Резонова В. М.

кандидат культурологии, доцент

МГУ им. Н. П. Огарёва (Саранск)

Rezonova V. M.

candidate of cultural science, assistant professor

The Moscow State University of N. P. Ogaryov (Saransk)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕРТА НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В МОРДОВИИ (XIX – начала XXвв.)

CHARITY AS the MAIN COMPONENT of the DEVIL of NATIONAL MENTALITY of BUSINESSMEN IN MORDOVIA (XIX – there began XXвв.)

В центре внимания статьи находится благотворительная деятельность купцов-предпринимателей, делавших крупные пожертвования на общественные нужды города и края.

In the center of attention of article there is a charity of the merchants-businessmen doing large donations for social needs of the city and edge.

Развитие благотворительности в мордовском крае шло по двум направлениям: государственная, связанная с организацией Приказов общественного призрения, различных попечительств и деятельностью Благотворительного комитета; частная, проявившаяся в широком храмосозидании и добровольных пожертвованиях местного купечества на нужды бедных слоёв населения. Пожертвования предназначались на уплату повинностей за престарелых и сирот, на пособие бедным жителям города, на организацию богаделен и приютов и т. д. Проведенный диссертантом анализ краеведческих и архивных материалов показал, что все же в уездных городах суммы благотворительных пожертвований купцов не были столь значительными, как в губернских. Однако в сравнении с суммами государственных ассигнований суммы частных пожертвований мордовского купечества были достаточно значимыми.

Существенной чертой облика предпринимательства в мордовском крае являлось сохранение традиционной ментальности, основным компонентом которой были элементы народной культуры: религиозность, преданность царю, общинность, патриархальность семейной жизни, преобладание моральных принципов трудовой мотивации над накопительскими. Особенно это присуще предпринимателям купеческого и крестьянского происхождения, которым были присущи корпоративная честь, сословный кодекс делового поведения, дух предприимчивости, а не буржуазности.

Благотворительность, необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих её сторон. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание провинциальных купцов вместе с основными догматами православия. Поэтому к одной из причин благотворительности следует отнести народную религиозную традицию, глубокую религиозность купцов, возможность заслужить прощение своих грехов за свои ''благие дела''.

Суммы частных пожертвований в Мордовии, конечно, не были столь многочисленными, как в крупных городах, однако в сравнении с суммами государственных ассигнований были достаточно значимыми. Однако каждая цифра приобретает ''осязаемый'' исторический смысл, становится достаточно наглядной лишь при сопоставлении с другими. Отметим для сравнения некоторые статьи государственных ассигнований. Так, на 1915 г. из бюджета Саранской Государственной думы на общественное призрение было выделено 2832 руб. (общая сумма составляла 128947 руб.):

-  на пособие Анастасиевской городской богадельне – 500 руб.;

-  на пособие Саранскому Спасскому собору – 500 руб.;

-  на пособие семействам запасных нижних  чинов и ратников ополчения, призванных на войну – 832 руб.;

-  на нужды городского Благотворительного комитета – 1000 руб.[1]. 

Подобные мизерные суммы были характерны как для более раннего, так и последующего периодов. Игнорирование интересов просвещения и культуры подчеркивает слабый характер государственной политики правительства  в этой сфере. На фоне столь малых государственных субсидий роль частных жертвователей была особенно велика. Так сумма частных пожертвований на нужды общественного призрения в целом по Мордовии в 1915г. составила  20 385 руб. [1].

В этих условиях, при  крайней популяризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором  социального равновесия, часто неосознанным средством устранения эмоционального общественного дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

К концу XIX – начале XX века больное значение в деле благотворительности на территории Мордовии имела деятельность Саранской Городской думы и Городской управы. Думу возглавлял Городской голова, который чаще всего избирался из представителей купечества. Так как роль купцов в общественной жизни города в XIX – начале XX в. была приоритетной, то и Городская Дума выступала как орган, выражающий, прежде всего их интересы. Об этом свидетельствует и число гласных саранского земства и то, что большинство городских руководителей были представителями купечества.

