Шихамирова Б.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Современные проблемы реализации преемственности педагогического образования в системе «школа-вуз»

Поступление школьника в вуз изменяет актуальную ситуацию развития личности, ее статус. Смысл преемственности и состоит в том, чтобы преобразовать школьника в студента и тем самым разрешить противо­речие между новой системой условий, требований обучения и исходными возможностями начинающих студентов. В результате студент призван становиться субъектом новых условий, новых функций, новых межлично­стных отношений. Можно сказать, что основным капиталом преемствен­ности является сам человек.

В широком плане процесс преемственности «вписан» в динамику вузовского педагогического процесса, который должен рассматриваться, организовываться рационально и изучаться как управляемая динамиче­ская система. Будучи управляемой, она создает соответствующую основу для последующей динамики образовательного процесса от курса к курсу. При этом преемственность выступает в виде логики развития образова­тельного процесса от школы к вузу, последовательного разрешения противоречий в системах педагогических процессов средней и высшей школы в качестве ее движущих сил. Одновременно преемственность -фактор обратной внешней связи средней и высшей школы. Именно здесь обнаруживаются существенные достоинства и пробелы школьного обра­зования. Возникают возможности его контроля, коррекции, прогнозиро­вания, дальнейшего совершенствования.

Преемственность в системе образования отражает социальную при­роду преемственности поколений в конкретных исторических условиях развития общества и несет на себе печать образовательной политики госу­дарства.

Следует отметить также гуманистическое значение преемственно­сти средней и высшей школы. Поступление в вуз завершает этап жизнен­ного самоопределения, свойственный старшекласснику. Организация преемственного этапа обучения - «визитная карточка» вуза. Именно в этот период складываются первые и потому особенно острые и значимые впечатления о вузе. Подкрепление предварительных надежд и ожиданий реальной обстановкой вузовского учения, мажорное вхождение в новую социальную роль - важный фактор самоутверждения студента в новом ста­тусе. В вуз приходит человек сбывшейся мечты, и первый курс призван войти в его сознание как трудное, но радостное время студенческой юно­сти.

Понятие преемственности охватывает этику нравственного поведе­ния: и старшеклассники, и студенты призваны наследовать и развивать традиции своего учебного заведения в активной общественно полезной деятельности. Молодежное движение - «Какую память оставил ты о себе в своей школе, своем вузе?» - является частной иллюстрацией такой педа­гогической возможности.

Понятие преемственности охватывает также этику профессиональ­ного поведения: у молодого специалиста должна быть сформирована ус­тановка на творческое восприятие всего прогрессивного, что создано трудом предшественников, призвание и уважение их заслуг. С этим тесно связана и стратегия профессионального поведения: интересы производст­ва требуют обобщения и развития уже накопленного положительного опыта с одновременной ориентацией на перспективные преобразования в настоящем и будущем.

Задачи преемственности оказывают свое влияние на содержание и формы учебных занятии в старших классах и на младших курсах вуза, на характер общения педагогов и учащихся, на постепенное видоизменение профориентациониой работы в приобщении к профессии и т.д.

Педагогическая сущность проблемы заключается в ответах на во­просы:

1. Как осуществлять взаимосвязь общеобразовательной и высшей школы и всех других звеньев системы непрерывного образования на осно­ве преемственности как закономерности, принципа, способа, используя

педагогическую технологию, наиболее органичную для каждого этапа процесса?

2. Каким образом в процессе преемственности общеобразовательной и высшей школы представлены те инвариантные компоненты, которые обнаруживаются в других стыкующих звеньях непрерывного образова­ния?

3. Когда осуществление преемственности на стыке общеобразовательной и высшей школы становится теоретико-методологическим пре­цедентом для всей системы непрерывного образования?

4. Как осуществлять двуединую логику преемственности, чтобы она представляла собой единство последовательных этапов воспитательной работы со старшеклассниками, абитуриентами, студентами и стадий раз­вития личности этих категорий молодежи?

При переходе человека с одной ступени образования на другую, от одного возрастного периода к другому, от одной социальной роли к дру­гой внутренняя позиция личности является тем существенным, значимым образованием, на котором должно быть сосредоточено пристальное внимание педагогов.

