Некоторые особенности казахского
песеннего фольклора
Жанкул Т. магистрант
КазПНУ им.Абая
В современном мире, проживает около семи миллиардов людей,
которые говорят на шести тысячах различных родных языках. На шести тысячах языках происходит народное воспитание, обобщается
своеобразный эмпирический опыт воспитания; изучаются народные знания о родной
земле и ее богатствах, о природе, флоре и фауне, а также наблюдения по
астрономии, истории, математике,
географии, физике, о сельском хозяйстве, обществе и т.д. Именно эти шесть тысяч
языков обслуживают национальные праздники, обычаи, традиции, фольклор, историю,
нравственные воззрения, идеалы, принципы, методы и приемы воспитания,
материальную и духовную культуру народа. Стало быть, можно говорить о народных
педагогиках, имеющих те или иные отличия в зависимости от конкретного
народа-носителя данной педагогики. Совокупность общепринятых и введенных в
практику эффективных методов и приемов
воспитания, педагогические воззрения, обогащаемые и передаваемые от поколения к
поколению, устное народное творчество и т.д. – все это входит в содержание народной педагогики.
Понятие «народная педагогика» в настоящее время имеет
неодинаковую трактовку. К примеру,
народная педагогика понимается как совокупность взглядов, идей, обычаев,
традиций народных масс по вопросам воспитания в широком смысле слова
(А.Ш.Гашимов), или как классовое педагогическое сознание народных масс,
выражающее интересы трудящихся (Е.А.Христова). Стельмахович М.И. указывает, что
народная педагогика включает в себя эмпирические педагогические знания и
средства без принадлежности к конкретной этнической общности.
Несколько по-иному трактуют народную педагогику
казахстанские исследователи. Народная педагогика определяется как область
эмпирических педагогических знаний опыта народа, которая выражает
господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания (К.Б.Жарикбаев), как
совокупность прогрессивных национальных обычаев и традиций в воспитании
потомков, продолжающихся в течение нескольких веков на эмпирической основе
(С.К.Калиев), как совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов,
суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве, «народная
педагогика – это все из народного творчества, что прямо или опосредованно
служит делу воспитания» (А.К.Калыбекова), как естественно-исторический процесс,
ведущий к формированию обычаев и традиций, которые в форме народного творчества
передаются последующим поколениям (С.А.Узакбаева) и т.д.
В указанных определениях и трактовках обращается внимание на
то, что народная педагогика базируется на эмпирическом опыте данного народа,
обобщает народный опыт воспитания. Поэтому народную педагогику целесообразно
будет определить как совокупность испытанных и принятых на практике
эмпирических знаний данного народа по проблемам воспитания и обучения
подрастающего поколения. Народная педагогика сформировалась как сознательная и
целенаправленная деятельность по выработке духовных и физических качеств у
подрастающего поколения. Очевидно, народная педагогика не представляет собой
нечто застывшее, она совершенствуется, обогащается на основе новых эмпирических
данных. Меняется система знаний об окружающем мире, развиваются искусство,
наука и т.д., которые оказывают влияние на народную педагогику. На изменение
содержания народной педагогики, как социально-педагогического явления, могут
повлиять и изменения в социально-экономических, политических и иных условиях
жизнедеятельности данного народа.
Как мы указывали выше, одним из средств народной педагогики воспитания личности являются песни. Песеннее наследие по своему характеру и
содержанию делится на несколько жанров. Ученые в области литературоведения и
искусствознания определили и охарактеризовали несколько жанров песенных
произведений.
Жанровая характеристика казахского песеннего фольклора нашла яркое отражение в
трудах видных ученых-литературоведов А.Коныратбаева, К.Жумалиева, Б.Уахатова,
Р.Бердибаева, Н.Турекулова и др.
