Нурлигенова З.Н.

Карагандинский государственный технический университет

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ

В 30-40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

 

При исследовании процессов развития становления и развития изобразительного искусства (живопись, ваяние), как и науки, в Центральном Казахстане в 30-е годы прошлого века невозможно не учитывать феномена Карагандинского исправительно-трудового лагеря (Карлага) и связанных с ним историко-культурных факторов. За колючей проволокой Карагандинского исправительно-трудового лагеря более чем за два десятка лет его существования отбыли сроки заключения около двух миллионов советских граждан, значительную часть которых составляли «враги народа» — представители различных социальных и профессиональных групп, в том числе и деятели культуры и искусства: художники, музыканты, литераторы, педагоги из центральных районов «метрополии». В Карлаге, как и в других местах лишения свободы в СССР, в целях «перевоспитания и перековки» осужденных активно практиковались различные формы клубной работы агитационно-воспитательно­го характера: проводились смотры художественной самодеятельности, силами заключенных составлялись концерты в ознаменование советских праздников, ставились спектакли (даже балетные представления) и т. д. Профессиональные художники из числа лиц, отбывающих наказание, занимались оформительскими работами. И, по свидетельствам очевидцев, по большей части эти художественные «добровольно-принудительные» мероприятия были высокого — профессионального — уровня.

До сих пор доподлинно неизвестно, сколько художников было сослано в Казахстан. Первые изыскания в этой области были предприняты в годы перестройки, ведутся они и по сей день. Так, на выставке репрессированных художников «Забытые имена», состоявшейся в г. Караганде в 1990 г., было представлено около 120 работ 11 авторов. Сегодня исследователям известны уже более 50 имен заключенных Карлага — профессиональных художников. А по данным Е. П. Гавриловой, группа деятелей искусства, репрессированных в 30–50-е годы и оказавшихся в зоне исправительно-трудового лагеря и прилагерно-промы­шленной территории Караганды насчитывала как минимум 84 человека [1, с.40]. Следует отметить, что это косвенно подтверждается и данными, опубликованными в номере газеты «Социалистическая Караганда» от 1 мая 1937 г.: «В Карагандинской области 803 агронома, 103 артиста, 83 художника и много других работников культурного фронта».

И хотя Союз художников Казахстана, первым председателем организационного комитета которого выступил Аубакир Исмаилов, талантливейший казахский живописец, создавший немало замечательных полотен, воспевающих новую шахтерскую столицу, был создан, в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г., еще в 1933 г., а уже в 1934 г. громко заявил о себе первой выставкой казахских художников в Музее восточных культур г. Москвы, история изобразительного искусства собственно Караганды начинается именно в конце 30–40-е годы. И у истоков нового этапа развития изобразительного искусства Центрального Казахстана стояли представители репрессированной художественной интеллигенции из Москвы, Ленинграда и других городов, заложившие «первые кирпичи» в фундамент духовной (в западноевропейском понимании) культуры края.

В когорту (пусть и не по своей воле) основоположников центрально-казах­станской художественной традиции по праву входят такие художники, как:

Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов, учившийся живописи в художественной мастерской М. Ф. Шемякина, в студии АХР у И. И. Машкова и Б. В. Иогансона, в институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей у М. К. Соколова. Арестованный 1 октября 1947 г. в связи с делом Даниила Андреева, 30 октября 1948 г. художник был приговорен ОСО к 25 годам ИТЛ с последующим поражением в правах за антисоветскую агитацию и террор и отбывал срок в Степлаге Карагандинской области;

Лев Евгеньевич Кропивницкий, живописец, график, дизайнер, искусствовед, поэт, сценограф и режиссер, участник Великой Отечественной войны. Арестованный в группе студентов Московского института прикладного и декоративного искусства (педагог А. А. Дейнека) 23 января 1946 г., за «участие в антисоветской террористической организации и антисоветскую агитацию» 21 декабря 1946 г. он был приговорен ОСО к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и большую часть срока заключения отбыл в Степлаге;

Лев Михайлович Премиров, взятый по доносу со студенческой скамьи, осужденный по приговору Военного трибунала ПриВО 23 апреля 1935 г. по статьям 58-4, 58-11 УК РСФСР к 6 годам исправительно-трудовых лагерей, а фактически отбывший за колючей проволокой 15 лет;

Юло Ильмар Соостер, живописец, график, представитель «неофициального» искусства, был арестован в 1949 г. на последнем курсе Тартуского художественного института якобы за попытку захвата самолета и осужден по 58 (политической) статье к 10 годам. Отбывая срок наказания в «столице» Карлага — поселке Долинка, не прекращал рисовать и в лагере. Освобожденный и реабилитированный в 1956 г., Ю. И. Соостер жил и работал в Москве;

Владимир Васильевич Стерлигов, художник-авангардист, мастер акварели, театральный декоратор, поэт и автор воспоминаний о Карлаге, постигавший основы кубизма и супрематизма в Ленинградском ГИНХУКе под руководством К. Малевича, был арестован в 1934 г. рамках кампании «красного террора», последовавшей вслед за убийством С. М. Кирова, и осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1939–1940 гг. являлся председателем оргбюро Союза художников в Караганде. В дальнейших своих творческо-теоретических изысканиях создал и развил новую концепцию пластического — криволинейного, сферического — пространства.

Представление о том, что ощутили эти талантливые люди, попав за колючую проволоку и проведя в Карлаге долгие годы, можно составить по их собственным свидетельствам: «1935 год. Май. Весна в полупустыне. Огромные пространства... Но зачем сюда попал культурный Петербург? Каким образом интеллигент Петербурга полагал, что он, названный врагом народа, будет встречать весну тут? Сочетания, недопустимые для бреда... Длинные бараки, в которых не может жить надежда... Они окружены двойным рядом проволоки... Ужас. Ровный бесконечный столб ужаса, непреходящий, иногда увеличивающийся, но никогда не исчезающий. В этом жили. Нет пощады от ближнего твоего» (Стерлигов В. В.); «Все, что я здесь изображаю и описываю в меру своих слабых сил — святая правда. Это наш родной Освенцим. Это наше инферно, наш ад наяву... И пусть моя рука помимо воли передаст ужас, передаст то невообразимое и неописуемое, что скрыто под словом тюрьма и лагерь», «… Наш лагерь в город перерос, Бульварами кругом оброс, И кости, ржавые шипы Уж не торчат среди тропы…» (Л. М. Премиров) [2, с.42].

Таким образом, подводя итоги анализа становления и развития изобразительного искусства дела в Центральном Казахстане в 30-е гг. ХХ в., следует отметить, что формирование слоя центрально-казахстанских деятелей искусств, несмотря на жесткий идеологический диктат, проходило под воздействием и при непосредственном участии репрессированных художников: потенциал репрессированной интеллигенции послужил отправной точкой для развития культуры региона — практически на пустом месте вдруг возник мощный культурный феномен. С другой стороны, Карлаг во многом определил творческую судьбу мастеров, направление их духовно-эстетических поисков, способствовал становлению андеграунда, протестно-авангар­дистского направления в советском искусстве.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                    Гаврилова Е. П. Мемориал Караганды. КарЛАГ, культура, художники. — Караганда: Арко, 2003. — 200 с.

2.                   АП РК, ф. 708, оп. 3/1, д. 1095.