Философия/5.Философия религии

 

 

Аспирантка, Цепковская Е. В.

Восточноукраинский национальный университет имени В.И.Даля

 

ТИПЫ ПОНИМАНИЯ САКРАЛЬНОГО

 

 

Интерес к проблеме сакрального возникает еще в XIX веке и проявляется в фундаментальных произведениях М.Шеллера, Ф.Шлейермахера, Э.Дюркгейма,  Р.Каюа, М.Элиаде, Р.Отто, и многих других авторов.

В современной науке сформировалось множество научных подходов к изучению феномена «сакрального». Сакральное исследуется религиоведами,  теологами, социологами, культурологами, психологами и многими другими учеными. Но в целом, многие содержательные стороны феномена на сегодняшний день остаются не достаточно изученными. Исследовательские наработки многих историков религии представляют собой фундаментальные труды но, как правило, раскрывают лишь некоторые стороны феномена. Таким образом, рассмотрение типов понимания сакрального, представляет собой полезный научный материал, который даст возможность решения ряда существенных вопросов в отношении сакрального.

Научный интерес данной работы направлен на рассмотрение типов понимания сакрального. Анализ существующих в науке определений содержания понятия сакрального, дал возможность выделить фундаментальные признаки феномена, которые, в свою очередь, делают возможным использовать обозначенную типологизацию. В результате рассмотрения существующих типов понимания сакрального, в работе сформулирован третий и наиболее, на наш взгляд, значимый тип понимания сакрального, основанный на понимании последнего как обладающего полнотой бытия. Такое понимание сакрального представляет собой определенную научную значимость и может быть полезным в дальнейших исследованиях феномена.

Исследуя сакральное, большинство ученых относят этот феномен к сфере религиозных верований, что, однако, не всегда называют единственным и определяющим. Так, сакральное выступает многоуровневым понятием и определяется как важнейшая мировоззренческая категория. В нем выделяются сферы бытия и сущего, которые воспринимаются сознанием як принципиально отличные от окружающей действительности и исключительно ценные.

Первый тип понимания сущности сакрального основывается на выявлении его таинственности. Недоступность, сокрытость сакрального проявляется уже при первой попытке приблизиться к истолкованию феномена. Таинственность сакрального состоит в том, что оно не поддается рациональному объяснению. Этимологически термин «сакральное» ( лат. sacer, древнееврейск. gadosh – связан со значением отделенности, неприступности, сокрытости), славянское Swet и индоевроп. kwen соответствуют значению увеличиваться, набухать, в более конкретном культурном проявлении сакральное обозначает «наполнение благодатной нечеловеческой силой» (Забияко А.П.). Ален де Бенуа называет сакральное некой глобальной мистерией, которая основана на близких отношениях между миром и человеком. Понимание сакрального посредством его таинственности заключается и в таких содержательных аспектах как сверхъестественность и надмирность. Р.Отто в своей работе «Священное» указывает на обозначенные аспекты сакрального: «Его бытие выше любого существования, оно надличностно ….»; «священное» повсюду является чем-то таким, что часто очень мало или даже совсем ничего не говорит «естественному» человеку [6; с.67]. В своей таинственной сущности, сакральное понимается как нечто недоступное опыту, что находится за пределами рационального опыта.

Второй тип понимания сакрального основывается на определении его как пути воссоединения с Богом. Говоря о понятии сакрального (святости), мы имеем в виду путь к Богу: « Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом отношении святое есть путь к истине. Так, сакральное в теологии означает подчинение Богу, символом которого выступает освящение. И в ходе освящения обыденная, мирская процедура приобретает божественный смысл.

В учении Н.Зедерблома, понятие сакрального и божественного являются синонимичными и с его точки зрения – главной функцией религии является «действительное восприятие божественного, а также оплодотворение сознания священным (сакральным)». Автор раскрывает сакральное как интенциональный объект религиозного сознания, как вид переживания, интуиции, который объединяет богоощущение и богопознание, понимание бога, как бога существующего. Отец Павел Флоренский в своей статье «Освящение реальности» также говорит о божественной природе сакрального и об онтологическом утверждении последней в Божестве: «Сакральное является не только явлением мира иного, оно есть утверждение «мировой реальности через её освящение»[8;с.146]. Внутреннее ощущение сакрального как сверхъестественной чудодейственной силы показывает человеку Бога, в следствии чего, сакральное выступает промежуточным звеном между человеком и Богом. Так, наиболее значимым является выявление сакрального как связи между человеком и Богом, между человеком и миром. Согласно определению Р.Каюа, сакральное – это то, что в данном отношении обособляет мировой порядок. Сакральное, в данном контексте, является тем, благодаря чему человек обращается к Богу и выстраивает с Ним определенную систему отношений. Леви – Бриль в свою очередь выделяет сакральное, как по своей сути соотносительное и объединяющее землю и небо, человечество и богов, явное и невидимое, естественное и сверхъестественное в пространстве присутствия, которое превышает, но не уничтожает то, что их разделяет.

