Ж.В. ЛАТЫШЕВА

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета

 

         Феноменология музыкально-эстетического образования.

 

         Философия музыкально-эстетического образования – одна из актуальных проблемных областей философии образования –  фундаментального, глубинного слоя осмысления образовательной теории и практики. Предпринятый нами анализ научной литературы выявил ситуацию превалирования уровня узко педагогического, музыковедческого и эмпирически-практического изучения музыкально-эстетических реалий, тогда как современные динамически изменяющиеся эстетическая теория и образовательная практика нуждаются в фундаментальном анализе с позиции предельных культурологических оснований. Требуется философское осмысление и пересмотр традиционных концепций и систем музыкально-эстетического образования с учетом последних научных достижений; осуществление прогнозирования музыкально-педагогических идей.

         Для реализации вышеуказанных задач важно, на наш взгляд, обращение к феноменологической рефлексии проблем музыкально-эстетического образования как одной из наиболее влиятельных и эффективных методологий современной философии и эстетики.  Во-первых, феноменологию необходимо привлечь в качестве метода очищения, прояснения и экспликации исходного и действительного смыслов понятий, категорий и феноменов данной сферы социокультурной реальности. Во-вторых, феноменология способна индицировать не только общие, но и частные, индивидуальные законы личности, улавливать нюансы ее становления и развития, фиксировать мировоззренческие проблемы, открывать и исследовать психологические, моральные, эстетические и интеллектуальные состояния конкретного человека. В-третьих, феноменологический метод призывается для того, чтобы выявить и подчеркнуть роль и значение уровня феноменальности самоценной эйдетической сущности музыки – непосредственной индивидуальной явленности ее человеческому сознанию. В-четвертых, феноменология  понимается нами как философия творчества.

         Исследование огромного пласта феноменологической литературы (наследия  Э.Гуссерля, Р. Ингардена, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, М. Бахтина, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Дюфрена, А. Щютца, Л. Феррара,  А.-Т. Тиминецки, Т. Клифтона, Д. Вандерберга, Ф. Смита, Дж.Г. Чемберлина и др.) позволило выявить сущностные характеристики музыкально-эстетического образования.

        Нами установлено, что содержательным центром музыкально-эстетического образования является музыкально-эстетическое восприятие как восхождение через эмоционально-чувственный, структурно-сущностный уровни к уровню абстрагирования и от него – к пониманию смыслов, данных как конкретность. Сущность музыкально-эстетического восприятия заключена в особой, интенционально-конституирующей креативности, которая позволяет выходить со-творцам –  композитору и реципиенту – на подлинный, глубинный уровень художественно-музыкального общения. Основной характеристикой музыкально-эстетического восприятия является “включенность” в данный процесс всех компонентов многоуровневой человеческой целостности – от подсознательных движений души до духовного смыслотворчества. Поэтому критериями рассматриваемого процесса выступают внутренняя свобода, открытость, вовлеченность. Многоплановая целостность музыкально-эстетического восприятия предполагает взаимодействие двух смыслообразующих сфер человеческого универсума – чувственно-телесной и духовной. Данные сферы аналогичны выражающему и выражаемому планам музыкально-художественного произведения. Личностное бытие не может состояться, также как и бытие произведения искусства, без “взгляда”, творческой интерпретации личностями Других. Тем самым, человек предстает как произведение искусства.

         По итогам анализа феноменологических концепций можно рекомендовать использовать в образовательной практике следующие положения.

1.     Музыкально-эстетическое образование – это прежде всего формирование и развитие культуры музыкально-эстетического восприятия и интерпретации музыки.

2.     Специфика музыкально-эстетического восприятия – в поэтапном  продвижении через следующие уровни: непосредственный  чувственно-эмоциональный отклик на произведение; структурно-сущностный анализ композиции; выявление глубинных смыслов и общезначимых истин произведения; полилогическое музыкально- художественное общение в контексте разнообразия культур и жизненных позиций.

3.     Феноменология выявляет характеристики сознания (интенциональность, темпоральность, эмпатия, рефлексия), выдвигает важнейшие принципы восприятия (редукция, очевидность, рефлексия), позволяющие придти человеку к качественно новому осознанию своей личности (процесс самопознания) и осуществить целостный, многоуровневый анализ произведения музыки (в логике от переживания - знанию и пониманию).

4.     Феноменологически понятый процесс интерпретации и понимания музыки подразумевает активную вовлеченность сенсорно-энергетического и телесного уровней музыкального восприятия. Субъектом восприятия музыкальной реальности является человеческое тело, переживающее мир всей своей целостностью и выступающее универсальной мерой всего им воспринятого.

         В ходе исследования были выявлены некоторые сущностные характеристики музыкально-творческих процессов, способные изменить традиционные представления об их роли и значении   для музыкально-эстетического образования. Выработаны, также, подходы, помогающие обозначить “контуры” феноменологически понятого музыкально-эстетического образования личности. Вот некоторые из них.

1.     Образование личности (воспитательные, обучающие моменты и смыслотворческая деятельность) должно быть погружено в пространство единства-всего-живого (космического, природного, человеческого) и в пространство человеческого жизненного мира как, во-первых, сферы первоначальных очевидностей и, во-вторых, интерсубъективно-социального контекста.

2.     Феноменологически понятый процесс образования должен развертываться по типу художественного творчества, т.е. в нем должны проявляться закономерности и принципы  “творения искусства”. Данный процесс   выступает как постоянное самосовершенствование, протекающее в ценностно-смысловой структуре общения и диалога.

3.     Феноменология музыкально-эстетического образования опирается на особое понимание  свободы, которая осуществляется в процессе эстетического оформления содержания (как художественного, так и личностного) и предстает как момент внутренней необходимости, тяготения всех содержательно-формальных моментов к целостности, единству и гармонии.

4.     Для феноменологии музыкально-эстетического образования важно, что музыка требует восприятия и анализа не с позиции внешне-физического пространства и времени, а с точки зрения внутреннего музыкального времени и пространства. Это дает возможность понять музыку как становления разнотипных свободных моментов бесконечности, как цельное развитие и как “самопротивоборство субъект-объектного единства” (А.Ф.Лосев). Такая трактовка музыки сближает ее с “потоком” человеческого сознания, процессом становления смыслов и конституирования предметности. Сказанное позволяет предположить, что процесс образования и развития личности в указанных узловых моментах схож с процессом становления музыкальной реальности и требует обращения к внутренним измерениям человеческой личности, к творчеству и ваянию образа мира и человека живого, свободного, индивидуального.

5.     Обнаруженная феноменологией специфика музыкального произведения как предмета интенционального (Ингарден) или как смыслосодержащего контекста, не сводящегося к какой-либо определенной концептуальной схеме (Шютц), предлагает активную творческую работу личности по “дооформлению”, “домысливанию”, “дочувствованию”. В данной работе важнейшую роль играют моменты чувствования, эмпатии, созерцания, понимания, а не рационально-понятийного познания, объяснения.

6.     Феноменологический анализ музыкального произведения направлен на постижение “сочетаний высшего порядка” (Ингарден), “музыкально слышимого” (Гартман), “неантизированного” мира (Сартр). Воспринимая “нечувственно данное” (Гартман) созерцающий предстает подлинным творцом смыслов, создавая собственное содержание, собственную концепцию музыкального произведения. В этом процессе особую роль играют характеристики духовной интуиции (духовного “зрения”).

7.     Феноменологический анализ музыкального произведения должен учитывать такое специфическое качество музыки как экспрессивность (Шпет). Именно через экспрессивность является воспринимающему сознанию сигнификативно-символический слой музыкального содержания.