Философия/1.Философия литературы и искусства.

К.филол.н. Лобин А.М.

Ульяновский государственный технический университет, Россия

Концепция времени как составляющая художественно-философской концепции истории в ретроспективной прозе

 

Анализ произведения на историческую тему в первую очередь требует изучения художественно-философской картины мира автора, основой которой является его концепции истории, которая включает такие элементы как представление о цели и смысле исторического процесса, силах его направляющих и движущих, оценку исторических лиц и событий, но в первую очередь авторскую концепцию времени.

Субъектом (создателем и носителем) исторической концепции является историческое сознание (коллективное или индивидуальное). Поэтому концепция истории, актуальная для каждого из писателей, определяется типом его исторического сознания, который строится на одной из двух моделей: собственно исторической или космологической. Их содержание во всей полноте описано Б. А. Успенским в его работе «Семиотика истории».

Так, «историческое сознание организует события прошлого в причинно-следственный ряд. События прошлого последовательно предстают при этом как результат каких-то других, относительно более ранних событий; таким образом, историческое сознание всякий раз предполагает отсылку к некоторому предыдущему – но не первоначальному! – состоянию, которое, в свою очередь, связано такими же (причинно-следственными) отношениями с предшествующим, еще более ранним состоянием...» [4, 26]. Космологическое сознание, в свою очередь, «предполагает соотнесение событий с каким-то первоначальным, исходным состоянием, которое как бы никогда не исчезает – в том смысле, что его эманация продолжает ощущаться во всякое время. События, которые происходят в этом первоначальном времени, предстают как текст, который постоянно повторяется (воспроизводится) в последующих событиях. Этот первоначальный, онтологически исходный текст, который так или иначе соотносится со всем тем, что случается впоследствии, соответствует тому, что мы понимаем обычно под мифом» [4, 26]. Это свойство космологического (или, по терминологии М. Барга – мифологического) сознания объясняются изначально присущими ему убеждением об одномоментности акта творения, а также сопричастности всех событий внешней и внутренней жизни к вселенской драме бытия [1, 20].

Б. А. Успенский противопоставляет историческую и космологическую модели восприятия времени именно как  абстрактные модели, которые в принципе могут сосуществовать друг с другом в реальном опыте. В более или менее чистом виде историческая модель реализуется обычно в естественно-научных представлениях (например, в эволюционной биологии), космологическая – в представлениях религиозных. Художественная концепция времени, актуальная для отдельного автора может строится на одной из этих моделей, или органично сочетать элементы каждой из них.

Концепция времени, соответственно, представляются на одном из двух наглядных образов: круга или линии. Первая концепция называется циклической. Представление о цикличности времени обусловлено и вращением Земли вокруг своей оси, и обращением Луны вокруг Земли, и обращением Земли вокруг Солнца. Соответственно возникает представление о все более и более крупных временных циклахцикличность, повторяемость предстает как основное свойство времени. Такое понимание истории свойственно культурам древности и, отчасти, Средневековья, то есть сознанию космологическому: «если время циклично, прошлое и будущее предполагаются существующими. Это означает, что прошлое не уходит вовсе, но повторяется: те или иные формы существования периодически повторяются (в разных по своему масштабу циклах), прошлое циклически оживает в настоящемили, что то же, настоящее, стремясь к будущему, периодически возвращается к прошлому... космологическое сознание предполагает именно, что с течением времени  постоянно повторяется один и тот же онтологически заданный текст. Прошлое, настоящее и будущее предстают тогда как реализации некоторых исходных форминаче говоря, время повторяется в виде формы, в которую облекаются индивидуальные судьбы и образы. Это повторение прослеживается в главных, основных чертах, все же остальное предстает как окказиональное и поверхностноекак кажущееся, а не существующее; истинность, подлинность происходящего или происшедшего и определяется при этом именно соотнесением с прошлой действительностью» [4, 42].

В этом случае прошлое представляется не как последовательное прохождение единиц вроде тысячелетий или веков, а конкретные события, деяния людей, перечень предков, прожитая ими жизнь. А будущее воспринималось не в качестве абстрактных дней или лет, а как то, что непременно случится, как дальнейшее развертывание божественных предначертаний, неукоснительное исполнение провиденциальных планов.

Качественные изменения  в общественном сознании, формирование собственно исторического сознания, «психологический поворот лицом к будущему начался, очевидно, в середине первого тысячелетия до нашей эры, под влиянием мессианских учений и эсхатологических ожиданий, благодаря которым и высшая значимость, и главное внимание людей были перенесены с прошлого на будущее. Завершился же он лишь в Новое время...» [3, 6]. Так, уже в XVIII веке окончательно сформировалась линейная концепция времени, свойственная собственно историческому типу исторического сознания, которое  «предполагает линейное и необратимое (неповторяющееся), а не циклическое (повторяющееся) время. Для этого типа сознания центральной является идея эволюции (а не идея предопределенности всего сущего)эволюции, в процессе которой постоянно возникает принципиально новое состояние. Каждое действительно новое состояние предполагается связанным при этом причинно-следственными отношениями с каким-то предшествующим состоянием (но не с изначальным прошлым)» [4, 43].

Но это только самая общая абстрактная схема линейного времени, в рамках которой можно выделить три концепции развития человечества: «первая рассматривает идеальное состояние человечества как исходную точку развития, а всю дальнейшую историюкак рассказ об ошибках и заблуждениях. С этой точки зрения история история рисовалась как цепь трагических происшествий, все более удаляющих людей от исходного совершенства. Будущее могло в этом случае рисоваться как конечная гибель или возвращение к истокам. Путь человечества как бы распадался на две половинки траектории: перваяложнаяуводила от основ природы Человека и Общества, втораявозвращала к ним...» [2, 284 285]. В таком виде концепция времени была реализована философами-просветителями, масонами и другими мыслителями, так, например, идея «порчи» идеального состояния мира была воспринята славянофилами.  Третий тип исторической концепции, представленной в текстах XVIIIначала XIX в., отличался устремленностью в будущее: путь человечества представлялся как непрерывное восхождение от начального несовершенства к будущему благу: на основе этой концепции возникла философия позитивизма и марксистская историческая теория. Опираясь на эти концепции времени (вполне актуальные и в наше время), индивидуальное и групповой историческое сознание формирует свой образ, оценку прошлого и отношение к нему.

 

Литература:

1. Барг М. А.  Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 с.

2. Лотман Ю. М. Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII – началаXIX века // О русской литературе. – СПб: Искусство, 1997. – С. 284 – 291.

3. Михайлов А. В. Ангел истории изумлен // «НоваяHYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/"  HYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/" ミョミスミセム・び個サHYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/"  HYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/" 1996,HYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/"  HYPERLINK "http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/" 13 14 // http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/mihailov.html

4. Успенский Б. А. Семиотика истории // Б. А. Успенский. Избранные труды, том I, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 608 с.