Психология и социология”/  Психофизиология

 

О.А.Спицына к.пс.н,

Шадринский государственный педагогический институт

Толерантность в контексте формирования здорового образа жизни

Ключевые слова: толерантность, компоненты толерантности.

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». С отношением к «другому» мы постоянно соприкасаемся, фиксируя другую точку зрения, другое мнение.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Способность принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования, те главные новообразования, которые возникают в этот период. Это, во-первых, развитие познавательной сферы млад­шего школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и переход к более сложным формам мышления. Во-вторых, это формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь созна­тельно поставленными целями, нравственными требова­ниями и чувствами. В-третьих, это возникновение относительно устойчи­вых форм поведения и деятельности ребенка, составляю­щих основу формирования его характера. Однако, педагоги затрудняются в определении  дидактических средств формирования толерантности, в разработке приемов и форм деятельности направленной на формирование толерантности у младших школьников.

Обзоры зарубежных и отечественных работ, посвященных проблеме толерантности свидетельствуют, что в наше время бурно развивается, но  не удается не только дать толерантности однозначную дефиницию, свести к какой-то одной характеристике, но даже локализовать в определенной тематике.

Считается, что специфика проблемы толерантности заключается в том, что она возникает только тогда, когда "другой" вызывает отрицательную реакцию, провоцирует враждебность со стороны субъекта толерантного отношения [Р. Р. Валитова]. В свою очередь, если человек обладает высоким уровнем толерантности, то для него это не должно служить поводом отчуждения (негативизма).

Толерантность не отождествляется с индифферентностью и релятивизмом, ибо это унижает смысл энергии, обеспечивающей сознательное планомерное понимание происходящего [Эзотерический словарь]. Толерантность, являясь активной ассимиляцией нового, "чужого", при которой определенной трансформации, подвергается принимающая система (система взглядов и представлений индивида) и воспринимаемая информация [Р. Р. Валитова], требует затрат нервной энергии.

Определяя толерантность как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразия культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивающую устойчивость индивидуальности человека (т.е. позволяет не поступаться собственными прин­ципами) и гармоничное развитие личности в социуме.

В связи с этим характеристика толерантности как способности наилучшим образом проявляется через ее функции в социальном поведении человека. При этом под функцией (от лат. functio — исполнение, совершение) мы понимаем внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [Философский словарь, с. 526] и обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие.

Каждая функция отражает определенный аспект содержания компонентов системы. В целом они подчеркивают многоаспектность социального поведения человека.

Исходя из этого, мы можем выделить компоненты толерантности:

Когнитивный: является признание сложности, многомерности и нередуцируемого многообразия мира и интерпретативной природы индивидуальных суждений о нем, а потому - невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Эмоциональный: особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге - без того, чтобы подавлять или искажать их, другой аспект этого вида толерантности связан с терпимым отношением к различным (включая яркие, индивидуальные, непривычные формы) эмоциональным проявлениям других людей.

Поведенческий: относится большое число конкретных умений и способностей. Поведенческий компонент толерантности составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание -как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим:

-способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения ( Я-высказывания и т.п.)

-готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование - независимо о степени расхождения с их собственными взглядами),

-способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус);

-толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различия в точках зрениях, столкновении мнений или оценок).

 Последнее заслуживает особого внимания (и не только в поведенческой плоскости, а во всех измерениях) - можно сказать, что именно такие пограничные ситуации значимых встреч с другими - лакмусовая бумага для толерантности.

Следует отметить, что здоровый образ жизни это не только соблюдение режима дня, питания, труда и отдыха, это еще и умение принимать других субъектов межличностного взаимодействия, как равноправных и равноценных участников, не испытывая негативных эмоций и физических ощущений,  и не провоцируя на подобное других людей.

 

Литература:

 

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность, введение в проблему. Московский психолого-социальный институт, М., Воронеж, 2003.

2. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово,1999.

3. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999.

4. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994.

5. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)». // Народное образование, 2002, №1.