Обратная сторона обозначенной способности сакрального к объединению сфер бытия состоит в разграничении, в выделении ним участков, относящихся к божественному, религиозному в отличие от мирского: «Сакральное понимается и как способное выявлять общие и универсальные особенности понимания истоков бытия, которые  проявляются в различных духовных учениях, культовых практиках и многолетних традициях» [1, с.21-22]. Действенность феномена сакрального, связанная с разграничением и объединением сфер Бытия раскрывает его третью сущность, состоящую в  идее целостности, обладании полнотой Бытия. Р.Отто указывает на такую особенность феномена: «Оно единое, целостное, неделимое». Р.Каюа в своей работе «Человек и сакральное» говорит о полноте, присущей сакральному: «Сакральное не приручается, не растворяется, не расчленяется. Оно не делимо и всегда цельно – везде, где оно явленно. В каждой частице освященной просфоры целостно присутствует божество Христа, наименьшая частица реликвии имеет не меньше силы, чем целая реликвия» [5.с.37]. В своей сущности сакральное понимается как божественная энергия. Характерным признаком божественного является неделимость, единосущность, триединость (Троица). Так, Б.В. Раушенбах в своей статье «Логика троичности» определяет сакральное как одно из свойств Троицы: « … свойства Троицы можно разбить на два класса: логические и внелогические. К логическим можно отнести такие, как триединость, единосущность и т.д., а к внелогическим такие, как живоначальность, святость». Автор указывает на то, что когда мы говорим о святости Троицы, то нам не с чем из повседневной жизни сравнивать ее, святость свойственна лишь божественному. Основываясь на утверждении Р.Каюа о целостности энергии сакрального, мы должны предполагать и определенное тождество свойств божественного и сакрального. Так, Раушенбах Б.В. проводит логический анализ Троицы и называет следующие ее свойства: 1) триединость; 2) единосущность; 3) нераздельность; 4) соприсущность; 5) специфичность; 6) взаимодействие. Следовательно, свойства Троицы являются характерными и для сакрального, как энергийной явленности Бога, как «имени божественного», которая в каждой частице проявляется во всей своей целостности и онтологической полноте. Такой подход к пониманию сущности сакрального задает новый взгляд на его содержание.

При рассмотрении содержания понятия сакрального выявляются искомые типы понимания феномена исходящие из различных подходов к изучению предмета. Нами показано три типа понимания сущности сакрального как:

1) таинственного, не поддающегося рациональному объяснению; 2) как пути восхождения к Богу, воссоединения во Христе; 3) как  целостности, абсолютной полноты. Обозначенные подходы к осмыслению сакрального представляют собой определенную научную значимость и могут быть полезными в дальнейших исследованиях феномена.

 

 

Литература:

 

   1. Аринин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2ч. Ч.2/ Е.И.Аринин; Владим. ун - т. – Владимир: Изд – во Владим. гос. ун – та, 2005. – 116с. С.21-22.

   2. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (с приложениями) – Брюссель: "Жизнь с Богом",1983. 255с.

             3. Забияко А.П. Сакральное как категория феноменологии религии М.Элиаде// Религиоведение. - 2002. - №3. http://www.amursu.ru/religio/issues/a2002_3.htm

             4. Зедерблом Н. Становление веры в Бога. В кн..: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.  – М., Канон + при ОИ «Реабилитация», 1998. 430 с.

             5. Р.Каюа. Людина та сакральне. Пер. з фр. – К.: «Маклер», 2003 – 256с.

             6. Отто, Рудольф. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Пер. с нем. яз. А.М.Руткевич. – Спб.: АНО «Изд-во С.- Петерб. ун-та», 2008. – 272с.

             7. Раушенбах Б.В. Логика троичности// Вопросы философии.— 1993.— №3.— С. 63—70.

                8. Свящ.Павел Флоренский. Освящение реальности// Богословские труды. – 1977. - №17. – С.148 – 152.