Тема: Роль субкультуры в современном обществе.

 

Тема молодежи очень актуальна в наше время. В частности очень часто сейчас употребляется термин «молодежная субкультура». Довольно таки большой процент молодых людей принадлежит к какому-либо молодежному объединению, особенно в урбанизированном обществе. И это зачастую вызывает очень разную реакцию и оценку общества.

Понятие молодежной субкультуры изучается многими учеными, научными деятелями, выпускаются журналы, посвященные этой теме, о молодежных субкультурах говорят в СМИ. Большая часть узнает о этих объединениях из передач и журналов, и их отношение напрямую зависит от информации, которую предоставляет автор. И очень часто авторы недостаточно усилий прикладывают, что бы раскрыть суть данной субкультуры, что бы правильно донести до массы то, чем живет эта культура. Зачастую происходит лишь поверхностное ознакомление и часто вызывает негативное отношение, так как люди считают, что молодежи нечего делать, и она занимается глупыми делами.

Сама молодежная субкультура не так давно вошла в жизнь как социальный феномен и в науку — как понятие. В жизнь она вошла явочным порядком сразу очень прочно заняла положенное ей место, а в науке мучительно пробивала себе дорогу и доказывала право на существование и исследование. У этого нового социального феномена на сегодняшний день есть история, отражающая перемены, происшедшие в обществе во второй половине XX века. И эта история не позволяет  относиться к молодежной субкультуре как к курьезу или к недоразумению, а настоятельно требует глубокого изучения и понимания специфики субкультурой среды, понимания с какой целью создано данное объединение, какие ценности и идеи преследует.

Целью работы является рассмотрение типологизации субкультур и роль субкультурной среды в социальных системах.

В первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура — это не только порождение  капиталистического общества, но и признак его загнивания. Например, отечественный социолог Ю. Н. Давыдов в книге «Эстетика нигилизма» писал, что молодежную субкультуру «в определенном смысле можно назвать искусственным продуктом фабрикатом капиталистической "индустрии культуры"».[4,125]

В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия. В это время понятию «субкультура» перестали придавать, во-первых, отрицательное значение «загнивания капиталистического общества»; во-вторых, его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и постсоветского; однако при этом, сохранился негативный оттенок в трактовке данного понятия, из-за сложности разграничения субкультуры и контркультуры.

Согласно современной точки зрения субкультура — это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».[5, 236]

Много ученых опубликовали собственные типологии молодежных субкультур. Наиболее правильные и корректные типологии выдвинули ученые. Н. Фрадкин и А. Толстых.

Согласно Н. Фрадкину молодежные субкультуры типологизируются следующим образом:

       ♦ просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

       ♦ группы принадлежности и референтные;

       ♦ большие и малые;

       ♦ постоянные и случайные;

       ♦ с демократическим и авторитарным подчинением;

       ♦ разновозрастные и одновозрастные;

       ♦ однополые и разнополые и т. д. .[2,44]

А. В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:

 ♦ общественно-политические группы ставят своей целью  пропаганду определенных общественно-политических взглядов;  они не агрессивны;

  радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколе­ния;

♦ эколого-этические группы (например, «зеленые»);

  группы образа жизни, или собственно неформально-мо­лодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);

  нетрадиционно-религиозные группы (например, культовые группы);                                          

  группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и Музыкальные фанаты).[3]

Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворить традиционным путем, это группы, возникшие на основе    субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им.

Люди, которые принадлежат к какой либо субкультуре, не боятся самовыражаться и вне зависимости от мнения окружающих выражают свое мнение либо протест. Они идут против системы, они ломают ее, показываю, что не существует границ, которых сейчас очень много в нашем обществе.

По большей сути, наше общество со своими стереотипами - это так называемое «мнение большинства», а неформальные организации имеют свое виденье на мир, на мораль, на ценности. И это не плохо, если конечно эти организации не носят экстремистский, террористический и другой несущий вред людям и обществу, характер. А те, которые объединяются с  целью самовыражения, схожести интересов, наоборот делают наше общество, наш мир более интересным, многогранным, красочным и ярким.

Субкультура является благоприятной средой для деятельности неформальных организаций. Определение «неформал»  происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи»,  возникшего в противопоставление «формальным» объединениям:  комсомольской, скаутской организациям, различным кружкам по интересам  и других, допускаемых властью.

Если говорить об отличиях формальных организаций и неформальных, то может быть такое, что отличия между ними составляет лишь формальность. Часто неформальные организации трансформируются в формальные, без изменения выполняемых функций. Например организация «Greenpeace» была основана в 1971 году как небольшая группа активистов, вдохновленных мечтой о чистом мире без войны и насилия. И уже через несколько лет своей деятельности превратилась в крупную международную экологическую организацию, у которой более 2, 5 миллионов сторонников по всему миру, а представительства существуют в более 40 странах мира.

Неформальные объединения целая система, это своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих".

Очень яркий и точный пример непринятия обществом отличающегося человека, показывается в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги». В этом фильме основное действие представляет собой нелёгкую борьбу молодёжи за право выразить своё «Я», рассказывает о людях, которые не хотели следовать толпе, не хотели быть безликой серой массой. Каждый из стиляг — это личность, самостоятельная, интересная личность.

И в заключение, подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что молодежная субкультура — не отклонение от нормы (за исключением преступных организаций), не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев вариантов нормы, характерной для индустриально развитых и постиндустриальных обществ. Молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество

 

 


Литература:

1) Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва : Гранд : Фаир-пресс, 2004.

2) Фрадкин Н. Введение в педагогическую специальность М., 1996.

3) Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1998.

4) Давыдов Ю.Н. Естетика нигилизма (Искусство и «нове левые»). М., 1975.

5) Туреевич П. С. Субкультура // Культурология. ХХ век: Єнциклопедия. СПб., 1998. Т.2.С.