БАКУМЕНКО  В.М.

                                                                  Москва

 

 

                                  ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ УКРАИНЫ

                                           ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

 

 

    Давно замечено пристальное внимание исследователей культуры прошлого к XVIII столетию.  Объясняется оно ещё и тем обстоятельством, что это был век Григория Саввича Сковороды (1722-1794).  Что способствовало тогда появлению такого мыслителя, поэта, музыканта, масштабом Личности напоминающего гигантов предыдущих эпох?  В XVIII веке были и другие мыслители, великие таланты, но именно в лице Г.С. Сковороды история сфокусировала неповторимый образ, ставший символом и голосом народа Украины.

    Проучившись четыре года в Киевской Академии, Григорий Сковорода был отобран за редкий голос в петербургскую Придворную певческую капеллу.  Весьма успешно прослужив там три года и получив  почётное звание придворного уставщика, Сковорода попросил отпустить его в Киев для завершения учёбы.  Он очень быстро наверстал упущенное и вскоре вернул себе славу одного из лучших «спудеев» Академии.  Но этого ему показалось недостаточно, и Сковорода в 1750 году отправился за границу.  Во время своих европейских встреч Григорий Сковорода сумел, как пишет его первый биограф Михаил Ковалинский, доставить себе знакомство и приязнь учёных, а с ними новые познания, каковых не имел и не мог иметь в своём отечестве; значительно усовершенствовался он во владении языками – латинским, греческим, немецким. Но самое главное, что трёхлетнее пребывание за границей прибавило к жизненному опыту Григория Сковороды одно наблюдение, на котором он потом часто будет останавливаться в беседах, письмах, стихотворениях, философской прозе: «Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шаре земном, не броди по Иерусалимам…  Воздух и солнце всегда с тобой».

 

*  *  *

 

    По возвращении в Украину Григорий Сковорода получил приглашение читать курс пиитики в Переяславском Коллегиуме.  Став преподавателем, Сковорода составил собственную учебную «систему».  Это был трактат по теории стихосложения «Рассуждение о поэзии».  Поскольку рукопись трактата не сохранилась, исследователи предполагают, что основной его пафос состоял в противопоставлении новаторской силлабо-тонической системы Ломоносова-Тредиаковского с обветшалым каноном прошлого.  Вероятно, трактат Сковороды содержал нечто такое, что не соответствовало господствующим тогда вкусам, поскольку епископ Иоанн Козлович высказал о нём критическое мнение.  Сковорода проигнорировал эти замечания и продолжал читать свой курс, ничего в нём не изменив. Когда же епископ потребовал письменное объяснение, Григорий Саввич ответил, что в своих суждениях о поэзии исходит из мнений профессионалов, а не любительских впечатлений не вполне сведущих лиц.  При этом он прибавил латинскую пословицу: «Иное дело пастырский жезл, а иное пастушья свирель…».

    Так было положено начало мытарствам Григория Сковороды.  Но именно странствия и отвоёванная свобода распоряжаться собой и своим временем помогли Григорию Сковороде окончательно осознать своё предназначение.

    Первая поэтическая книга Григория Сковороды «Сад божественных песней» открывает нам безбрежность и напряжённость, мучительность и подвижничество душевной жизни и духовных переживаний поэта. Вся поэзия и поэтика Сковороды выросла на народной песенной основе, народной традиции, хотя это было абсолютно новое слово, обогатившее отечественную литературу.

    Григорий Сковорода не случайно назвал свои стихотворения песнями. Большинство из них и было предназначено для пения.  Поэт и мелодии к ним сочинил сам.  Стихи-песни написаны в имении Каврай, где Сковорода был домашним учителем у помещика Степана Томара.

    В 1758 году судьба Григория Сковороды снова круто меняется. По рекомендации Гервасия Якубовича он получает место учителя пиитики в Харьковском Коллегиуме. Приступив к исполнению своих обязанностей, Сковорода снова столкнулся с проблемой,  которая всегда встаёт перед ищущим и пытливым педагогом.  Как вести обучение?  Следует ли ориентироваться на индивидуальные способности учеников или же, во избежание одностороннего развития своих подопечных, наделять всех знаниями во всех областях в полном объёме?  На этот счёт у Сковороды сложилось своё мнение, которое было развито в целую теорию, не только педагогическую, но и философскую.

