История/
1. Отечественная история.
Соискатель Ибрагимов
М.И.
Дагестанский Государственный
Педагогический Университет
Противостояние Ивана Грозного с Шамхальством
Тарковским.
В первой половине XV века кумыкским
правителям с титулом шаухал удалось освободиться от власти потомков Тамерлана
и преодолев феодальную раздробленность создать жизнеспособное государство. По титулу правителей - шаухал, и названию столицы - городу
Тарки (Таргу) на каспийском
побережье, государство получило название Шамхальство Тарковское. К концу
того же XV в. кумыкским шаухалам удалось подчинить своей воле не многие земли
Северо-Восточного Кавказа. Во главе покоренных обществ ставились беки из
династии Шаухалидов.
После победы крымского хана Менгли-Герея над Большой Ордой
в 1502 г. тарковские шаухалы установили свой контроль над Терско-Сулакской
равниной, а затем и над Терско-Кумской равниной. Присоединение этих
территорий было облегчено тем, что их население состояло из кумыкских родов гюэн
и тюмен. Эти земли были известны как Кавказская Тюмень на
Тереке. Местная знать признала над собой власть тарковского владыки.
В 1552 г. Иван
IV завоевал обширное Казанское ханство, населённое единоверцами кумыков, говорящими на
одном с ними языке. Валий (шаухал) Дагестана Али-Ахмад-Хан старался
воспрепятствовать сдаче Казани. Пытаясь повлиять на промосковские
настроения среди татарской знати, он отправил в Казань отряд в 600 человек с
улемом Илемданом Ахмад-Эфенди и своим эмиром Къолчурой-беком. На пару лет падение
города было отстрочено.
Следующей жертвой
захватнической политики Московии и ее
царя Ивана Грозного явилось союзное кумыкам Астраханское (правильно: Хаджи-Тарханское)
ханство. По мнению американского
советолога и ираниста Фируза Каземзаде,
Москва именно от завоеванного ею в 1555 г. Астраханского ханства
унаследовала конфликт с Шаухальством. Дело в том, что шаухал Тарковский (он же валий – верховный
правитель Дагестана) способствовал неоднократному возведению на астраханский
престол царевичей из подвластного ему Тюменского
владения, например Аккубека. Делалось это ввиду важности Астрахани для всей торговли на Каспии и Волге. Этот город играл
ключевую роль в международной торговле шёлком и иными восточными товарами.
Вассальное от тарковских
государей Тюменское владение (ханство), согласно описанию английских
мореплавателей, представляло собой пиратскую республику, наподобие карибской Тортуги. Столица Кавказской Тюмени - Терк-Кала, находившаяся в старом устье Терека была городом многонациональным и
довольно опасным. Власть здесь была крайней нестабильна и часто переходила из
рук в руки. Неизменным оставалось лишь два обстоятельства: все ханы были из
рода Чингисидов и признавали над
собой власть Тарков. Помимо
Терк-Калы в Тюменское ханство входил ещё один город – Абсиях-Кент или по кумыкски Карасув.
В нём жили персидские купцы, большинство из которых были тюрками из Азербайджана и выходцами из Хорасана (область на стыке Ирана, Афганистана и Туркменистана). Среди сельских жителей преобладало кумыкское
население. Восточной границей ханства было Каспийское
море, а западные пределы терялись в долине Терека, судя по топонимическим данным неподалёку от современного Моздока. В исторической науке сложилась
традиция приписывать Тюменскому ханству ногайское происхождение, однако,
крупнейший специалист в ногаеведении В.В. Трепавлов считает, что ханство могло быть
кипчакским анклавом, но при
этом не ногайским, а территориально и этнически близким скорее к кумыкам.
Любопытно, что в «Ногайских делах» Посольского приказа, Тюменское ханство
названо «тюменью шевкальской».
Остается дополнить, что род тюмен
до сих пор хорошо известен у кумыков.
В середине XVI в. у кумыкских правителей появился новый опасный противник - кабардинский князь
Темрюк Идарович Черкасский. Темрюк
неоднакратно выдвигал необоснованные претензии на всю Тюмень, вплоть до
Каспийского моря. Практически сразу после
захвата Астрахани русскими
войсками, он отправил своего сына в Москву с заверениями собственной
покорности. Вскоре его сын принял православие, а на дочери Темрюка Марии
женился сам Иван Грозный.
