Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

Левковец Т.Ю.

Учитель географии МБОУ СОШ №4 г.Анапа, Россия

Проблема формирования культуры толерантного общения школьников  в теории и практике образования.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других  людей.

Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозмож­ности таких изменений без усилий самой личности, связанных с про­цессами самопознания, самоопределения, саморазвития. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во-вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР. Следствием этого яв­ляется рост националистических настроений и популярность экстреми­стских идей, которые передаются и молодежи, и детям.

В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцени­ваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают труд­ности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием, принять и по­нять Другого именно как Другого;  представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения.  Зачастую подростки пы­таются проецировать на других собственные мысли и качества.

Является общепризнанным фактом, что в период социальных преобразований в современном россий­ском обществе особую актуальность приобретает формирование цен­ностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.

Педагогическая наука и практика в русле проводимых реформ образования особое внимание обращают на взаимосвязь культуры, общества и образовательной деятельности. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни. Цели образования тесно связываются с целями человеческого общества, а культура представляется целью современного человека. Взаимодействие образования и культуры воспринимается как норма, заданная самим определением культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, З.И. Равкин  и др.). Весь вопрос в том, отмечает Н.Б. Крылова, как «... перевести образование на более высокий уровень культуры, который, во-первых, понимается как уровень высокого качества, открытости, разнообразия, креативности, культуроемкости и продуктивности, во-вторых, рассматривается только как мультикультурный и полисистемный. Ученые подчеркивают, что качество образования зависит от такого важного показателя, как культура образовательного пространства, которое организуется педагогом вместе с учеником» [2].

Понятие толерантности, как одного из проявлений культуры общества,  формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Эволюционное развитие толерантного человека тесно связано с процессом формирования человеческой общности.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса –  политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности (А.Г. Асмолов, Дж. Бэнкс, И.В. Бестужев-Лада,  Б.З. Вульфов, М.М. Поташник, Е. Ямбург и др.) отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь значительные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая –  уничтожение человеческого в человеке» [3,1]. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Категория «толерантность» исследуется в контексте различных областей научного знания, что приводит к специфическому определению ее содержания в каждой из них. Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть.

Наиболее глубоко изучены проблемы воспитания толерантности в структуре межнационального общения (В.Х. Абелян, А.М. Булынин, М.А. Дадов, Р.И. Кадиева, Л.В. Кузнецова, Н.Е. Сидорова, М.Г. Тайчинов, Ф.Ф. Харисов и др.). Вопросы формирования толерантности личности в поликультурном обществе изучались О.В. Гукаленко, В.С. Кукушкиным, П.В. Степановым, А.В. Шафиковой и др. Педагогические условия воспитания толерантности у школьников различных возрастных групп  были предметом исследования Е.В. Брянцевой, С.А. Герасимова, Д. Григорьева, О.Б. Скрябиной. Как фактор социализации личности толерантность представлена в работах И.В. Крутова,  О.В. Цируль. Вопросы толерантного поведения и взаимодействия школьников рассматривались в   исследованиях В.К. Григорьева, А.В Медведевой, Н.В. Морозова, Т.С. Таюрской и др. Как одна из характеристик культуры общения учащихся толерантность присутствует  в работах М.А. Абдуллиной, Н.Н. Антоновой, О.В. Никонова, Л.И. Савва, С.О. Товгазовой, М. Углицкой и др. Широкий спектр работ посвящен обобщению опыта  воспитания толерантности школьников (В.И. Дружинин, И.Б. Ершов, Л. Кожурина, С.А. Кубло, М.И. Рожков, В. Уланов и др.)

Существенное значение для разработки вопросов воспитания толерантности  учащихся общеобразовательных школ имеют  исследования таких зарубежных  исследователей, как Д. Барнум, Д. Лоуренс, Д. Маркус, С. Мендас, Д. Пиерсон, С. Стоуффер, Д. Салливан, П. Снидерман, Ф. Флетчер и др.

Работы перечисленных и других авторов позволили изучить важные стороны проблемы воспитания толерантности учащихся общеобразовательных школ, а также выявить ее перспективы.

Несмотря на обилие теоретических подходов к исследованию проблем воспитания толерантности общества и личности, остается много спорного и нерешенного, а именно:

·    недостаточная  теоретическая разработанность проблемы воспитания толерантной культуры общения  учащихся общеобразовательных школ;

·   ориентация системы работы общеобразовательной школы  преимущественно  на вербальные формы и методы формирования толерантного сознания, а не на сформированность  у детей и подростков  умений решать ежедневные ситуации общения с толерантных позиций;

·       низкий уровень воспитательной работы, реализуемой в учебное и внеурочное время в целях формирования культуры толерантного общения;

·  слабая  разработанность вопросов  формирования культуры толерантного общения   в процессе  внеклассной воспитательной    работы;

·  неподготовленность руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ  к реализации задач воспитания толерантности.

Следовательно, важным является:

·        разработка проблемы повышения эффективности воспитательной работы общеобразовательной школы  путем интеграции усилий педагогического коллектива, учащихся, родителей и социальных партнеров школы по формированию культуры толерантного общения подростков средствами  коллективной творческой деятельности;

·          определение направления совершенствования внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы на основе коллективной творческой деятельности, консолидирующей воспитательные усилия субъектов образования и  обеспечивающей развитие толерантных демократических отношений и общения;

·        определение уровня сформированности культуры толерантного общения подростков и разработка их содержательных характеристик;

·        обоснование показателей эффективности  внеклассной воспитательной работы как  средства  формирования культуры толерантного общения школьников;

·        разработка многомерной теоретической модели формирования культуры толерантного общения  учащихся общеобразовательной школы  как системы, процесса и результата целенаправленной управляемой педагогической деятельности,  дополняющая и развивающая существующие концепции воспитания культуры общения и толерантности.

Литература:

1.                 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. C. l 17 132.

2.                    Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Чебоксары, 2001. – 39 с.

3.                    Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. – М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. – 77 с.