К.п.н. Е.Ю. Усенкова, к.п.н., А.В. Игнатьева, ст. преп. Т.П. Старикова

 

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Россия

 

О развитие профессионализма выпускников

в ходе выполнения этапов дипломного проектирования

 

В последние годы проблема профессионализма выпускников оказалась в центре внимания отечественной системы образования. Основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста. На наш взгляд, решение проблемы качественной подготовки выпускников, следует начинать с выбора образовательных технологий вуза. В данной статье представлен материал о способах решения проблемы конкурентоспособности выпускников творческого вуза, основанный на обобщение научного теоретического и практического опыта преподавателей высших учебных заведений, научно-практических рекомендациях современных учёных по вопросам профессиональной конкурентоспособности на примере подготовки дипломного проекта студентов специальности 070601 Дизайн, обучающихся по квалификации 03. Дизайнер (дизайн одежды).

Современные учёные считают одним из способов решения проблемы конкурентоспособности молодого специалиста – целенаправленное развития комплексной личностной потребности обучаемых в соединении узкого профессионализма и универсализма в образовательном процессе [2]. Подготовка к защите дипломного проекта является той стадией обучения, когда студенты обладают наивысшей мотивацией к приобретению, как узкопрофессиональных, так и родственных специальностей, впоследствии оказывающих влияние на их профессиональную конкурентоспособность. Подготовка дипломного проекта включает несколько основных этапов:

1.                 исследовательский этап – проведение исследований по теме дипломного проекта: сбор исторического материала и прототипов коллекции; анализ модных тенденций;

2.                 изучение рынка модной продукции, требований к одежде, спроса, ценовой политики; предварительный расчёт себестоимости коллекции;

3.                 проектный этап – подготовка иллюстрационного и фотоматериала по теме дипломного проекта; выполнение эскизов будущей коллекции моделей в соответствии с разработанной концепцией; выбор тканей и материалов  будущей коллекции с учётом модных тенденций и потребительского спроса; выполнение конструкторско-технологической части дипломного проекта; изготовление изделий из основного материала; выполнение теоретической части проекта, оформляемой в виде дипломной пояснительной записки и практической части (дипломной коллекции и визуального ряда);

4.                  защита дипломного проекта демонстрация графической части дипломного проекта; демонстрация дипломной коллекции с использованием современных компьютерных технологий; защита теоретической и практической части дипломного проекта.

Выполнение выделенных этапов дипломного проекта требует от студентов погружения в профессиональную проектно-творческую деятельность дизайнера костюма, максимально приближенную к современным условиям мелкосерийного производства модной одежды различного стиля и назначения. Исследовательский этап дипломного проекта предполагает активную научно-исследовательскую работу выпускников по сбору теоретического материала по теме дипломного проекта. Дипломник должен собрать и проанализировать все данные о производителях модной одежды, аналогах создаваемой коллекции, конкурентах. Для получения полной оперативной информации и плодотворного функционирования предпроектного аналитического исследования, современные дизайнеры используют ресурсы сети Интернет. Стремительно развиваясь в последние годы, они облегчают и ускоряют работу дизайнера костюма использованием поисковых систем и интерактивных услуг.

Особенности деятельности проектировщика костюма в современном промышленном производстве одежды требуют особого подхода к организации всего процесса проектирования. Он включает анализ предпроектной ситуации, сопровождающийся прогнозированием и расчётами. Работа дизайнера костюма сегодня не возможна без использования компьютерных технологий. При анализе и прогнозировании моды будущего, современные производители используют систему «САПР-мода», позволяющую собирать и хранить данные о модных коллекциях прошлых лет, а также находить костюм с заданными характеристиками. Использование компьютера в качестве инструмента для исследования модных тенденций возможно при разработке методики описания образа костюма в формальном виде, понятном для компьютера [3]. Такая формализация костюма позволяет собирать базу данных о трансформации формы костюма за десятилетия и, таким образом, строить прогнозы возникновения данной модной формы в будущем. Тщательный анализ, уже существующей на сегодняшний день, базы данных позволяет сделать выводы о ритмическом чередовании основных форм костюма, вычислив длительность периода развития моды и частоту повторяемости модной формы за определённый отрезок времени. Полученная информация о закономерностях повторения модных форм, как в индивидуальном и мелкосерийном, так и в массовом промышленном производстве одежды, позволяет дизайнерам безошибочно прогнозировать перспективную форму и разрабатывать модели модной одежды для будущих сезонов, удовлетворяя потребительский спрос.  