    Сковорода любил свой предмет и искренне желал, чтобы это чувство передалось его ученикам.  Он открывал им секреты рифмовки, знакомил с разнообразием ритмических возможностей стихотворной речи.  На уроках разбирались шедевры античных авторов, стихотворения поэтов Средневековья, рассматривались и особенности поэтических жанров.  Сковорода учил не только читать стихи, но и сочинять их.  Но очень скоро он заметил, что его предмет не интересует большинство учеников.  И тогда он в басне изложил совершенно справедливое практическое предложение: зачем зря мучить молодых людей чуждым им занятиям?  Идея Сковороды нашла поддержку преосвященного Иоасафа Миткевича, который и освободил от занятий более 40 учеников.  Не знал тогда Сковорода, что своей басней напророчил перемену и в своей судьбе: его «доброжелатель» Якубович предпринял попытку «захомутать» свободолюбивого Сковороду, получив такую рекомендацию Миткевича: «Таких людей, как Сковорода, нужно беречь.  Беречь, как многоценный бисер.  Если Григорий примет монашеский постриг, он тем самым ещё более привяжется к заботам училища.  Да и не будет белой вороной среди учителей-иноков.  Главное же – перед ним распахнётся лестница к высшим духовным званиям.  Подобный иерарх, блистающий учёностью и бескорыстием, украсил бы любую епархию».

    Не поняли святые отцы главное: Григорий Сковорода по своему божественному дару просто не мог быть «как все».  Он им и высказал своё мнение на сей счёт: «Разве вы хотите, чтоб я умножил число фарисеев?  Ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и монашествуйте!  А Сковорода полагает монашество в жизни нестяжательной, малодовольстве, воздержанности, в лишении всего ненужного, дабы приобресть всенужнейшее, в отвержении всех прихотей, дабы сохранить себя самого в целости, во обуздании самолюбия, дабы удобнее выполнять заповедь любви к ближнему, в искании славы Божией, а не славы человеческой».

    После размолвки с Гервасием Якубовичем, Григорий Сковорода обосновался в окрестностях Белгорода, куда его позвал помещик из села Старица.  Но вскоре Григорий Саввич, из-за возникшей дружбы с Михаилом Ковалинским, пожелал вернуться к учительской работе.  Он попросил синтаксический класс и стал преподавать греческий язык.

    История дружбы Сковороды и Ковалинского хорошо известна.  Вероятно, в ней воплотилось не реализованное отцовство Сковороды и желание воспитать наследника, последователя.  Исключительное попечение Сковороды о Ковалинском вызвало раздражение и ревность.  Объявились и «доброжелатели», настраивающие юношу против учителя.  Обо всём этом Михаил Ковалинский рассказывает в  книге «Жизнь Григория Сковороды».  Он оказался достойным учеником своего духовного отца.  Неповторимый сюжет этой книги складывался в стенах Харьковского Коллегиума и далеко за его пределами.  Сковорода не только был идеальным другом, наставником, но и искусным педагогом.  Даже сугубо практические занятия, как овладение языком или навыками к стихотворству, Сковорода строил так, что они превращались в упражнения юного ума в любомудрии.  Дружба учителя и ученика длилась до конца жизни Сковороды.  Она претерпела много испытаний, но оправдала себя перед историей уже только тем, что Ковалинский написал интереснейшую биографию своего великого учителя и друга, сохранил бесценные для истории письма Сковороды и всячески пропагандировал творческое наследие нашего первого поэта и философа.  Исследователи справедливо считают, что переписка учителя и ученика на латинском языке на протяжении многих лет сама по себе может восприниматься как срез духовной культуры XVIII века.

    В 1766 году харьковский губернатор Е.А. Щербинин предложил Сковороде вести «курс добронравия» в так называемых «прибавочных классах» для дворянской молодёжи при Харьковском Коллегиуме.  Григорий Саввич увлёкся предложением, составил план курса и написал вступительную лекцию «Начальная дверь ко христианскому добронравию».  Это было своеобразное введение в философию Сковороды, здесь были намечены все главные темы книг, которые он потом напишет.

    Уже тогда, в XVIII столетии, Сковорода был переполнен большой тревогой, считая, что точные науки слишком кичатся своим всемогуществом в ущерб познания человеком самого себя.  Философ видел, что многие полезные открытия в науке превращаются в пагубу для людей.  Уже тогда он предвидел, что этот процесс будет нарастать.  Сковорода не был противником прогресса, он лишь требовал от человека меры, трезвости, дальновидности, а панацеей справедливо считал пристальное внимание людей к духовным проблемам.

    Разумеется, и в «прибавочных классах» Сковорода долго не задержался – слишком велико было желание мыслителя быть свободным от всяческой формалистики.  Григорий Саввич Сковорода был слишком преждевременный человек, чтобы не быть отторгнутым современниками.  Не случайно он так злободневно звучит и поныне, и ещё далеко не понят и не оценён по достоинству.