В 1559 г. в Москву прибыл ещё один враг шаухала Тарковского, мятежный
племянник его верного вассала Токлуя Тюменского, Мамай-Мурза Агишев, который
отрекшись от Ислама и крестившись, просил войска для войны с дядей.
Военно-политическая ситуация на Кавказе становилась напряженной.
Под воздействием бесконечных
интриг Темрюка Черкасского и Мамая Агишева, в 1560 г. близ Тарков высадился морской военный десант царских
стрельцов во главе с воеводой Иваном Черемисиновым. После непродолжительного
пребывания на кумыкской земле им пришлось ретироваться, так и не достигнув
основной цели, захвата и покорения Тарков и Тюмени.
Агрессия
со стороны северного соседа подтолкнула шаухала к союзу с турецким
султаном. В свою очередь на Кавказе он быстро нашёл союзников по антимосковской коалиции. На сторону Будай-Шаухала перешла значительная части кабардинских
князей, возглавляемых злейшим врагом Темрюка Черкасского Пшеапшуко
Кайтукиным.
В 1566 году Темрюк стремясь упредить
действия своих врагов, направил ещё одно большое посольство в Москву, с
просьбой построить на нижнем течении, у
впадения Сунжи в Терек, укрепленный город. Иван Грозный ответил согласием
своему тестю. В том же году объединенное войско Будай-Шаухала Тарковского и Пшеапшуко
Кайтукина потерпело на Сунже поражение от стрельцов и отрядов Темрюка. Осенью 1567
года там была воздвигнут «Терский город». Тогда же от
Тарковского шаухальства отпали земли в Балкарии.
Между кумыками и родственными им карачаево
- балкарцами, в этот период вклинились восточнокабардинские княжества Таусултания и Джилехстания. Захватив северный берег Сунжи, Московское правительство тут же выдвинуло претензии на устье
Койсу.
Притязание Москвы
на богатое ценнейшими осетровыми породами, устье реки Койсу (Сулак), и стремление построить там острог (крепость)
– плацдарм для дальнейшего продвижения на юг, впервые были предприняты в 60-х
гг. XVI века. Болезненность этого вопроса для Кумыкии ощущалась тем острее, что
имелось в виду не нынешнее, а старое русло Сулака, расположенное всего в 15 верстах (16 км) от Тарков, отчего шаухальская столица превращалась в
пограничный город, над которым постоянно бы висела угроза внезапного удара. В
этой ситуации царские воеводы получали огромные возможности для политического
шантажа кумыкского правителя. Койсинский
вопрос стал центровой проблемой кумыкско-русских отношений всего периода с
1588 по 1605 гг.
Иван Грозный
препятствовал мусульманам, не только оккупированных Казани и Астрахани, но
также независимых Кумыкии и Средней Азии совершать паломничество (хадж) в Мекку через Астраханскую
гавань. По донесению русского посла
в Стамбуле Афанасия Нагого – это
обстоятельство вызывало большую досаду турецкого халифа и он грозил
организацией крупномасштабного похода на Астрахань. Москва не реагировала на
его ультиматум, выставляя перед европейскими дворами своё упорство в кавказском
вопросе как радение во имя христианской веры, а свою агрессию против Кумыкии и её соседей, как «крестовые
походы» против союзников Османского
халифата.
Вскоре московский царь
вновь объявил войну Шаухальству
Тарковскому. В 1569 г. был отбит
очередной «крестовый» поход царских войск, на этот раз во главе с воеводой Шадрой. Шаухальство сохранило свою независимость. Велика в этом
заслуга Чопана Тарковского, возглавившего народное
сопротивление захватчикам.
Всё это обострило
отношения между Россией и Турцией, возмущённой экспансией на
земли мусульман-суннитов, формально подданных и подзащитных халифа. Спор имел
не только политические, но и экономические причины. На кону стоял контроль над устьем Волги и Северным Кавказом,
а значит и над одной из крупнейших финансовых артерий того времени. Директора
английской Московской компании получили от Ивана Грозного право
транзитной торговли по волго-каспийскому пути и были весьма
заинтересованы в сохранении новых позиций России на Северном Кавказе, ибо это
должно было помочь им перехватить знаменитую «шелковую торговлю»
– экспорт иранского и шемахинского шелка через Балтику в Европу. В 1569 г.,
Чопан-Шаухал со своим войском, только что изгнавшим Шадру, принял
участие в турецко-крымском походе на
Астрахань.