Ещё одной важной составляющей предпроектного исследования является приблизительный расчёт себестоимости моделей дипломной коллекции для определения её рентабельности, товарной ниши и потребителя. Для этого в экономическом разделе пояснительной записки рассматривается виртуальная деятельность предприятия определенного типа, на базе которого может изготавливаться дипломная коллекция. На примере одной модели студенты рассчитывают стоимость основной ткани, прикладных материалов, фурнитуры и др., производят расчет себестоимости изделия, калькуляцию затрат и пр., устанавливают цену одной модели и, в качестве заключения, рассчитывают прибыль и рентабельность производства данной коллекции. Часто расчёт рентабельности коллекции обуславливает выбор модельных особенностей, материалов и аксессуаров коллекции. Т.о., в ходе выполнения исследовательского этапа дипломного проекта студенты испытывают потребность в обогащении узкопрофессиональных знаний дизайнера костюма знаниями в области экономики, маркетинга, брендинга и др.

Эскизирование дипломной коллекции – следующий этап дипломного проектирования, требующий от студентов глубоких профессиональных знаний в области проектирования костюма и навыков грамотной графической подачи проектной идеи. Компьютерные программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Corel Painter за последнее десятилетие практически заменили дизайнерам костюма карандаш и бумагу. Рабочие эскизы и технические рисунки моделей на предприятиях серийного производства одежды выполняются с использованием компьютерной графики, дающей возможности мобильного выбора и коррекции формы, конструктивных членений, пропорций, цветовой гаммы, фактуры ткани модели и облегчая работу дизайнера при эскизировании подачи проектной идеи.  

Приступая к основной части дипломного проекта – созданию дипломной коллекции, студенты встают перед ответственным выбором тканей и материалов коллекции, обусловленным концепцией проекта, модными тенденциями, потребительским спросом и др. Правильность этого выбора определяется знанием современного ассортимента и физико-химических свойств материалов для одежды. От свойств материалов и проектного замысла автора коллекции зависит выбор способа моделирования. Конструкторский этап работы ставит перед дипломниками задачу выполнения базовых основ плечевых и поясных изделий коллекции и моделирования на основе созданных конструкций. Затем осуществляется раскрой и примерки макетов коллекции с целью уточнение формы, конструкций, пропорций изделий и создания лекал. Это ответственный процесс, требующий от дипломников профессиональной универсальности: теоретических знаний, чувства стиля и вкуса дизайнера, практических умений конструктора одежды, модельера и закройщика, аккуратности и практических навыков портного.   

Концепция проекта часто вынуждает дизайнера костюма использовать креативные способы декорирования самих материалов коллекции. В качестве декора используются авторские росписи тканей в технике холодного и горячего батика, декорирование костюма в технике вышивки, аппликации, художественного войлока, гильоширования, нанесение печатного рисунка на ткань в технике шелкографии, трафаретной печати, сублимации. Многие российские дизайнерские дома, создающие одежду прет-а-порте, считают принтование наиболее современным способом декорирования ткани. При разработке авторских принтов для своей коллекции, дипломник должен знать методы переноса рисунка на ткань и найти наиболее рациональный метод переноса своего изображения, уметь правильно подобрать ткань по химическому составу, иметь практические навыки обработки изображения в компьютерных программах Adobe Photoshop, Corel Draw.

