К.п.н. Малиева З.К.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Россия

Роль гуманитарных дисциплин в процессе решения проблемы морального отчуждения студентов

 

Одним из важнейших факторов пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов в системе высшего образования является изучение гуманитарных дисциплин, в процессе которого передаются знания об общекультурных духовно-нравственных ценностях, формируется ценностные ориентации и убеждения студентов.

Центральным вопросом исследования гуманитарных наук является человек, смысл его существования, его взаимосвязи с окружающим миром, методы и технологии изучения его антропологических, психических, психологических качеств, методы и факторы его развития. Содержание гуманитарных дисциплин формирует у студентов знания о человеке в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности, создающие основу для переосмысления существующих в его сознании отрицательных ценностей, возникших в результате прошлого негативного жизненного опыта. Исходя из этого, гуманитарные науки можно определить как важнейший механизм формирования мировоззрения личности, который играет значительную роль в становлении и развитии человека, его умственного, духовно-нравственного и гражданского воспитания.

Человек, в отличие от всего остального живого и неживого мира, постоянно производит в себе и вокруг себя некий текст (устный, письменный, визуальный), проявляя себя через него в обществе. Науки о человеке отличаются от естественных наук именно наличием такого текста. В этом и заключается, по М.М. Бахтину, отличительная особенность гуманитарных дисциплин от естественных. «Мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах. В этом основное отличие наших (гуманитарных) дисциплин от естественных (о природе)». Сама гуманитарная мысль вообще рождается как «мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоят проявляющие себя боги (откровение) или люди» [2, с. 297].

Сущность гуманитарного текста (в отличие от текста естественнонаучного) заключается в том, что он существует и развивается на границе сознаний двух субъектов – автора, излагающего готовый текст и читателя (слушателя), воспринимающего и создающего в контексте воспринятого свой текст. Моральное отчуждение личности в данном случае можно трактовать как непонимание, искаженную интерпретацию, неприятие, отчуждение воспринимающего (адресата) от смыслов текста излагающего (адресанта).

В связи с этим, в процессе пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов важную роль играет не только содержание гуманитарных дисциплин, но и сама их методология. В основе методологии всех гуманитарных наук, по мнению С. Л. Франка, находится метод понимания, который позволяет «поставить себя на место изучаемых нами участников общения и через внутренний опыт уловить живое содержание общественной жизни – существо стремлений, мотивов, смысл отношений и т. д.» [4, с. 103].

М.М.Бахтин назвал понимание базовым методологическим средством гуманитарных наук. Пониманием он обозначал процедуру истолкования изучаемого явления, его интерпретацию посредством системы правил, присущих данной научной области.

В методологическом плане понимание представляет собой научный метод, с помощью которого определяется значение научного факта. М.М.Бахтин описал следующие этапы понимания:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его общего значения в языке.

3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст. Оценочный момент в понимании и степень его глубины и универсальности [1, с. 381].

В педагогике проблема понимания находится в основе принципов смыслоориентированного и личностного подходов, исследующихся в рамках педагогической герменевтики и личностно ориентированного образования. Созданию в образовательном процессе условий, способствующих смыслообразованию, направленных на актуализацию личностного смысла знания посвящены работы Н. А. Алексеева, А. С. Белкина, Б. Г. Беляковой, А.А. Брудного, А. А. Вербицкого, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др.

Важную роль в процессе смыслообразования играют формы и методы предъявления студентам нового знания. В качестве одного из важнейших инструментов в организации смыслоориентированного подхода к изучению гуманитарных дисциплин нами был выбран метод семиотического анализа, позволяющий не только раскрыть внутренние смыслы, заложенные в общечеловеческих культурных ценностях, но и посредством эмоционального воздействия на личность способствовать их усвоению студентами.

В методологии гуманитарных наук семиотическая технология закрепилась во второй половине ХХ века и играет все возрастающую важную роль. Любые культурные объекты, явления, феномены отображены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, которые в образовательном пространстве возможно и необходимо рационально осмыслить и объяснить.

Как известно, семиотика – это научная дисциплина, изучающая строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. В процессе преподавания философии, культурологи, педагогики, аксиологии и т.п. семиотический анализ (семиозис) позволяет раскрыть знаковые тексты, передающие языком символики образа, размышления автора – художника, поэта или мыслителя о ценностях бытия, мира и человека. Языком семиотического анализа выступают символические образы, применяемые философами, тексты художественной литературы или визуальной культуры, которые оказывают значительное влияние на духовно-нравственное становление личности. После Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Фрега, Э. Гуссерля, семиотическую технологию разрабатывали и применяли в своих исследованиях Ч.У. Моррис, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, В.Я. Пропп, М.М. Бахтин, К. Леви-Строс, У. Эко, Ю.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и другие выдающиеся мыслители разных областей гуманитарного знания. Роль символа в процессе снятия морального отчуждения, представлена так же в психоанализе и глубинной психологии К. Юнга, который называл символ «органом ассимиляции и интеграции» [5, с. 366].

Последовательное применение метода семиотического анализа позволяет планомерно и полноценно погрузить студентов в пространство культуры, сформировать не только знания о фактах, явлениях культуры и общества, но и определяет формирование идеалов, ценностных ориентаций, установок, убеждений, способствует выработке определенного нравственного поведения. Таким образом, содержание гуманитарных дисциплин выступает своего рода каналом передачи ценностного, социально-культурного, художественно-эстетического, духовно-нравственного опыта человечества, накопленного им в различные исторические эпохи.

Применение метода семиотического анализа в процессе изучения гуманитарных дисциплин активизирует смыслообразующие процессы сознания студентов, поскольку акцентирует процесс обучения не столько на фактологическую информацию об истории и функционировании в обществе определенного объекта культуры, сколько на том, какой текст несет в себе данный объект, что хотел сказать нам в своем произведении народный мастер или выдающийся писатель, мыслитель или художник. То есть, применение метода структурного семиотического анализа произведений культуры, способствует выявлению сокрытого в них образного текста о том или ином аспекте духовно-нравственных ценностей культуры.

В результате знакомства студентов со спецификой семиотического анализа и овладением технологией его применения в процессе изучения гуманитарных дисциплин формируются способности и умения, необходимые для преодоления морального отчуждения, а именно:

- умение мыслить и сопереживать;

- отличать в современном информационном пространстве культурные и исторические ценности, к каковым относятся искусство, религия, наука, философия от тех информационных отбросов, которые в изобилии там находятся;

- способность оценивать смысл происходящих событий, самостоятельно ориентироваться в конкретной ситуации,

- умение сопоставлять социальные и личностные ценности, отстаивать свою профессиональную и жизненную позицию за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления,  а так же способности к сотрудничеству с другими людьми.

 

Литература:

 

1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С.381-393.

2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 297-325.

4. Франк С.Д. Очерк методологии общественных наук / С.Д. Франк. – М.: Берег, 1922. – 124 с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М.: Университетская книга, АСТ, 1997. – 718 с.