Турецкая пехота и
татарская конница, без поддержки артиллерии, 10 дней штурмовали город, но астраханский
гарнизон под руководством князя П.С. Серебряного отбил все атаки. Поход
не удался, в том числе и потому, что крымский хан Девлет-Герей I, не желая усиления Турции в этом регионе, скрытно
чинил препятствия. Тем не менее, войска Чопан - Шаухала
сумели проявить себя с самой лучшей стороны. Они разрушили отстроенную русскими
крепость на Сунже, вторглись в Кабарду
и приняли участие в сражении против войск Темрюка Идаровича Черкасского,
союзника царя Ивана IV, на стороне крымского хана Девлет - Герея.
Победа крымских и кумыкских муджахедов в этом сражении привела к упадку
русского влияния на всём Северном Кавказе. Кабардинский вали, вновь был вынужден
платить унизительную дань (айып)
девушками и юношами крымскому хану. Укрепился и авторитет Чопана.
В мае 1571 года войска
Девлет-Гирея, снабженные турецкой артиллерией и используя переброску основных
русских войск в Прибалтику для
борьбы с Польшей, захватили
неожиданным наскоком Москву и сожгли
практически весь город за исключением каменного Кремля. Были разорены южные русские земли, погибли десятки тысяч
людей, более 150 000 уведено в рабство. Иван Грозный
бежал из столицы. Гордый своей победой, Девлет-Гирей потребовал от
русского посланника немедленного отказа России не только от «Терского города» и
Астрахани, но и от Казани. В 1572 году Русские войска были выведены из
«Терского города». Победа Крыма стала
также победой Тарковского шамхальства в конфликте с Москвой на Северо-Восточном
Кавказе.
После
победы крымского хана в региональном соперничестве между Чопан-шаухалом и
Османским Двором был подписан договор. Суть договора сводилась к следующему:
А. Кумыки отныне в своих мечетях будут
читать хутбы во славу Османских султанов.
Б. Будут свободно пропускать через свою
территорию крымские войска, прибывающие на помощь османам в Закавказье.
В. Кумыки примут участие в войнах османов
против Ирана. Османы, в свою
очередь, обеспечат кумыков боевым снаряжением и боеприпасами.
Г. В соответствии с древними традициями, османы не
будут вмешиваться во внутренние дела кумыков и в вопросы престолонаследования.
Д. В соответствии с вышесказанным и по
пожеланию Падишаха, вновь избранному
шаухалу будут вручаться знамя. Выезжающие в пределы обеих стран будут
освобождаться от таможенных пошлин.
З. Дербент отдается во владение шаухалу.
Для
укрепления союза шаухалов и османов был даже заключен брак. Турецкий историк Ибрагим
Печеви сообщает: “Полагая, что дружба и сотрудничество с беками
Дагестана дело необходимое, Осман Паша женился на дочери Тудж-Алав-бека,
брата Шаухала”. Чопан-Шаухал, соблюдая условия договора, активно участвовал
в войне османов против Сефевидов и во взятии Шемахи.
Литература:
1. Акбиев
А.С. Кумыки: вторая половина XVII - первая половина XVIII
вв. Махачкала, 1998.
2. Ахмадов
Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII
вв. Грозный, 1988.
3. Бакиханов
А.-К. А. Гюлистан-Ирам. Баку. 1991.
4. Белокуров
С.А. Сношения России с Кавказом. М.. 1889.
5. Дзамихов
К. Ф. Адыги в политике России на
Кавказе в 1550-1770 гг. Нальчик, 2001 г.
6. Идрисов
Ю.М. Борьба Тарковского государства за независимость в XVI-XVII
в.// Вести КНКО. Махачкала, 2008. Вып. 12-14.
7. Кабардино-русские
отношения. – Сборник документов. М., 1957.
8. Карамзин
Н.М. История государства Российского. Книга III. I. XI.
М., 1988.
9.
Русско-дагестанские отношения. – Сборник документов. М., 1958.