Примером целенаправленной созидательной деятельности на посту Городского головы были: Д.Ф. Фалилеев, много сделавший для строительства Спасского собора; Д.И. Кубанцев, под председательством которого в 1891 г. был организован Саранский Благотворительный комитет, а так же началось строительство железной дороги. Большое  значение на посту Городского головы имела деятельность М.Г. Никитина. Краевед В.Н. Куклин писал о нем, что «он более десяти лет избирался Городским головой и пользовался большим уважением: деловой, умный, с широким кругозором, познаниями в финансовых, торговых, хозяйственных вопросах, он всюду имел своё веское слово» [2].

В деле благотворительности в Мордовии нельзя полностью исключить и нажим на купцов со стороны местной администрации, которая хотела показать перед правительством свою общеполезную деятельность и понуждала купцов делать крупные пожертвования на какие-либо крупные проекты, обещая взамен свою поддержку при хлопотах о наградах и званиях. Часто такая инициатива исходила от местных священников и руководителей епархии, и они находили поддержку своих начинаний у местного купечества. Но большей частью национально-православные и патриотические традиции присущие купеческому менталитету способствовали тому, что они не могли допустить, чтобы в соседних городах, примерно равных по численности населения и экономической мощи, что-то было лучше – соборы и церкви, общественные и жилые здания, чтобы молва приписывала соседям большую щедрость, чем им самим.

В городах мордовского края проживало множество благотворителей, жертвовавших на строительство и содержание храмов, в основном монастырских. Среди них выделяются саранские купцы: Д.С. Начаркин, братья Кротковы, братья Котельниковы, А.И. и М.Ф. Цинговатовы, Кубанцевы, Д.И. Козицин, Коровины, Сыромятниковы, В.П. Удалов, Умновы, Ф.П. Усов, Фалилееввы, Токаревы, Д. Шестоперов; краснослободские купцы братья Ненюковы, А.Д. Муромцев, Н. Голов.

Так как местные купцы в основном были людьми православными, то и в основе их воспитания лежала система православных ценностей. Особое внимание, поэтому, при характеристике благотворительности в Мордовии следует обратить на особенности национального купеческого менталитета, основным элементом которого была глубокая религиозность данного сословия. В купеческой среде религиозным считался только тот, кто был богомолен, часто ходил в церковь и обязательно жертвовал деньги в своем приходе на строительство храмов и на помощь нуждающимся.

Дальнейшее развитие благотворительности в Мордовии на территории мордовского края в конце XIX в. было связано с деятельностью Саранского Благотворительного комитета. В материалах Саранской Городской думы находим, что на одном из её заседаний в марте 1891 г. с целью оказания помощи пострадавшим от неурожая жителям города было предложено организовать Благотворительный комитет. В соответствии с этим в его распоряжение Думой было отпущено 100 рублей, а на собранные частные пожертвования предполагалось открыть с 1 января 1892 г. две городские бесплатные столовые.

Деятельность Саранского Благотворительного комитета была очень значимой для жителей города Саранска. Так, на протяжении многих лет он систематически оказывал серьезную помощь бедным горожанам. На его средства содержались: приют, ночлежный дом, бесплатные столовые, выдавались денежные вспомоществования, оказывалась медицинская помощь и т.д.

Таким образом, повышение социально-общественного и культурного уровня  купцов-предпринимателей и представителей местных органов управления способствовало тому, что к концу XIX – начала XX в. в Мордовии на ряду с государственной большое развитие получила общественная и частная  благотворительность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.   Журнал заседаний Саранской Городской думы (1813-1915гг.) // ЦГА РМ, ф.20, оп.1, д. 105, л. 10; д. 303, л.371-372; д. 350, л.479; д.370, л.513.

2. Куклин В.Н. От крепости к столице / В.Н. Куклин // Саранск: в 2-х кн. – Саранск, 1997. – Кн.1. – С. 51-60.