ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ В ОТНОШЕНИЯХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТНОСТИ

Хабиева Э.Р., аспирант Кыргызско-Российского Славянского университета, Кыргызская Республика

 Проблема доверия в отношениях особенно актуальна для нашего времени, времени политической и экономической нестабильности и постоянного стресса, когда люди отдают предпочтение тому, кому они могут доверять: начиная от делового партнёрства, и заканчивая личными взаимоотношениями дабы избежать всевозможных рисков. Доверие является необходимой базой для построения прочных, долгосрочных взаимоотношений, как на межличностном, так и на межгрупповом уровнях.

Основным источником исследований психологической природы доверия стали работы таких авторов как К. Ясперс, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Дж. Роттер, Б.Ф. Поршнев, С. Московичи, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Т.П. Скрипкина, А.Л. Журавлев, Е.Л. Доценко и др.

В современной психологической науке остро стоит пробле­ма выработки единых методологических подходов, с помощью которых можно было бы построить целостное представление о психической жизни человека.

Решение данной проблемы предполагает исследование интегральной инстан­ции психического отражения и регуляции, управляющей функциональными ресурсами и возможностями сознания. Такой инстанци­ей, координирующей и интегрирующей разрозненные психические функции, распределяющей ресурсы психической регуляции, расстав­ляющей приоритеты в активности, выступает субъект.

Субъектный подход является методологическим достиже­нием и достоянием отечественной психологии. Разработкой принципа субъектности занимались такие отечественные ученные как К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, К.В. Карпинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, В.И. Слободчиков и др.

 Несмотря на то, что с проблемой доверия в отношениях сталкивается каждый человек, эта тема в науке разработана очень слабо. Психологические исследования доверия как самостоятельного феномена крайне малочисленны и чаще всего рассматривают его как компонент, сопутствующий элемент, как одну из составляющих при изучении межличностных взаимоотношений. В рамках психологической парадигмы исследуются предпосылки возникновения доверия к себе, к другим людям и доверия к миру. В то же время до сих пор нет единого определения феномена доверия.

Целью работы является рассмотрение проблемы доверия в отношениях через призму принципа субъектности. В основе исследования феномена доверия лежит теория отношений В.Н. Мясищева, по мнению которого, отношения – это связь субъекта с объектом [Мясищев В.Н., 2004]. Доверие или недоверие принадлежит личности, а “быть личностью”, по мнению В.А. Петровского, означает “быть субъектом деятельности, общения, самосознания” [цит. по: Петровский В.А., 1993, С. 10].

Опору для построения психологического исследования проблемы доверия  мы усматриваем в идее субъектности человека, что означает здесь свойство самодетерминации его бытия в мире. Как пишет А.В. Брушлинский, «многообразие и единство различ­ных, противоречивых психических явлений объективно выступают как система качеств определенного субъекта» [цит. по: Брушлинский А.В., 1994]. Тем самым целостность индивидуального субъекта есть объективное основание для целостности, системности всех его психических процессов, состояний и свойств.

Субъектность яв­ляется проявлением личности в различных видах и формах сугу­бо человеческой активности. Личность участвует в регуляции этих форм и видов активности именно в качестве их субъекта, но при этом по своей психологической сущности остается личностью. Можно сказать, что субъект представляет собой качественно своеобразный способ или модус существования личности.

По мнению В.А. Петровского быть личностью – значит, во-первых, быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром. Это означает не только физический аспект существования человека, но его бытие как психофизического целого [Петровский В.А., 1993]. В частности, “благополучие – неблагополучие” в витальной сфере понимается как переживаемая человеком мера его безопасности во взаимоотношениях с природным и социальным окружением: на ранних ступенях онтогенетического развития она может проявляться в “базовом доверии” или “тревоге” (Э. Эриксон), а позднее – и переживании слияния с миром (А. Камю) или “онтологических страхов” (Ж.-П. Сартр).

Свойства мира выступают в их динамическом, изменяющемся отношении к человеку, и в этом отношении не последнюю, а основную, решающую роль играет мировоззрение, собственный духовный облик человека. Вопрос о существовании внешнего мира и вопрос о существовании других людей (и отношений к ним) должны быть сплетены в своей исходной постановке, вскрывающей мир и других людей как предпосылку подлинного существования субъекта. Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни. Такой подход предполагает другое понятие и объекта, соотносящегося с субъектом: бытие как объект – это бытие, включающее и субъекта.

Во-вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности, которая может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих “сущностных сил” [Петровский В.А., 1993].

В-третьих, быть личностью – это быть субъектом общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию (последняя может иметь чисто служебный характер). Общение же – это производство индивидами их общего, что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер) [Петровский В.А., 1993].

Феномен доверия очевиднее всего проявляется во взаимодействии с другими людьми. Отношение к другим людям раскрывает специфику межиндивидуального доверия (доверия между индивидами). Доверительность в отношениях предполагает не столько познание другого, сколько вовлечение другого или друг друга в собственный внутренний мир. «Доверие к другому – исходное условие человеческого общения», – считает К.А. Абульханова-Славская [Абульханова-Славская К.А., 1991]. Таким образом, в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество или мера доверия, без чего общение становится лишь транслированием содержания какого-либо текста, а, с другой стороны, доверие выступает как исходное условие позитивности межличностных взаимоотношений, без чего отношения становятся контрсуггестивными или конфронтационными [Скрипкина Т.П., 2000].