На основе анализа песенного
наследия А.Коныратбаев их сгруппировал
следующим образом: обрядово-бытовые песни: а) пастушеские песни (о четырех
видах скота); б) песни религиозного верования (жарапазан, бадик); в) свадебные песни (тойбастар,
жар-жар, сынсу, жубату, беташар); г) песни Нового года – Наурыз; д) песни
малыша; е) песни жаназалау, отпевание умершего (естірту,
қоштасу, жұбату), также легенды, сказки, героические и лирические песни, исторические
песни, айтыс. К.Жумалиев и Т.Акшолаков обрядово-бытовые песни делят на такие
группы: 1. Песни, связанные с трудовой и хозяйственной деятельностью; 2. Песни,
связанные с обычаями и обрядами. Н.Турекулов же классифицирует народные песни
как особый жанр: Лирика устной литературы: а) социально-политическая лирика:
посвящение, хваление, историческая песня, кара олен, песни в письмах,
песня-стихотворение, желдирме; б) обрядово-бытовая лирика: тойбастар,
тойтаркар, жар-жар, беташар, колыбельная песня, қоштасу,
жоқтау, естірту, көңіл айту, жұбату;
в) Песни, связанные с трудом и профессией: песни о скоте,
земледельческие песни, охотничие и соколнические песни, рабочие песни; г)
дидактические песни: алгыс, бата, песни пожелания, жарапазан, тақпақ,
песни-загадки,
песни-басни; д) волшебные песни: песни-легенды, песни-небылицы; е) сатирико-юмористические
песни.
Внесший неоценимый
вклад в исследование казахского музыкального искусства А.В.Затаевич сделал
следующую жанровую классификацию казахских народных песен: песни-легенды,
исторические песни, бытовые песни (свадебные, колыбельные песни, песни
жаназалау – песни отпевания), песни айтыса, сатирические и забавные песни.
А.Темирбекова в своем труде «Казахские народные песни» песенное наследие делит
на песни-плачи, бытовые песни, шуточные песни, лирические песни, песни
назидания и морали, песни о Родине, песни колхоза и т.д. Ученые-искусствоведы
М.М.Ахметова, З.Коспаков и др. благодаря своим долголетним научным изысканиям
внесли весомый вклад в исследование песенного творчества, всесторонне изучив
традиции казахской песенной культуры и определив ее музыкально-стилистические
особенности, этапы становления и пути возникновения новых жанров современности.
Для широкого
ознакомления детей и молодежи с казахской народной песней и певческим
искусством Р.К.Дюсембинова на основе жанровых характеристик песенного наследия,
данных вышеназванными исследователями, предлагает следующую педагогическую
классификацию: обрядово-бытовые песни (колыбельные песни, детские и молодежные песни);
трудовые, хозяйственные и профессиональные песни (пастушеские песни, песни о четырех
видах скота, песни хлебороба и земледельца, охотничие и сокольнические песни, рабочие песни);
свадебные песни – тойбастар, той тарқар, жар-жар, беташар,
қоштасу, сыңсу, песни сватов; песни великого праздника (жарапазан); песни религиозных
верований (песни бадика, песни баксы); песни жаназалау – песни отпевания по
умершему (естірту, жұбату, жоқтау, көңіл
айту); назидательные песни (назидательные
песни, песни благодарности, благословения, пожелания, песни загадки, песни
насмешки, комические песни); волшебные песни (песни-легенды, песни-небылицы);
сатирико-юмористические песни (песни шутки, насмешки и юмора); эпические песни
(терме, толгау); песни айтыса; лирические песни; песни описания исторических
событий.
Обрядово-бытовые песни казахского народа по музыкально-поэтическому
содержанию делятся на следующие разновидности: колыбельная песня; детские и
молодежные песни; песни великого праздника – Ұлыс; свадебные песни; песни отпевания по
умершему – жаназалау.
В песенном фольклоре нашего народа как поэтично
выразился великий Абай: «Двери в мир открыла песня для тебя, Песня провожает в
землю прах, скорбя»
всесторонне отражены вся жизнедеятельность, радость, печаль, мечта человека
начиная с его рождения до возмужания, старения и кончины. Как разнообразно
действие человечества в мире, так и солидно, широко и богато содержание
обрядово-бытовых песен. Иногда в них мать поет колыбельную песню, иногда
мальчик бегает за бабочкой, иногда воспевается кипучая работа, иногда высоко
взмывается орел, состязаясь с скакуном охотника, иногда предстает перед ними
вдоволь празднующий народ.
Использованная литература:
1.Эйхгорн. «Музыка казахов». Ташкент, 1964, 58 бет.
2. Асафьев Б.А. Избранные статьи о музыкальном
просвещении и образовании. 11-е изд.Л., Музыка, 1973. ст.3-11.
3.Темірбекова А.З. Казахские народные песни.
Алматы. Жазушы, 1975. ст.7
4.Затаевич А.В. Тысяча песен казахского народа. М.,
1963, с.11