К.ю.н., доцент Азархин А.В.,

студент 1 курса факультета магистратуры направления «Юриспруденция» программы «Конституционное право, муниципальное право» Цицарев А.А.

Самарский государственный экономический университет, Россия

 

Основные подходы к определению государственного суверенитета

Проблема суверенитета – одна из самых фундаментальных проблем государственного права. Ее истоки уходят в глубину веков; она возникла тогда, когда возникло само государство, и на протяжении всей истории эта проблема вставала вновь и вновь. Необходимость применения катего­рии «суверенитет» при характеристике совершенно различных субъектов – народа, нации, государства (государст­венной власти) – еще более усложняет проблему.

Понятие «суверенитет» всегда имеет конкретно-историческое содержание. В свое время известный немецкий юрист Г. Еллинек отмечал: «Не мыслители, чуждые жизни, открыли его в своих ученых кабинетах – его создали те великие силы, борьба которых составила содер­жание ряда столетий»[1]. В настоящее время, когда вновь обостряются национально-государственные проблемы, возникла настоятельная необходимость в дальнейшей углубленной разработке категории «суверенитет». Сегодня при использовании понятия «суверенитет» преобладают политические концепции и подходы, а не юридические. Конечно, политический аспект и юридическое содержание суверенитета тесно взаимосвязаны, совсем отделить их друг от друга невозможно, однако в данном вопросе право должно определять политику.

Идея суверенитета родилась на Западе на заре Нового времени (XVI в.) и была непосредственно связана с признанием обоснован­ности рассмотрения территориального государства в качестве основной единицы управления. Государство воспринималось как наивысшая в практическом плане единица управления. Пытаясь решить вопрос о том, как для поддержания порядка должно быть организовано терри­ториальное государственное образование, Ж. Боден поставил в центр своих рассужде­ний идею суверенитета. Целью Бодена было установить содержание и смысл суверенитета как реального проявления власти, показать, что где, как и кем бы власть ни осуществлялась, она всегда исходит непосредственно из единого неделимого источника.

Вопрос, которым задался Боден, заключался в том, какие прерогативы дол­жны находиться в исключительном ведении политической власти, чтобы ей не при­шлось признать наличие на своей территории иной власти, превосходящей или равной ей по силе. Отвечая на него, он пришел к выводу, что необходим единый центр сосредоточения могущества и власти, который был бы безусловным и бесконечным. Поскольку власть принадлежала монархам, Боден отождествил суверенитет с их владычеством. Согласно формуле Людовика XIV: «Государство – это я».

Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею о народной природе суверенитета и пересмотрел концепцию суверенитета таким образом, что она стала применимой ко всей совокупности граж­дан, т.е. народу. Власть, считал Руссо, возникла с образованием гражданского общества и дана представительному и подотчетному законодательному органу в каче­стве доверенной ему обязанности. Восходящее к Руссо отождествление демократии с суверенитетом получило выражение в Конституции IV Французской республики 1946 года. Национальный суверенитет, гласила она, принадлежит французскому народу. Ни­какая группа людей или индивид не могут взять на себя его осуществление.

Идея государственного суверенитета оказалась гибкой и легко приспособляемой, и несмотря на всю критику, сохранялась в течении нескольких столетий и в конечном итоге была признана необходимой как для государственного права, так и для политической практики. Государство стало определяться как институт, обладающий легитимной монополией на применение средств физического насилия на данной территории, а суверенитет – как источник юридических санкций, регулирующих применение такого насилия, а также как свойство, служащее основанием для признания государства другими суверенными государствами.

Современная система международных отношений основана на принципе суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций[2]), каждое государство – суверен на своей собственной территории. Согласно Декларации 1970 г., принятой в соответствии с Уставом ООН, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства[3].

Тем не менее, нельзя не видеть, что сама Организация Объединенных Наций, хотя ее устав и признает принцип государ­ственного суверенитета, представляет собой беспрецедентный шаг к созданию особой международной формы правления, когда привилегии и неприкосновенность государ­ственного суверенитета подлежат ограничению во имя коллективной безопасности и прав человека.

