирование наших аксиом касательно форми и содержания украинского правового сознания как типично национального по идеям известных классиков. Новая аксиома: содержанием философиско-правового произведения, научной, художественной и иной литературы (первая видовая природа) является сама действительность (первая родовая правовая природа),  правовая действительность, художественная и иная (вторая родовая правовая природа), первично правоосознанная выдающимися мыслителями – индивидуальными первичными субъектами украинского правового сознания (родовая правовая природа, а их произведения - видовая правовая природа) и осознанная (вторая родовая правовая природа) иным ученым, писателем, крупным общественным деятелем, образно отраженная ими в соответственном произведении (третья видовая правовая природа). При чем само это произведение стает идейным, мировоззренческим, нормативно-правовим, методологическим, научным, теоретическим, идеологическим и иным содержанием для правовых, методологических, научно-художественных, иных произведений, законодательних, нормативно-правовых (законотворческих и иных произведений – третья видовая правовая природа) по сути. При чем, согласно исследованиям, приведенная нами последовательность формирования первой, второй и так далее родовой и видовой правовой природы более характерна для периодов развития правового сознания, а последовательность наоборот – для периодов его же становления. Причем, чем технически и моральнее будет первая родовая правовая природа, тем технически и моральнее будет вторая (и далее) видовая правовая природа и наоборот, - но наш аксиоматический тезис успешнее ( а более строго, при более регрессивно запущенном осмыслении исторической и современной действительности – только так точно) в большей мере (а возможно только в этой мере) срабатывает при природных путях становления и развития любого правового сознания как типично национального. В этом плане, по диалектической терминологии, любая прогрессивная литература (родовая правовая природа) едина со всеми иной литератури (видовая правовая природа) как типичные виды идеологической надстройки, становясь содержанием, например, философско-правового  произведения (т. е. идейно-мировоззренчески оформляясь), познанная ученым и/или писателем действительность, найденные им обобщения получают вид индивидуальных   проявлений общественно и/или правовой жизни — отдельных событий и положений, судеб и переживаний   конкретных персонажей — т. е. воплощаются в художественных, правовых и законодательных образах (т.е. оформляясь в нормативно-правовом отношении) тех или иных актуальных форм правовых сознаний для периодов развития правосознания и наоборот – для периодов становления.

