Педагогические науки/ 3. Современные методы преподавания

 

К.п.н. Кизим С.Ю.

МАОУ ДОД Центр ТР и ГО «Романтик»

г. Щёлково, Московская область, Россия

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса как условие его эффективности

 

Дополнительное образование детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно представляет собой тип образования, объединяющий в себе воспитание, обучение и развитие познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребёнком видов деятельности.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребёнка: его интереса, способностей, личностных качеств.

          Широкий спектр образовательных услуг, отсутствие жёсткой регламентации деятельности, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса являются главными достоинствами учреждений дополнительного образования детей. Что, в свою очередь, создаёт атмосферу, максимально благоприятную для проявления и развития творческих способностей как обучающихся, так и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки.

Эффективность образовательного процесса зависит от условий его организации, одним из которых являются дифференциация и индивидуализация творческой деятельности обучающихся.

Применение дифференцированного подхода в современной педагогике обусловлено гуманизацией образовательного процесса и реализацией личностно-ориентированного подхода. Дифференциация предполагает объединение обучающихся на основе принципа выраженных способностей, возраста, их отношения к занятиям, организацию вариативного образовательного процесса, базирующегося на признании личности ребёнка, его индивидуальности.

В вокальной студии «Гармония» дифференцированный подход представлял собой решение учебных задач различной сложности при организации и управлении педагогом образовательным процессом обучающихся.

С этой целью использовались разнообразные формы коллективной, групповой и индивидуальной работы. Учебные группы формировались по возрасту и по уровню музыкальных способностей: концертная и подготовительная группа ансамбля, малая форма (дуэт, трио, квартет), соло.

Организация коллективной деятельности студии, в которой решались конкретные задачи в данном деле (освоение программы, расширение кругозора, подготовка к мероприятиям и т.д.), способствовала развитию творческих способностей воспитанников, позволяла ощутить свою сопричастность к общему делу, пережить радость успеха.

Однако в процессе деятельности стало очевидным, что развитие вокальных способностей обучающихся происходило в разном темпе и в разном объёме. Одни дети быстрее осваивали программу, их вокальные данные развивались более динамично. Другим для этого нужно было больше времени. Третьи, не смотря на старание, испытывали большие трудности в силу своих природных данных.

Поэтому в соответствии  с  программой  конкретного  года  обучения  были разработаны  критерии  оценки  развития  знаний,  умений  и  навыков по основным направлениям деятельности студии: вокальная работа, слушание музыки, музыкально-ритмические движения. Всего был выделено пять уровней: очень низкий, низкий, средний, выше среднего и высокий. Воспитанники дошкольного возраста оценивались  по  5-ти балльной  шкале, воспитанники школьного возраста – по 10-ти балльной  шкале. При этом каждый балл был наполнен определённым содержанием. Это позволяло увидеть, как дети осваивали программу, какие трудности у них встречались,  как формировалась и развивалась личность ребенка.

Распределение на 5 уровней усвоения знаний, умений и навыков дало более адекватное восприятие способностей каждого воспитанника. Дети высокого, 5-го уровня, стали солистами студии, получили выход на международный уровень, участвуя во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Выше среднего и высокий (4-5) уровень – участники ансамблей, коллективов с малым числом исполнителей: дуэтов, трио, квартетов, так же участники всероссийских и международных конкурсов. Воспитанники 3-4-5-го уровня – состав концертных групп ансамблей, участники районных вокальных конкурсов, концертных программ Центра. Причём во время выступлений воспитанники среднего уровня «прикреплялись» к более сильным исполнителям, находясь чуть дальше от микрофона. Очень низкий и низкий, 1-2 уровень, – подготовительные группы ансамблей, участники отчётных концертов студии для родителей в составе ансамблей.

         Таким образом, распределение воспитанников по уровням освоения знаний, умений и навыков и проводимая в соответствии с уровнями работа помогли не сдерживать развитие детей, обладающих более высокими способностями. С другой стороны, создавались более комфортные условия для обучающихся, которые не могли освоить программу на высоком уровне.

Вместе с тем количественный состав ансамблей, разные вокальные способности и индивидуальные особенности делают невозможным равнозначное развитие творческих способностей каждого ребёнка.

Поэтому возникла необходимость в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, предполагающих создание таких условий и ситуаций, в которых средствами музыкально-эстетической  образовательной деятельности было бы осуществлено творческое развитие обучающихся.