Именно внутренняя позиция личности становится одной из наибо­лее существенных характеристик личности в следующих ситуациях:

1. Изменение социального статуса, когда новая (обновившаяся) система установок побуждает личность формировать новые стратегии поведения и деятельности.

2. Возникновение аналогичной задачи в условиях того же статуса перед предстоящими существенными жизненными акциями: ответственные решения, выбор способов их осуществления, определение своего от­ношения к преодолению трудностей и др.

3. Возникновение аналогичной задачи в условиях того же статуса при перерыве постепенности: резкое изменение условий учебы, видов деятельности,   состава учителей, преподавателей, состава класса, студен­ ческой группы и др.

Во всех этих случаях налицо разновидности перерыва постепенно­сти, побуждающие человека соотносить свои качества, предшествующие стереотипы поведениями деятельности с изменившимися условиями.

Главная задача преемственности и состоит в том, чтобы изменив­шиеся условия целенаправленно, поэтапно способствовали профессио­нальному самоопределению старшеклассника, абитуриента, студента.

В целом анализ философско-методологических исследований про­блемы преемственности педагогического образования и общепедагогиче­ской подготовки в нем позволяет вычленить следующие конструктивные принципы:

- непрерывность педагогического образования является конкретным

выражением более общей философской категории непрерывности и пред­ставляет собой взаимосвязь (взаимообусловленность) как его временных интервалов (этапов), так и основных составляющих общепедагогической подготовки - педагогической теории и педагогической практики;

- педагогическая практика является первичным феноменом по отношению к педагогической теории, а педагогическая теория - отражение и инструмент преобразования педагогической практики;

- взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики как составляющих более общего феномена - педагогической действительности -имеет свое специфическое выражение на личностном уровне, в процессе общепедагогического образования личности;

-   преемственность в системе непрерывного педагогического образования выражается прежде всего в преемственности общепедагогической подготовки личности, составляющими которой являются ее теоретико-педагогическая подготовка и общественная педагогическая практика - это необходимое условие для всех этапов педагогического образования: допрофессионального общего, базового профессионального образования и последующего профессионально-педагогического совершенствования;

-  преемственность является механизмом осуществления непрерывности в педагогическом образовании, благодаря которому каждый из последующих его этапов базируется на содержании теоретической практической подготовки предыдущего, включает в себя в качестве исходных предыдущие теоретические знания по педагогике и педагогический опыт;

-  рассмотрение общепедагогической подготовки, как непрерывного преемственного процесса, дает возможность решать проблемы педагогического образования, которые нельзя решить при его дискретном рассмотрении, так как непрерывность порождает новые (интегративные) качества системы образования, несвойственные ее частям. (К примеру, проблема актуализации психолого-педагогических знаний для большинства студентов педагогических вузов не может быть решена, если с этими знаниями они впервые знакомятся в вузе, а не ранее; проблема развития творческого потенциала учителя в послевузовский период решается запоздало, так как значительная часть времени уходит на компенсацию недо­работок вузовского образования; профессиональный рост учителя в соот­ветствии с иерархическими ступенями - репродуктивный, эвристический и креативный уровни - возможен только при условии непрерывного педаго­гического образования и др.).

Каждое новое, вступающее в жизнь поколение проходит различ­ные стадии развития: период подготовки к включению в процесс общест­венного производства, период становления и участия в процессе обще­ственного производства, период зрелости. Следовательно, на протяжении своей жизни человек выступает в основном в трех ролях: будучи ребен­ком, является объектом преемственности: выступая объектом преемствен­ности, он выполняет в этом процессе и субъективные функции: после окончания вуза, будучи уже главным образом субъектом преемственно­сти, продолжает наследовать в качестве объекта передовые традиции об­щества.

С этой точки зрения преемственность высшей и средней школы при­обретает важный социальный контекст. В процессе преемственности ка­ждое поколение студенчества должно овладевать опытом наследования и передачи мировоззренческих и нравственных ценностей общества. Поколения интеллигенции развивают, обогащают опыт на протяжении жизненной практики в качестве субъектов, и объектов преемственности.