Вербицкая Г.Я.

Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова, г.Уфа,Россия

 

Прослушать

На латинице

ВНУТРЕННИЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ 

 

Человек в XX столетии, особенно в рубежное время, переживает утрату былых ценностей, аксиологический кризис, кризис веры. Все это происходило и происходит вследствие обесценивания жизни как результата катастрофических глобальных духовных социальных и природных катаклизмов.

      В переводе с греческого «кризис» - суд. В кризисе происходит поляризация сил и обострение процессов. Это - высшая точка развития, после которой: либо гибель, либо «выздоровление». Но кризис дает возможность увидеть многие вещи, и, осознав их, преодолеть. В этой связи особую значимость и ценность приобретает отдельная личность в эпоху, когда «…массы во все вмешиваются, и непременно насильственным образом» [1.с. 94].

В русле нашего исследования указанная проблематика наиболее ярко манифестируется при анализе художественного текста драматургического материала. Во-первых, драма – род литературы, воплощающий жизнь в ее наиболее острых, конфликтных проявлениях; во-вторых, анализ драматургического текста имеет в данном случае узкофункциональную цель:  он используется для того, чтобы продемонстрировать максимально возможное количество изучаемых проблем. Этим определился выбор автора и художественного текста: было проанализировано произведение знакового для рубежного времени 80-х гг. ХХ века драматурга Л.С. Петрушевской «Три девушки в голубом» (1980).

Центром творчества Л.С.Петрушевской  является человек как уникальный источник смысла, как существо, отмеченное божественной печатью, пусть этот человек отвергнут социумом или даже самой жизнью.

      «Кому нужен обыкновенный человек? Каждый человек – это огромный мир. Каждый человек – конечное звено длинной цепи поколений и родоначальник новой вереницы людей… Вдуматься в жизнь другого человека, склониться перед его мужеством, пролить слезу над чужой судьбой как над своей, облегченно вздохнуть, когда приходит спасение. В театре иногда бывает такая редкая возможность – понять другого человека. И понять себя. Кто ты, зритель? Как поживаешь?» [2, с. 70-71].

     Возможность быть услышанным, понять другого человека –  значит простить, пожалеть и, в конечном счете, полюбить, т.е. идентифицироваться с другим человеком, узнать в нем себя.  «Два голоса – минимум жизни, минимум бытия», – писал М.М. Бахтин о диалогическом мире Ф.М. Достоевского [3, с. 435]. То же – и у Л.С. Петрушевской.

… Пьеса начинается с детского голоска, со сказки, которая переходит в обычную бытовую сцену: Ирина с больным сыном на съемной даче.

История дачной хозяйки Фёдоровны, ее жизнь, и своя, и чужая жизни – это сплетение судеб, человеческих историй. Как в большом романе, как в эпическом полотне судьба умершей от голода Изабеллы Мироновны Блюм, воровки поневоле Егоровой – это истории и судьба народа и страны.    

         Петрушевская погружает нас в море подробностей: цифры, вещи, ситуации, обстоятельства. Все ссорятся, «дружат» друг против друга – всё как всегда. Делёжка дачи, нехватка денег… Вопрос о покрытии крыши толем решается как судьбоносный, о дачном туалете – также.

И на этом густом бытовом фоне – история трех сестер, не родных, троюродных. Очень разных, но одинаково несчастных. Все они, включая Фёдоровну,  дальние родственники, но точно кто кому кем приходится – не помнит никто. Фёдоровна – носительница прежнего уклада, остатков родовой памяти.

Ожесточённые споры за место на даче таковы, будто речь идет о борьбе за жизнь, за место под солнцем, не менее! Женщины постоянно ссорятся. Ирина, научный сотрудник, знаток редких языков, бессильна перед наступательностью сестер.  В какой-то момент кажется, что в женщинах пробуждается что-то животное, «самочье», когда они готовы едва ли не перегрызть друг друга. Но вдруг возникают неожиданные моменты  удивительной тихой святости. Когда речь  идет о здоровье и жизни ребенка! Врач Светлана преображается, когда Ирина просит посмотреть ее больного сына. Профессиональное в Светлане «перекрывает» человеческое. Она – в социальной роли доктора – и забавна, и трогательна: «Мною это неизвестно…» [4, с. 167].

        Но вот у кого социальная маска ответственного работника напрочь срослась с лицом, «искорежила» не только речь, но и сознание, чувства и душу, так это у чиновника Николая Ивановича: «Алена у меня в данный конкретный момент отдыхает в Коктебеле с матерью» [4, с. 167].    

«Госплановец» Николай Иванович хочет добиться Ирины.

Дом, вокруг которого столько споров и раздоров – не принадлежит сестрам. Героинь не просто мучает, а буквально терзает сама Идея Дома, неизбывная тоска по Дому. Осталось лишь ощущение, «воспоминание» о Доме как средоточии любви и тепла.

           Ира стосковалась по теплу больше других, и поэтому она с такой надеждой - слепой и детской – поддается «чарам» Николая Ивановича. А Николай Иванович –  псевдоопора, это эрзац, он способен дать лишь призрачное чувство, обман, фантом, но бедная измученная Ира идет и на это.

Речь Николая Ивановича – это речь псевдоинтеллигентного человека; он говорит «консэрвы», «плэд», «вечером едешь с работы, магазины в массе закрыты» [4, с. 174]. Он с легкостью, никого и ни к чему не обязывающей, говорит  «Я вас люблю». «Я так соскучился за вами» [4, с. 176].