Индивидуализация обучения подразумевала учёт индивидуальных особенностей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и оказание каждому ребёнку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его собственных ресурсов.

         Индивидуальный образовательный маршрут включал разнообразные виды деятельности, сотрудничество педагога и воспитанника и представлял собой программируемую своеобразную «линию продвижения» ребёнка с индивидуальным содержанием образования и в индивидуальном темпе, предполагающим возможность достижения фиксированного результата.        

         В результате такой организации образовательной деятельности стало возможным проследить динамику развития вокально-музыкальных способностей воспитанников. На групповых занятиях контролировалось развитие вокальных данных каждого ребёнка. Обучающиеся прослушивались индивидуально, каждому ребёнку делались замечания и давались рекомендации с целью исправления ошибок, коррекции и развития голоса. Были выявлены дети с более высоким уровнем вокальных способностей, которые в дальнейшем стали солистами и участниками коллективов с малым числом исполнителей.

         Индивидуальные образовательные маршруты строились таким образом. Если ребёнок обладал достаточными вокальными данными (высокий уровень), чтобы начать выступать сольно, то его «карьера» начиналась на отчётном концерте студии. Затем он включался в концертную деятельность Центра. Накопив опыт сольных выступлений, обучающийся выходил на уровень районных конкурсов и, если показывал хорошие результаты, становился участником всероссийских и международных конкурсов. Естественно, воспитанники высокого уровня вокального развития были востребованы больше других. Они активно концертировали, не давая возможности проявить себя менее одарённым детям.

Если ребёнок находился на среднем или выше среднего уровне, он не мог участвовать в вокальных конкурсах в качестве солиста в связи с недостаточным развитием вокальных данных и, соответственно, отсутствием опыта. Таким детям предлагалось участвовать в студийных отчётных концертах и классных концертах в школе. Концертные номера с ними подготавливались на занятиях. Эти выступления были необходимы детям, так как уже после первого сольного выступления ребёнок начинал чувствовать себя более уверенно, ощущал себя значимым, получал признание одноклассников и учителей. В коллективе ансамбля такие дети выглядели середнячками, но среди одноклассников, как правило, становились «звёздочками». Если выступление в классе проходило удачно, то далее ребёнка приглашали выступать на школьных праздниках. Со временем эти дети могли представлять свою школу на районных вокальных конкурсах. Некоторые из них в дальнейшем становились солистами студии. В ансамбле они тоже чувствовали себя увереннее, что придавало им силы, и их способности развивались более активно.

         Так же начинающие солисты привлекались к участию в дуэтах, трио, квартетах с целью более комфортного вхождения в концертную деятельность, накопления опыта и совершенствования вокальных навыков. Почувствовав ответственность, дети меняли своё отношение к труду. Они становились более старательными и добросовестными, стремились преодолевать возникающие трудности и совершенствовать свои знания и умения для того, чтобы работать ещё лучше.

         Воспитанники очень низкого, низкого и среднего уровня вокального развития при необходимости также приглашались на индивидуальные занятия. С детьми этой подгруппы проводилась дополнительная индивидуальная работа, цель которой – выявить и развить вокальные  данные, помочь детям влиться в коллектив ансамбля, перейти в концертную группу, осознать свою нужность в ансамбле. Обучающиеся подготовительной  подгруппы  участвовали  в  концертах студии для родителей.

Обучающиеся, имеющие недостаточно развитые вокальные данные для участия в конкурсной деятельности, становились помощниками руководителя в работе с малышами, в организации и проведении досуговых мероприятий, концертов: были ответственными за диски с фонограммами песен на конкурсах, ведущими концертных программ.

Таким образом, разработанные технологии дифференциации содержания образования и индивидуализации творческого развития обучающихся в вокальной студии способствовали развитию и закреплению отношения воспитанников к вокальной, познавательной, коммуникативной деятельности, к осознанию ими общественно-значимых целей деятельности.

Индивидуальный подход позволил в значительной степени повысить качество получаемых воспитанниками студии знаний, умений и навыков позволил пережить радость успеха, создавая условия для самопознания и самореализации. Построение индивидуальных образовательных маршрутов творческого развития воспитанников обеспечило формирование потребности обучающихся в развитии творческих способностей. Педагогически организованная творческая деятельность принесла детям радость успеха, чувство уверенности в своих силах, расширила их интерес, кругозор и практические умения и навыки.