ИГРОВОЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Балабекова Акбопе Асылбековна

 

Республика Казахстан, город Шымкент,

преподаватель кафедры Музыкального образования и

изобразительного искусства ЮКГПИ

         Мы подчеркиваем значение игрового метода (среди всех прочих) в воспитании детей именно этого возраста, поскольку уровень поведения каждого ребенка в игре выше, чем в реальной жизни. Именно в игровых ситуациях (чтобы ученик хотя бы временно пережил соответстующее состояние) мы моделируем многие качества, необходимые для будущей просветительской деятельности, для развития просветительского интереса. Иными словами, «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [1]. Как выяснилось, включение младшего школьника в доступные ему формы общественной жизни возможно и даже полезно. В основном это мероприятия, имеющие специально «детский» характер, то есть разработанные для осуществления определенных целей в развитии просветительского интереса. В первую очередь  детей заинтересовывает сама игровая ситуация. И лишь позже, при осознанном отношению к содержанию игры, ученики начинают понимать полезность этой формы работы в их настоящей и будущей просветительской деятельности. Огромную роль здесь играет время, которое позволяет педагогу постепенно создавать определенные традиции и превращать их в привычный образ действий и поведения детей.

         Просветительский интерес – сложное явление, поэтому на начальном этапе у младших школьников приходится формировать лишь отдельные его стороны, например, творческие (в простейших видах), познавательные, организеторские и педагогические наклонности, развивать ряд навыков и умений, без которых просветительская деятельность невозможна: внимание, умение общаться в коллективе, речевые и дирижерские навыки и другие. Но в будущем эти отдельные наклонности и умения как элементы целого объединятся, «обрастут» другими, более глубокими и сложными, и проявятся в виде интересующего нас качества личности [2].

Игры целесообразно использовать в работе с младшим хором детской хоровой студии, общеобразовательной школы и т.п. Некоторые из учебных игр типа «Догони меня», «Музыкальное эхо», «Критики» и другие можно применять и на школьных уроках музыки.

Интересно, что дети семи-девятилетнего возраста не требуют от игры последовательно развивающегося сюжета, по нескольку раз могут повторять один и тот же эпизод. Эти особенности отношения младших школьников к игре очень «удобны»,  так как позволяют неоднократно тренировать одни и те же навыки и умения.

Дети готовы с удовольствием разыгрывать на каждой репетиции и такие игры, как «Музыкальный альбом», «Карточки», игры-упражнения «Птичка на ветках», «По секрету», «Догони меня», «Музыкальное эхо» –эти простые игры вновь и вновь вызывают у них энтузиазм.

Игра «Живой рояль» полезна при изучении ступеней лада. Игра «Кто это?» знакомит с понятием «тембр», эта игра в дальнейшем приобретает и другое содержание: показывая детям значение разнообразных средств выразительности для создания определенного характера, учитель исполняет (поет или играет на фортепиано) интонации различного характера, например, вопроса, ответа, жалобы, протеста, просьбы и т.д. Дети осознают значение мелодического рисунка, ритма, темпа, окончания на различных ступенях лада и т.д., а также характер исполнения в создании музыкального портрета. В результате анализа попевок-импровизаций различного рода дети «угадывают», какой это образ, какое настроение в нем содержится.  

Игра «Словесное сочинение» формирует умение создавать маленькие и простые мелодии. Дети еще не могут достаточно полно рассказать о воображаемой ими музыке. Предлагаем прослушать, как передал музыкой композитор Петр Ильич Чайковский бурю. Дети слушают фрагмент из его симфонической фантазии «Буря», отмечают изобразительные моменты (свист ветра, рокот моря). Учитель рассказывает, что П.И. Чайковский  изобразил бурю, во время которой произошло караблекрушение, обращает внимание детей на средства выразительности (темп, нюансы, регистры).

