К. филол. н. Маслова А.Г.

Вятский государственный гуманитарный университет, Россия

Пространственные мифологемы и хронотопические образы русской поэзии 1760-х годов

 

Художественное освоение литературой таких важнейших категорий, как пространство и время, а также их неразрывного единства (хронотопа) относится к числу наиболее актуальных проблем художественного творчества любого периода. В данном исследовании мы обращаемся к анализу пространственных мифологем и хронотопических образов русской поэзии 1760-х годов, представленной в журнале «Полезное увеселение», издававшемся при Московском университете в 1760–1762 годах.

Следует отметить, что поэтические тексты «Полезного увеселения» до сих пор не являлись предметом устойчивого исследовательского интереса. В некоторых случаях звучат весьма пренебрежительные отзывы о поэтических опытах авторов журнала, которые не имели «сознания общественной важности литературы» и «вкуса к работе над стихом» [1]. Особенности поэзии университетских журналов начала 1760-х годов в той или иной степени рассмотрены в трудах Г. А. Гуковского [2], А. В. Западова [3], а также обзорно описаны в учебнике В. И. Федорова [4]. Данные работы дают представление о ведущих творческих принципах поэзии, особенностях поэтики и своеобразии мировосприятия  авторов «Полезного увеселения», однако это – исследования обзорного характера, в задачу которых входит лишь общее ознакомление читателя с литературной позицией группы поэтов, близких М. М. Хераскову. Мы ставим перед собой задачу исследовать ведущие пространственные образы поэтических текстов журнала, что позволит выявить специфику мироощущения авторов «Полезного увеселения».

В процессе анализа поэтических текстов журнала, мы выделили ряд концептуальных мифологем и хронотопических образов: мифологемы «золотого века» и пути, образы храма и уединенного пространства.

Мифологема «золотого века» восходит к поэтике пасторальных жанров и органично включается в поэтику панегирической оды, восхваляющей гармонию идеального государства под властью царствующего монарха. В журнале «Полезное увеселение» эта мифологема появляется как в идиллиях и панегирической поэзии, так и в текстах, связанных с осмыслением несовершенства современного состояния человечества. Функционирование этой мифологемы зависит от жанра произведения: в одических текстах в соответствии с каноном жанра «золотой век» объявляется существующим, в идиллиях пространство Аркадского века ограничено и связано с естественным пространством, в поэтических медитациях о несовершенстве человека «золотой век» объявляется недостижимым.

Важнейшую роль в философской лирике играет мифологема пути, которая становится ведущей в поэзии авторов журнала. Земная жизнь человека осмысляется как начальный этап пути бессмертной души, который необходим для ее развития и совершенствования. Душа человека в своем земном бытии должна пройти путь испытаний, чтобы наслаждаться совершенным бытием в Божественном пространстве вечности, которое определил для нее Господь. В соответствии с этой концепцией в поэзии «Полезного увеселения» создаются образы истинного и ложных путей, избираемых человеком. Ложные пути – это прельщающие человека страсти, которые «Цветами нежными тот усыпают путь, / Где должно нам упасть и в страсти потонуть» [5], как пишет А. Карин в письме «К чему, о Муза, днесь меня ты принуждаешь…». Истинный путь – это путь добродетели, потому что только она способна вести к душевному спокойствию: «Едина к счастью ты дорогу / Прямую можешь нам открыть <…> Ты можешь дух наш веселить, / Единая ты бед забвенье» [6], – замечает А. Ржевский в «Оде добродетели». Для верного избрания истинного пути человеку даны душа и разум, способные отличать свет (истину) от тьмы (ложных путей). Там, где человек следует Божественным дарам – разуму и сердечному влечению изначально доброй души, присутствует свет, но уклонение от истинного пути ведет к угасанию добра в сердце человека, заполняющегося тьмой, что иллюстрируется в эпистоле М. М. Хераскова  «Когда ты, человек, в отчаянье приходишь…».

Пространство, где обитает добродетель, – пространство священное, это храм, куда стремится душа. Одно из стихотворений А. Карина, представляющих собой описание «Сна», помещенное в декабрьском номере за 1761 год,  имеет символическое название «Храм добродетели». Храмом добродетели является и дружба близких по духу людей, готовых идти по пути истины. Так, дружба представляется в виде храма добродетели в «Письме к А… Р…» А. Нарышкина. Аллегорический образ дружбы-храма является мифопоэтической реализацией идеи защищенного от внешних бурь, спасающего от бед и несчастий пространства.

К топосам, соотнесенным с идеей «защищенного пространства», примыкает и широко распространившийся в последующей поэзии сентиментализма топос уединения, как правило, в естественном пространстве (на лоне природы, сельской усадьбы). Уединение – ближайший путь к Богу, природа – творение Божье, помогающее ищущей душе познавать Творца. Этой теме посвящено стихотворение М. М. Хераскова «Размышление уединенного человека». Пространству уединения противопоставлено суетное городское пространство, которое, в отличие от естественного пространства, заполнено мнимыми «блаженствами» и сковывает душу человека, направляя ее по ложным путям. Эта тема звучит в стихотворениях М. М. Хераскова «Приятная ночь» и «Сельская жизнь»,  А. А. Ржевского «Станс, сочиненный 1761 года июля 19 дня по выезде из деревни г. Х…». Противопоставление городского пространства светской суеты естественному пространству природы и дружеского общения – центральный мотив сентименталистской лирики, распространившейся в русской поэзии уже к концу XVIII века.

Таким образом, идеальное начало бытия символически соотносится в поэзии журнала «Полезное увеселение с такими топосами, как «золотой век» и «храм». Мифологема «золотого века» в различных жанрах выполняет различные функции. Если в торжественной оде, согласно канону классицизма, утверждается установление «златых времен» в настоящем времени, то в текстах, изображающих несовершенство земного мира, говорится о невозможности достижения блаженных дней не только в настоящем, но и в отдаленном будущем. Мифологема «храма» восходит к христианской традиции, и в поэзии журнала связывается в первую очередь с категорией добродетели, а также становится символом защищенного от внешних порочных влияний духовного пространства. Земное бытие человека является начальным этапом пути бессмертной души к Богу, и этот начальный этап полон испытаний и соблазнов, способных увести душу от Истины. Наиболее прямой путь к Богу – познание света собственной души и Божественной истины в пространстве уединения, защищенном от суетных соблазнов земной жизни. Пространство уединения в поэзии «Полезного увеселения» выступает в двух типах: уединение в естественном пространстве природы и познание Бога через красоту окружающего мира и духовное общение с Богом, познание внутреннего света души. Первый тип представлен в жанрах, типологически связанных с идиллией, второй тип – в духовно-философских жанрах.

 

Литература:

1. Западов А. В. Поэты XVIII века (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 168

2. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник / Вступ. ст. А. Зорина. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 154–155.

3. Западов А. В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 177–185.

4. Федоров В. И. Русская литература XVIII века. М.: Просвещение, 1990. С. 171–181.

5. Полезное увеселение. – М.: Тип. при Моск. унив-те, 1761. Март. С. 111.

6. Полезное увеселение. – М.: Тип. при Моск. унив-те, 1761. Сентябрь, С. 92.