Наконец, в-четвертых, быть личностью – означает быть субъектом самосознания. Самосознание – это также осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания "Я" как предмета самосознания предполагает единство субъекта и объекта. "Я" выступает как имеющее себя предметом отношения себя самого. Нераздельность двух форм, в которых "Я" противополагает себя себе самому, составляет собственную природу понятия "Я" [Петровский В.А., 1993].

Субъект – это сознательно действующее лицо, субъект как жизни вообще, так, в частности, и познания, осознания мира и самого себя как сознательного существа, осознающего мир. Самосознание – это предметное сознание своего "Я" или это заключенное в каждом конкретном, частном "Я" всеобщее "Я". "Я" – это не сознание, не психический субъект, а человек, обладающий сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя. Самосознание – это не осознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе [Рубинштейн С.Л., 1997].

Через понимание субъекта самосознания можно раскрыть специфику аутодоверия (доверия к себе). Живя в мире и доверяя ему, человек продолжает оставаться автономным суверенным субъектом активности, для чего он должен доверять не только миру, но и себе самому. Именно благодаря доверию к себе человек может не просто соединяться с миром в единую систему, а видоизменять, конструировать и переконструировать его. Лишь свойство человека доверять себе делает возможным «выход» человека за пределы ситуации.

Доверие к себе есть рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Доверие к себе сложно измерить эмпирически, оно проявляется в бесчисленных поступках человека, прежде всего в тех, которые соответствуют ценностным представлениям человека о себе и не вступают с ними в противоречие.

Как видим, конституирующей характеристикой личности человека является его субъектность. Но "Я" действительно не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания, через отношение только к самому себе, обособленно от отношения к другим людям. В этих взаимоотношениях каждое конкретное "я" выступает как объект другого конкретного "Я", которое точно так же является объектом для меня. Здесь выступает реципрокное отношение, члены которого необходимо предполагают, имплицируют друг друга: объект для меня, для которого я сам являюсь объектом. Отношение другого "Я" к моему "я" выступает как условие моего существования. Также и доверие к себе преломляется через призму доверия ко мне других людей, а доверие к другим базируется на возможности доверия к себе [Рубинштейн С.Л., 1997].

Другие люди в их деятельности выступают как фокусы или центры, вокруг которых организуется "мир" человека. Вещи, окружающие каждого человека, выступают, прежде всего, в их "сигнальных" свойствах как продукты и орудия человеческой деятельности, как предметы, ведущие свойства которых определяются осуществляемыми посредством их отношениями между людьми, специально трудовыми, производственными, общественными отношениями.

Человек как субъект действия и познания – это сознательное существо, сущее, обладающее сознанием. Сознание – предпосылка и результат процесса осознания мира человеком.  Отношение человека к человеку, к другим людям нельзя понять без определения исходных отношений человека к миру как сознательного и деятельного существа. Мотивация человеческого поведения – это опосредованная миром субъективная детерминация поведения человека. Через эту мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их "смысл" для человека есть то, что детерминирует поведение. Однако именно здесь выступает соотносительность того, что имеет значение, с тем, для кого оно это значение имеет. Здесь выступает объективная обусловленность значения субъектом, его свойствами, запросами, потребностями. Здесь и может и должно быть определено, что входит у человека в систему, иерархию значимого для него [Карпинский К.В., 2002].

Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек, введением понятия субъекта с его способностью к самодетерминации, саморазвитию и самосовершенствованию С.Л. Рубинштейн возлагает на него ответственность за полноту реализации и полноценность его человеческой сущности. Но одновременно он не вырывает этого субъекта и его становление человеком из отношений и взаимоотношений с другими людьми, поэтому, процесс становления субъекта, развития его человеческой сущности неотрывен от взаимоотношений людей и определенного, возвышающего сущность человека отношения его к другим как субъектам и других к нему как к субъекту [Рубинштейн С.Л., 1997]. Также как и проблема доверия человека неотрывна от отношения к другим людям и миру в целом.

При субъектном подходе наиболее существенно, прежде всего, то, что психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятельности, общения и т.д. Человек объективно выступает (и потому изучается) в качестве субъекта по отношению к другим людям (субъектам) и к объектам (вещам, животным и т.п.). Поэтому роль человека как субъекта саморегуляции своих эмоций, стрессов, вообще чувств особенно значительна. Чувство человека — это относительно устойчивое отношение его к миру (к тому, что он испытывает и делает), выступающее в качестве непосредственного переживания [Брушлинский А.В., 1994]. Доверие базируется в основном на чувстве безопасности, полезности и значимости того или иного объекта для человека.

В процессе психического развития на разных этапах своего жизненного пути субъект формируется в ходе деятельности и общения, формируя гармоничное или негармоничное единство различных, часто противоречивых мотивов и чувств. В какой степени они служат стратегии его жизни или, напротив, в какой мере он идет у них на поводу, – это  является важнейшей характеристикой каждого человека.

Также и формы проявления доверия взаимопроникаемы и взаимообусловлены. Доверие к миру сопряжено с доверием к себе и другим как частям этого мира. Однако нельзя думать, что в одних случаях человек полностью полагается на мир, а в других – доверяет только себе как автономному субъекту. Человек всегда доверяет и себе и миру одновременно. И только через призму принципа субъектности возможно наиболее полное изучение феномена доверия в отношениях.