Иванченко Е.А.

Белорусский государственный университет, Беларусь

Иммиграция мусульманского населения Африки во Францию: причины и последствия

Несмотря на то, что взаимодействие западной (христианской) и исламской цивилизаций началось еще в VIII-IX веках, присутствие мусульманского населения во Франции становится массовым только в связи с послевоенной эмиграцией из стран Африки – бывших французских колоний.

Миграционные процессы сыграли особую роль в возникновении социальных и демографических проблем современной Франции, где проживает самая крупная мусульманская община в Европе – около 5 млн. человек, в их числе – более 3 млн. эмигрантов из стран Африки [1].

Первые исследования послевоенной иммиграции и ее последствий появляются во Франции в 1980-е гг. и связаны с именами таких исследователей как Б. Этьен, Р. Лево, Ж. Кепель, Ф. Ламанд [2; 3; 4; 5], которые обратили внимание и попытались проанализировать место мусульман среди французов. Актуальность и значимость подобных исследований время подтвердило в полной мере, т. к. европейские страны в настоящее время решают проблему, которую сами же и создали, привлекая в послевоенные десятилетия XX века на свои территории огромное количество низкоквалифицированных рабочих преимущественно с мусульманских стран и предоставляя им впоследствии гражданские права, на которые мусульманское население Европы и ссылается, отстаивая право на особый образ жизни в светских государствах.

Колониальной империей Франция стала во второй половине XIX века, получив во владение обширные территории с мусульманским населением. В 1830-1847 гг. Франция захватила Алжир, превратив его в свою колонию. В 1883 г. она установила протекторат над Тунисом, а в 1912 году – над Марокко, завершив, таким образом, колонизацию Северной Африки.

Конец XIX века был отмечен колониальной активностью Франции к югу от Сахары, в бассейне реки Сенегал. В 1895-1905 гг. обширные территории, населенные народами, значительная часть которых исповедовала ислам, вошли в состав Французской Западной Африки.

Иммиграция африканского населения в метрополию началась в начале XX века, но массовый характер трудовая миграция приобретает после Первой мировой войны. В 1914-1918 гг. иммигранты-африканцы восполняли нехватку рабочей силы в сельском хозяйстве и на оборонных заводах Франции, а также потери, которые французские войска несли на фронте. К 1924 г. во Франции проживало уже 120 тыс. представителей стран Африки, из которых 100 тыс. составляли алжирцы [6].

Во второй половине XX века на Францию обрушились волны африканской иммиграции, ставшие результатом постколониального развития стран региона и запустившие механизм укоренения мусульман на традиционно немусульманской территории и приобретения ими гражданства. Впоследствии, иммиграционные процессы, начавшиеся в 1960-х гг. и определили всю дальнейшую ситуацию относительно феномена присутствия мусульман во Франции.

Несмотря на достижение независимости африканскими странами, социально-экономическая и политическая обстановка в бывших колониях ухудшалась: уровень жизни оставался невысоким, усилились политические противоречия в самих странах. Потеряв официальную связь с бывшей метрополией, население теперь уже независимых африканских стран осознало, что лишилось ряда выгод, рабочих мест, достижений западной цивилизации, которая в 1960-е гг. доказывала миру эффективность своей экономики. Стало очевидным, что зарабатывать деньги легче в Европе, а тратить их выгоднее на родине. Данный расчет и определил перемещение с целью трудоустройства мусульман во Францию, которая была, в силу колониального прошлого, доступнее. В частности большое значение имел лингвистический фактор: как правило, население бывших французских колоний знало французский язык.

Трудовой миграции способствовало и наличие для этого юридической базы: Эвианские соглашения 1962 г. гарантировали свободное передвижение граждан между Францией и Алжиром.

Трудовая иммиграция во Францию дополнилась в 1960-е гг. также миграцией политической и идеологической, связана она была с войной в Алжире (1954-1962). После вынужденного согласия Франции на провозглашение независимости этого североафриканского государства, сотни тысяч местных мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою бывшую метрополию. С завоеванием Алжиром независимости в 1962 г. мусульманское население Франции пополнили более 42 тыс. алжирцев (арабов и берберов) [6], сотрудничавших с французскими силами и бежавших от репрессий со стороны алжирских властей. Ее представители получили название «арки» (harkis): так в годы войны в Алжире именовали сотрудников вспомогательных подразделений – «арка» (harkas), имевшихся при каждом французском армейском корпусе.