Выполнение коллекции моделей из основного материала является технологической частью дипломной работы. Выполняя изделия в материале самостоятельно или осуществляя авторский контроль над изготовлением коллекции в ателье, дипломник должен обладать теоретическими и практическими знаниями в области современных видов швейного оборудования, современных способов влажно-тепловой обработки изделий, современных методов обработки основных узлов и деталей одежды, качества швейной продукции. Дипломная коллекция моделей является авторской коллекцией и состоит, как правило, из пяти моделей. Перспективой удачной востребованной покупателями дипломной коллекции является её тиражирование. Поэтому, внедряя коллекцию в производство,  дипломники должны знать основы серийного производства одежды. Т. о., кроме узкопрофессиональных знаний и умений дизайнера костюма, на данном этапе работы дипломник должен владеть специфическими профессиональными знаниями и умениями художника декоративно-прикладного искусства, художника и технолога по тканям, технолога одежды и портного.

Кульминацией дипломной работы является защита дипломного проекта. Она включает демонстрацию дипломной коллекции моделей и графической части проекта. Современные способы экспонирования дизайнерских проектов требуют от дипломников знания компьютерных технологий и умения работать в программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, Corel Painter, Microsoft Office Power Point и др. В профессиональной деятельности современного дизайнера костюма большое значение имеют технические знания и опыт работы по созданию визуального сопровождения дизайнерской продукции: афиши, пригласительные билеты, рекламные буклеты коллекции, журнальные развороты, плакаты, рекламные щиты, баннеры, принты на одежде, Интернет сайты и др. Решающее значение в ходе защиты дипломного проекта имеет грамотная стильная графическая подача дизайн-проекта и портфолио индивидуальных достижений студента, позволяющие увидеть творческий потенциал и уровень профессиональной подготовки выпускника.

Универсальность знаний выпускников вузов – один из способов решения проблемы конкурентоспособного специалиста. Однако по данным социологов престижная и интересная работа чаще достается людям общительным и оптимистичным, способным быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми, способным к точной передаче своих мыслей и чувств. Успешность работы дизайнера костюма напрямую зависит от психологической гибкости отношений с заказчиками и сослуживцами, то есть от коммуникативной и личностной компетентности. Более широкое понятие личностная компетентность специалиста включает: принятие решений, установление контактов, коммуникативность, ориентацию на результат, установку на обучение, уверенность в себе и др. Формирование личностных компетенций молодых специалистов является обязательным условием конкурентоспособности, достижения карьерного роста и должно формироваться в ВУЗе. Подготовка дипломного проекта к защите, наряду с активным формированием профессиональной компетентности в ходе выполнения этапов проекта, формирует и личностную компетентность дипломников. Студенты поставлены в условия, требующие максимальной мобилизации своих деловых качеств. Наиболее высокие результаты защиты проектов показывают дипломники, демонстрирующие на всех этапах проектной работы общеделовые компетенции: умение внимательно и добросовестно выполнять проектные задания и быстрее других достигать максимально высокого результата. Выполнение этого требует от дипломников личной целесообразной самоорганизации: пунктуальности, способности правильно распоряжаться своим временем, умения ставить цели и, решая проблемы, достигать их. Немаловажное значение при организации проектной работы имеет коммуникативная компетентность дипломника: способность к продуктивному диалогу при выполнении практической части дипломного проекта, управление своими эмоциями, чувствами, поведением при возникновении проблемных ситуаций в ходе выполнения этапов проекта, умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения с партнёрами и умение находить выход в случае конфликта, способность выбирать оптимальный стиль общения с участниками проекта в деловых ситуациях. В будущей профессиональной деятельности выпускника совокупность профессиональнозначимых качеств (профессиональной и личностной компетентности), полученных в процессе обучения, имеет первостепенное значение.

 

Литература:

1.                Климов Е.А. Основные варианты и фазы развития профессионала. http://www.elitarium.ru/

2.                Ковалев А.В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста – гарант качества профессионального образования. тedu2.meks-info.rutezis/520.doc

3.                Кузьмичёв В.Е. Художественно-конструкторский анализ и проектирование системы «фигура-одежда»: учебное пособие / В.Е. Кузьмичёв, Н.И. Ахмедулова, Л.П. Юдина. – Иваново: ИГТА, 2010. – 300 с.