В современной науке государственный суве­ренитет рассматривается «как свойство и способность государ­ства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права»[4]. Суверенитет государства проявляется в верховенстве го­сударственной власти, ее единстве и независимости.

По буквальному смыслу слово «суверенитет», происходя­щее от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, то есть «верховный», оз­начает такое свойство власти, в силу которого она является вы­сшей, т.е. ее верховенство. В справочной литературе суверени­тет в связи с этим определяется как верховенство и независимость власти[5].

Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй пра­вовых отношений в государстве, устанавливает общий право­порядок, правоспособность, права и обязанности государст­венных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Выражением верховенства государствен­ной власти служит верховенство на всей территории государства конституции и других законов, принимаемых высшими государственными органами.

Верховенство государственной власти, таким образом, – это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Исключается сама воз­можность существования наряду с суверенной государствен­ной властью или вне ее контроля какой-либо иной политической власти[6]. Однако верховенство государственной власти не означает ее неограниченности. В правовом государстве суверенная власть основана на праве и ограничении правом.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Она означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Таким образом, суверенитет – это такое состояние государственной власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает неза­висимость государства в об­ласти международных отношений и верховенство, непре­рекаемость его решений в делах внутренних. В рамках такого подхода суверенитет не отождествляется с государственной властью, а рассматривается как атрибут государства, характеризующий его положение относительно иных субъектов права.

В современный период теория государственного суверенитета исследуется в неразрывной связи с представлениями о ценностях демократии, пра­вового государства, развитого гражданского общества. Не случайным является и тот факт, что «за последние десятилетия возросло число государств, которые сочли необходимым в своих конституциях провозгласить себя суверенными, то есть имеющими право самостоятельно определять политику как внутри страны, так и в международных отношениях… Особо отметим, что заявления государств об их суверенитете обычно подкрепляются и сопровождаются утверждением о наличии в них демократической формы правления и права народа определять полномочия государственных органов. Именно это является обоснованием суверенитета государств и основанием легитимности принимаемых ими решений»[7].

В конституциях многих государств признание государства суверенным обосновывается именно тем, что носителем суверенитета является народ. Суверенитет народа – это первоисточник власти. Государство, его органы выступают в качестве представителей народа. Власть не отрывается от народа и не переходит к представительному органу, который лишь представляет народ и в принимаемых законах выражает его волю. Из этого следует, что власть ограничена обязательствами по отношению к народу в целом и гражданам в отдельности[8].

Так, в ст. 3 Конституции РФ гово­рится: «Носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в Российской Федерации является ее многонаци­ональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации. Однако это не означает, что лю­бая нация вправе создать свое государство, суверенитет принадлежит не отдельным час­тям населения, а российскому народу в целом.

Воля народа, выраженная в юриди­ческих формах, является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивле­ние любой попытке насильственного свержения конститу­ционного строя.

Обобщая имеющиеся в научной литературе идеи и положения, относящиеся к государственному суверенитету, можно сформулировать следующие выводы:

1) суверенитет характеризует исключительно государственность, подчеркивая ее отличие от иных политических образований. Только государство отличается верховенством и независимостью в реализации внутренней и внешней политики;

2) суверенитет связан с волей народа, проживающего на территории государства. Только общая воля народа может рассматриваться носителем государственного суверенитета.



[1] Еллинек Г. Право современного государства. – СПб., 1908. – С. 317.

[2] См.: Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. – М., 1956. – С. 14.

[3] См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. – М., 1996. – С. 2-8.

[4] Проблемы суверенитета в Российской Федерации. – М., 1994. – С. 4.

[5] См.: Юридический энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 380.

 

[6] См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005. – С. 395.

 

[7] Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 6. – С. 3.

[8] См.: Хабриева Т.Я. Теоретические основы современного российского конституционализма // Государство и право. – 1999. – № 4. – С. 115.