       В философско-правовом, художественном или ином произведении обобщения даны в форме единичных, корпоративных (групповых, коллективых) и типизовано-массовых жизненных фактов, являющимися «живыми» единицами (элементами, компонентами, структурми, системами и конфигурацийными рубежами мест существования и функционирования того или иного правового сознания как типично национального), презентующими  единство определенного закона и/или закономерности украинского правового сознания и правовой культуры и наоборот, эти изображенные и отраженные правовым сознанием и в правовом сознании жизненные факты ценны благодаря тем идейно-мировоззренчеким и нормативно-правовым обобщениям на уровне целостной парадигми приоритетного цикла социальной активности конкретно-историческго правового сознания и соответственной правовой культуры, которые можно не только обнаружить, но и исследовать фундаментальными и прикладными методами, механизмами и технологиями современной украинской правовой науки, в том числе и предложенными с нашей стороны [ 1].  Вне этой своей конкретной жизненной формы правового осознания и само ментально структурированное обобщение знаково-символического содержания (текстового) философско-правового и/или художественно-литературного произведения не может раскрыться с достаточной убедительностью. Это следующая аксиома формы и содержания украинского правового сознания и правовой культуры, изложенная другими словами: приоритетность украинского правового сознания как и любого национального определяется ее не исторической, а реально существующей «живой формой», как правило, но недалеко всегда, формой государственно-правового сознания и формой государственно-правовой культуры, которая является функциональной, начиная с низкого и выше цикла ее социальной активности. Правовое сведение в типично законодательно структурированном содержании   «Илиады», к примеру, к  рассказу о событиях Троянской войны, козацких восстаний историчесеского прошлого потому и не охватывает ее поэтического богатства, что война эта протекает перед воспринимающим «Илиаду», козацких восстаний как конкретная система типично правовых событий и типичных субъктов правового сознания и обычных человеческих отношений, с присущей им многогранностью. Законодательно осознанная образность правового искусства и определяет те специфические особенности идейно-мировоззренческого и нормативно-правового  взаимопроникновения формы и содержания украинского правового сознания и правовой культуры, какие мы находим в типично образцовом философско-правовом и художественном творчестве. Символически-знаковый (нормативно-правовой образ (в принципе) — типическое, ментально структурированное в плоскости законотворчества правоосознанное обобщение, данное в неповторимой, идейно-мировоззренческой и нормативно-правовой индивидуальной конкретности. В этом плане, указывая на достоинства романов М. Каутской, которые типично формировали правовое сознание конкретно-исторической правовой реальности, например, Ф. Энгельс в письме к ней говорит: «Характеры той и другой среды обрисованы с обычной для вас четкостью индивидуализации; каждое лицо — тип, но вместе с тем   и вполне определенная личность, этот, как сказал бы старик Гегель; так оно и должно быть» («Маркс-Энгельс об искусстве», 1937, стр. 161). Это воплощение типических правовых характеров, правовых эмоций и обстоятельств в законодательно осознанных индивидуальных, корпоративных и массовых персонажах, ситуациях,   сюжетах и обусловливает сохранение и приоритетное использование в форме философско-правового, художественного и/или другого иного произведения   чувственно-правовой направленности конкретности правовой жизни  уровня приоритетности источников формирования формальной и неформальной преемственности в правовом сознании и самого правового сознания. И в этом отношении форма философско-правового, литературного  и иного  произведения также оказывается содержательной в прямо и опосредственно  отражательных механизмах форм самой действительности (родова правовая природа) и правовой действительности (видовая правовая природа). Но отдельные компоненты философско-правового, литературного  и иного  произведения — язык, форма, композиция, сюжет и т. д. —  нормативно и идейно-мировоззренчески содержательны постольку, поскольку в них осуществляется целостный методологически верифицированный в любой разноотраслевой форме правового сознания идейный правовой, законодательный,  художественный и иной замысел. Именно этим сохранением форм жизненной конкретности любого правового сознания как типично национального объясняется парадигмальная устойчивость философско-правовых, художественных и иных ценностей, вечность великих произведений правового искусства: в силу стойкой идейно-мировоззренческой и нормативно-правовой образности эти произведения являются столь же неисчерпаемым объектом философско-правового, художественного и иного познания действительности, правовой действительности и эстетического правового восприятия, как и явления самой жизни (родовая правовая природа) и правовой жизни (видовая правовая природа). Следующая аксиома формы и содержания украинского правового сознания согласно идей известных классиков диалктики: сохранение в правовом искусстве конкретных форм жизненных явлений, отраженных в приоритетно актуальных формах украинского правового сознания и с некризисного цикла социальной активности – автентичных регулятивных формах правовой культуры обуславливает (и  обуславливается) всегда (в) конкретно-исторический (ому) реалистический (ому) -  позитивний (ому) характер (е) философско-правовых, художественных и иных произведений, иногда порою даже вопреки идейным позициям автора. Отсюда — возможность известных прежде всего идейно-мировоззренческих противоречий между   нормативным осознанием конкретного известного философа, правоведа, писателя и практикой его философского, правового, художественного и иного творчества. Правовое осознание действительности и правовой действительности всегда связано с более или менее правильным или ложным начальным истолкованием ее ученым, писателем, с оценкой ее, со стремлением так или иначе воздействовать на нее, словом — с проявлением идейно-мировоззренческого и нормативно-правового отношения ученого, писателя к действительности и правовой действительности. Но не всегда такое произведение приводит к тем выводам, к которым хотел бы привести читателя автор: образность философско-правового, художественного и иного творчества принуждает подлинного ученого и/или художника показывать действительность порою не такой, какой он хотел бы ее показать, следуя своим субъективным симпатиям и антипатиям.

 

                                                      Список использованных источников:

 

1.  Механізм адаптації вітчизняного законодавства в сфері прав громадян України до законодавства Європейського Союзу „Новий напрямок розвитку теорії та історії держави та права: юридично-технічне комп’ютерне моделювання та прогнозування пріоритету європейськоцентричних тенденцій за розвитком європейськоцентричної складової пропорції формули української правосвідомості – формули норми права”
(технологічно-правова інструментологія графічного стану, моделювання та прогнозування правової поведінки складових пропорцій формули української правосвідомості-формули норми права за їх різними національно-ментальними щільностями різного часо-простору української правової історичної та реальної дійсності) // http://www.dmitrienko4.narod.ru/