Задание может быть и такого типа: показываем две репродукции  картин, например, «Золотую осень» и «Осенний день. Сокольники» И.Левитана и просим детей подумать, музыкальные произведения какого характера, с использованием какаих средств выразительности могли бы передать настроение этих картин. Учащиеся замечают, что природа, ее состояние, краски очень влияют на человека, на его чувства, что природа, делая его радостным, энергичным, подвижным или мягким, задумчим, нежным, даже печальным. Они пробуют выразить словами воображаемые музыкальные произведения. После словесных «опытов» детей полезным будет прослушивание двух песен об осени, например, «Золотая осень» М.Красева и «Осень» Ю.Чичкова. Далее рекомендуется обсудить, какое настроение передали композиторы  в этих сочинениях и какими средствами. Можно также сыграть фрагменты из фортепианных пьес, например, из цикла П.Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Охота» и «Октябрь, Осенняя песнь»).

Можно также попросить учащихся дома подобрать маленькое стихотворение, постараться понять его характер, настроение, чтобы на следующей репетиции «сочинить» к нему музыку.

Вот еще вариант игры: учитель читает отрывок из стихотворения и просит учащихся представить себе, какую музыку мог бы сочинить композитор, прочитав эти слова. Например,

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.  

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывает.

         Дети говорят о возможном характере музыки. Учитель обращает их внимание на элементы изобразительности («Как можно  в музыке изобразить звезды, волны, простор моря, плач царицы, которая заключена в бочку?»). Ученики высказываются, фантазируют, спорят, учатся говорить, используя уже знакомую им на данном этапе музыкальную терминологию. Все это развивает воображение, самостоятельность суждения. Затем учитель дает прослушать соответсвующий фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

         Использовать можно на занятиях игрушки, применение которых   очень раскрепощает детей и тем самым повышает продуктивность учебной деятельности. Например, исполняется пьеса Д.Кабалевского «Клоуны» и проводится «Игра в названия». После этого учащимся показываются три игрушки (кукла, медвежонок, клоун) и проводится игра «Словесное сочинение». Затем дети думают, про какую из этих игрушек могла быть сочинена сыгранная пьеса. В заключение учитель объявляет ее название и автора, пьеса звучит еще раз.

         Игра «Условное дирижирование». После прослушивания и обсуждения двух-трех пьес или пения с анализом нескольких песен учитель или кто-либо из хористов, заменяющий его, в молчании дирижирует одной из этих пьес или песен, а все стараются узнать, какое именно произведение он имел в виду, и объясняют, почему узнали.

         Игра «Музыкальный альбом». Это коллективная игра, коллективный труд всех учащихся: каждый из них примет участие в заполнении «альбома» – впишет название понравившейся пьесы, нарисует иллюстрацию  к ней.

         Можно дать детям красивый альбом для рисования с большим количеством страниц. На каждой его странице пишется название пьесы и фамилия ее автора. Постепенно дети заполняют эти страницы своими рисунками к данным пьесам. Завести альбом лучше тогда, когда дети уже знают довольно много пьес (их звучание, название, авторов).

         Игра «Музыкальное эхо». Игра  обычно начинается на шестом-восьмом занятии в разделе «распевания»: учитель играет на фортепиано или поет несложные попевки, дети поют их вслед за ним на какой-либо слог. Первоначально в этих попевках используются произвольные ступени лада, не только изучаемые, так как на первых репетициях сознательно поются обычно только три ступени мажора. Происходит неосознанное запоминание мелодий.

         Учащиеся сами могут «осюжетить» эту игру, сравнив свое пение вслед за учителем со звучанием эха в лесу. Спустя несколько репетиций рекомендуется ввести второй вариант этой игры с использованием только изученных ступеней лада. Дети осознают их и поют на слоги, называя ноты или ступени,  показывая звучащие ступени количеством пальцев или используя  «пальцы-нотоносцы».

         Деятельность учащихся на занятиях обязательно должно вызывать у них положительные переживания, быть привлекательной. Дети семи-десятилетнего возраста особенно остро нуждаются в радостном, эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реализация которой способствует их развитию. Поэтому каждое упражнение должно нести малышам радость, удовлетворение. Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а репетиция в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъемом, что создает у учащихся позитивную установку на педагогическое воздействие и усвоение конретного учебного материала. Надо стараться, чтобы все игры носили творческий характер. Стимулирование творчества детей в любых сферах их деятельности служит созданию базы для формирования интереса. А важнейший для малышей путь к творчеству – игра.