    После окончательного ухода из Харьковского Коллегиума, Г.С. Сковорода жил исключительно за счёт безвозмездных кредитов и приятельских подарков.  Слава Богу, что нашлись тогда люди, которые почли для себя честью поддерживать материально поэта и философа.  Они прекрасно понимали, что Сковорода ушёл в нищенство добровольно, по убеждению, по духу.  Тот факт, что образ Сковороды сохранился в народной памяти, подтверждается многими свидетельствами.  Наш известный историк Н.И. Костомаров писал: «Мало можно указать таких народных лиц, каким был Сковорода и которых бы так помнил и уважал народ.  На всём пространстве от Острожска (Воронежская губерния) до Киева, во многих домах висят его портреты; всякий грамотный малороссиянин знает о нём; имя его известно очень многим из неграмотного народа; его странническая жизнь – предмет рассказов и анекдотов; в некоторых местах потомки от отцов и дедов знают о местах, которые он посещал, где любил пребывать, и указывают на них с почтением; доброе расположение Сковороды к некоторым из его современников составляет семейную гордость внуков; странствующие певцы усвоили его песни, на храмовом празднике, на торжище нередко можно встретить толпу народа, окружающую этих рапсодов и со слезами умиления слушающую: «Всякому городу нрав и права».

 

                                                                     *   *   *   

 

    Во второй половине XIX века, когда учёные и литераторы занялись изучением творческого наследия Григория Сковороды, сразу же возник вопрос: «А где тут система?»

У Григория Сковороды действительно не было «системы» в том смысле, как это понятие трактовалось в общепринятой философской традиции.  В его сочинениях почти отсутствует специальная терминология, в них нет и следа последовательного логического конструирования идей.  Но Сковорода никогда и не именовал свои сочинения «системой» и философом себя не называл.  Свои письма он чаще всего подписывал: «старец», «старчик»,, «пустынник», «любитель священныя Библии»…  Будучи уже пятидесяти четырёх лет от роду он в сопроводительном письме к трактату «Икона Алкивиадская» именует себя «студент Григорий Сковорода», предисловие к переводу работы Плутарха «О спокойствии души» подписал: «Любитель и сын мира».

    И всё же творческое наследие Григория Сковороды не может быть оценено как философия «без системы», ибо оно отличается внутренним структурным единством. Мысль философа постоянно тяготеет к тому, чтобы воплощаться не на уровне понятий и логических формул, а в виде образов, поэтических аллегорий, символических обобщений. Такой подход в значительной мере способствует постижению его философии рядовым читателем.  Ещё три столетия назад Сковорода отрицательно относился ко всяким революциям, мятежам, стихийным выступлениям, как к способу социального переустройства.  Великий гуманист справедливо полагал, что совершенство общества находится в прямой зависимости от степени внутреннего совершенства каждого представителя сообщества, к какой бы социальной группе человек ни принадлежал.

    Особое место в сочинениях Сковороды занимает Библия.  К осмыслению Книги Книг философ возвращался всю жизнь.  Особенно активизировался этот процесс в годы работы над трактатами и диалогами «Асхань», «Кольцо», «Жена Лотова», «Потоп Змиин».  В своих сочинениях Сковорода сравнивает Библию с лествицей, с обетованной землёй, с ковчегом, с алтарём, солнцем всех планет, с сердцем вечным…    Всего в сочинениях Сковороды более пятидесяти метафор, характеризующих его личное восприятие Библии.  Актуальность проблемы «символического мира» для Сковороды определяется тем, что Библия для него – совершенный образец символического метода мышления.  Этот метод – характернейшая  черта его философского стиля.  Человек XVIII века, эпохи, казалось бы, резко порвавшей с традициями древнерусской культуры, Сковорода оставался глубоко верен её идеям, принципам и образам.  Поиски и открытия Г.С. Сковороды время не сделало философским анахронизмом: он очень созвучен современности по многим параметрам.  Это поистине «сердечная философия», раскрытая навстречу человеку.  Вот почему в личности мыслителя наиболее ярко проявляются черты того народного мудреца-правдолюба, о котором веками мечтает народ.

    Со дня кончины Григория Саввича Сковороды минуло уже 218 лет, а мы и в XXI веке помним великого выразителя чаяний простого человека и внимательнейшим образом вчитываемся в нетленные труды замечательного мыслителя, который нёс в народ Слово о счастье для каждого и для всех.  Поистине Великомученик Григорий заслужил вечное поклонение потомков.