Первая большая группа иммигрантов – арки прибыла во Францию весной-летом 1962 г., когда по Алжиру прокатилась волна жестоких репрессий против «предателей», сопровождавшаяся их массовыми убийствами. Прибывшие во Францию арки образовали относительно замкнутые общины, оказавшись чужими как для французского общества, так и для выходцев из Алжира, которые сохраняют связь с родиной.

По идеологическим причинам из бывших колоний во Францию уезжали представители интеллектуальной элиты.

Быстрее всего во Франции росло количество алжирских иммигрантов, в 1950 г. их проживало во Франции 200 тыс., а в годы колониальной войны в Алжире (1954-1962) - по разным данным от 400 до 600 тыс. [8].

Значительную группу мусульманских иммигрантов составили выходцы из стран Западной и Тропической Африки. Их приток во Францию начал ощутимо расти с 1960 г.

В 1962 г. во Франции находилось 18 тыс. африканских рабочих [6]. Опасаясь возникновения в стране этнической проблемы, французское правительство заключило с бывшими колониями соглашения об ограничении выезда во Францию. Однако это не дало ощутимых результатов: в 1963 г. в стране проживало уже 33 тыс. мигрантов из Западной и Тропической Африки, а в последующие годы их количество не переставало расти. Соответственно, во Франции увеличивалось число африканских мусульман, преимущественно выходцев из Сенегала.

Экономический кризис, поразивший Францию в 1973 г., привел к резкому спаду производства, что вынудило правительство в 1974 г. принять решение временно приостановить въезд в страну с целью трудоустройства. Оно было направлено, прежде всего, на прекращение миграции из африканских стран, остававшихся главными поставщиками иностранных рабочих.

Данное решение повлекло за собой целый ряд последствий, главным из которых стало решение уже находившихся в стране африканских мигрантов навсегда остаться во Франции из опасения потерять возможность когда-либо вернуться сюда с целью трудоустройства. Это решение, в свою очередь, породило проблему воссоединения иммигрантов со своими семьями. Намерение государства остановить поток экономической иммиграции привело к обратному результату: численность африканских мигрантов (главным образом, мусульман) во Франции возросла примерно в полтора раза.

Подводя итоги, отметим, что в итоге иммиграции из африканских стран во Франции сложилась многочисленная, крайне неоднородная мусульманская община, представленная выходцами из разных стран, принадлежащих к разным народностям и племенам, характеризующаяся легитимным статусом или гражданством и имеющая конституционное право на религиозно-культурные отличия. Африканские иммигранты оказали значительное влияние на демографические характеристики страны, обеспечив общий рост населения, но слабо поддались интеграционной политике Франции. Формально для интеграции мигрантов во Франции созданы все условия. Тем не менее, если с интеграцией на юридическом уровне все просто, то на практике с интеграцией африканских иммигрантов и их потомков дело обстоит гораздо сложнее. Формально все в порядке, но мусульмане-иммигранты как были, так и остаются внизу социальной лестницы. И территориальная сегрегация это только подчеркивает. Она порождает изоляцию от остального населения и возникновение на этой почве этнической солидарности, которая не всегда конструктивна. Ограниченность возможностей трудоустройства мусульманского населения Франции низкооплачиваемыми специальностями, требующими неквалифицированных работников, территориальная сегрегация, традиционная религиозная солидарность и замкнутость мусульманского населения, а также негативный имидж ислама во Франции и во всем мире стали сегодня главными проблемами, требующими взвешенного и продуманного решения.

Литература:

1.     Chagnon L La France face a son declin demographique et a son islamisation [Ressource électronique]. – 2006 – Régime d'admission: http://www.libertyvox.com/article.php?id=178 - Date d'admission: 15.04.2009

2.      Etienne, B. La France et l'islam./ B. Etienne. - Paris: Hachette, 1989. - 321 p.

3.     Kepel, G. Les musulmans dans la sociеté francaise/ G. Kepel, R. Leveau.- Paris: Sodis, 1988. - 418 p.

4.     Kepel,G. Les banlieues de l'islam - Naissance d'une religion en France/ G. Kepel. - Paris: Seuil/L'Epreuve des faits, 1987. - 425 p.

5.     Lamand, F. L'islam en France. Les musulmans dans la communaute nationale/ F. Lamand. - Paris: Albin Michel, 1986. - 159 p.

6.     Кудрявцев А. "Вторая религия" Франции. Мусульманский вопрос на галльской земле [Ressource électronique]. – 2002 - Régime d'admission: http://www.centrasia.ru/newsa.php?st=1032405420. – Date d'admission: 15.04.2009