         В воспитании просветительского интереса большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся, позволяющий выявлять в каждом ребенке его сильные стороны и «опираться» на них в его развитии. Ролевые игры создают условия для такого индивидуального воздействия на ученика в рамках коллектива и тем самым способствуют (при систематическом, планомерном их использовании) более интенсивному развитию всех детей. Благодаря использованию игровых приемов сложные навыки, понятия, термины становятся доступными младшим школьникам. Овладение более высоким по сранению с традиционным уровнем трудности достигается в результате последовательного и постепенного усложнения и накапливания знаний и навыков. Игровое строение репетиции повышает заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Но сделать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированием положительных результатов, но без снижения требовательности.

         Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приемов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока нужно стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешел в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры. Детям, например, должно стать интересно не играть в птичек (игра «Птичка на ветках»), а с помощью игры суметь спеть чисто и без «подсказки» нужные ступени (интерес к развитию своих способностей), суметь управлять коллективом учащихся, помочь им преодолеть определенные трудности (интерес к социальному общению).

         Специфика хоровой репетиции и особенности формирования основ просветительского интереса на подготовительном этапе требуют скрупулезной, кропотливой тренировки целого ряда вокально-хоровых и социальных навыков, длительного, терпеливого развития определенных музыкальных и общих способностей. А усидчивость, внимание, целеустремленность детей, только начинающих свою музыкально-хоровую деятельность, еще не на должном уровне. Кроме того, существуют и объективные закономерности внимания, притупляющегося при длительной однообразной деятельности. «Однообразие быстро утомляет, – пишет В.А.Сухомлинский. – Как толко дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы... Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах – радостные огоньки, однообразная деятельность сменяется творчеством» [3].

         Разнообразные игры, объединенные одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей иногда место на хоровых репетициях вследствие специфики предмета.

         Дидактические игры как зафиксированные способы тренировок помогают сделать занятие более насыщенным, ускоряют его темп, вносят разнообразие. Чем многообразнее приемы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками.

         Дети семи-девятилетнего возраста придают большое значение игровой атрибутике при проведении какой-либо игры. Поэтому полезно широко использовать элементы наглядности в игровых ситуациях на репетициях и во внеклассной работе: плакаты, настенные графики, книги, альбомы, пособия, нарукавные повязки, нагрудные знаки, вводить различные правила и традиции.

         Как видим, с детьми младшего школьного возраста работу по всем учебным темам можно проводить с помощью игры: различать регистры  – игра, определять высотность звуков – игра, запоминать и анализировать мелодии – тоже игра. Виды взаимоотношений в хоровом коллективе также можно «проигрывать». А.С.Макаренко писал: «Игра обязательно должна присутсвовать в детском коллективе. Детский коллектив неиграющий  не будет настоящим детским коллективом» [1].

         Исходя из этого, следует использовать игровой метод в двух направлениях: 1) игровой характер хоровой  репетиции в целом: образные сравнения, дополнительный материал в виде сказок, стихов, репродукций и т.п., игровые приемы работы над песнями, игры в «учителя» во всех разделах репетиции, самоуправление коллектива; 2) введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями поведения. Причем происходит постепенное наращивание этих игр как в количественном, так и в качественном (уровень разработанности) отношении. Следует помнить: игровая форма обучения – важнейший принцип организации учебной деятельности младших школьников в целом, так как «... духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3].

 

 

Список литературы

 

1.     Макаренко А.С. Сочинения. т. IV, – М., 1963 г.

2.     Жданова Т. Игра, как метод в развитии музыкальных интересов детей в хоре. – М., 1995 г.

3.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –М., 1988 г.

4.     Елеманова С. Попевки – важная работа над формированием голоса.  – Алматы, 1998 г.

5.     Малинина Е.М. Детские голоса. – Л., 1991 г.