Лингвисту Ирине будто уши заложило – столь велика жажда человеческого участия и тепла.

Всё пространство будто стремится к одной точке: от дачных просторов, лесов, речки – всё сходится к площади-комнате,  снимаемой Ириной: все обитатели дачи собираются там, где не протекает крыша – у Ирины. И эта концентрация всех героев на маленьком пространстве создает своеобразную модель мира – ковчега, где, несмотря на тесноту, всем и каждому находится место. Снова детский голосок рассказывает сказку. Эта кольцевая композиция не случайна: героини, как дети, находятся в ожидании сказочного чуда.

Но вместо чуда Ирину ожидают жестокие суровые будни. Мама, казалось бы, самый близкий человек, так мучительно, так захватнически-эгоистично любит свою дочь, что той, кажется, физически не хватает воздуха у себя дома. Длинные телефонные монологи заменяют Марии Филипповне общение, саму жизнь. Они, эти монологи – ее диалог с миром. И, главное, всегда есть виновница всех бед и проблем – дочь Ирина.

           По телефону она один человек – добрый, отзывчивый и ласковый, в  маске заботливой матери. Она словно принимает правила игры социума. Но вне социума (телефона) – она мучитель своей дочери. И Ира не выдерживает и уходит.

В ругани они обе буквально тонут в стихии подробностей, которая то накрывает героинь с головой, то вновь выбрасывает их на берег этой сложной, такой  постылой  и такой желанной жизни.

И на даче в это время, где, как выясняется, Николай Иванович построил туалет, сестры злословят в адрес отсутствующей Иры, причиняют боль друг другу.

В художественной вселенной Людмилы Петрушевской все манифестации жизни равны, всё наделено нравственностью, как способностью различать добро и зло: взрослые люди, дети, кошки, собаки, утренний пейзаж – всё; но только носители социальных масок, у кого маски срослись с лицом – они находятся за пределами нравственных полюсов. Они – никакие, они – социальная оболочка, не способная испытывать боль, но способные ее причинять. Причинять и осознанно, и походя, мимоходом и между прочим, отчего делаются еще страшнее, еще опаснее.

Тоска Ирины по любви восполняется ее эрзацем – Николаем Ивановичем.

Ире необходимо излить свою душу. Но – не перед кем. Только Николай Иванович – «благодарный», но далеко не бескорыстный слушатель. И она, бедная, раскрывается перед ним, рассказывает о себе    всё, как уходила из дому, гонимая нравственной глухотой собственной матери. Беззащитность Иры абсолютна. И Николай Иванович, конечно же, воспользуется этой беззащитностью. Будучи глух к Ире, к ее рассказу, к ее жизни и судьбе, он не понимает и не принимает откровений души. Конечно же! Ведь это требует больших душевных затрат, на которые этот носитель обыденного сознания – мещанин – оказывается  совершенно не способен.

  Ира и Николай Иванович – антагонисты. Здесь также наблюдается развоплощение  сказочного сюжета о чудесном избавителе, оказавшемся ложным героем. Сам факт их соединения, пусть даже кратковременного – это нечто вопиюще противоестественное. Как, скажем, соединение Фрекен Юлии и лакея Жана у Стриндберга. Тогда, в переходную эпоху, во времена социальных, классовых сдвигов это приводит к гибели героиню с истерзанной душой. Наши герои переходного времени, начиная с героев А.П. Чехова, с его сестер Прозоровых, Ивана Петровича Войницкого, Сони, Любови Андреевны Раневской с истерзанными, измученными душами научаются жить и даже испытывать подобие счастья или призрачной надежды на него…  Но если герои А.П. Чехова стоически мужественно преодолевают жизнь, то героини Л.С. Петрушевской, кажется, рады обманываться, испытывая хотя бы иллюзию жизни-счастья.

Ира благодарна только за иллюзию пусть не счастья, но надежды на него. Страшно и больно за Иру, когда она встает на колени и целует руку Николаю Ивановичу, а тот снисходительно принимает этот жест отчаявшегося человека за благодарность к нему – такому всемогущему. Ира же испытывает непреодолимую потребность открыться. С горечью рассказывает о своем бывшем друге: «Моя цена равна цене такси. Я – такси» [4, с. 192]. Но встречается лишь с полным непониманием своего слушателя. Так же как Лариса Огудалова может с трагическим откровением говорить: «Я вещь!». Да, вещь, да, такси. Только если разные классические героини погибали (как у Островского), отважно продолжали жить дальше (как у Чехова), то у Петрушевской, еще раз уточним, притерпелись к душевным мукам – они так живут, так существуют.

       Ира словно закрыла глаза и уши, она словно приказала себе не замечать – каков на самом деле Николай Иванович. И вот – развязка этого романа. Всё происходит в Коктебеле, когда Ирина приехала, обманув больную маму и Павлика. Там Ире придется пройти все унижения: ведь Николай Иванович приехал туда с семьей и прямо говорит Ире, что она теперь только мешает.

Л.С. Петрушевская до предела сгущает темп событий, стремительно перенося действие с Коктебеля на дачу и внедряя в действие телефонные разговоры с Москвой, где у Иры остались мама и сын.

Суть всех мужественных героинь  Петрушевской: они смиренно и в тоже время  стоически   принимают жизнь.

А у Ирины в Коктебеле, тем временем, ситуация становится критической: маму должны положить в больницу, и с кем же тогда останется сын? Шквал, лавина бед обрушивается на Ирину. Кажется, ей не выбраться.

Николай Иванович:  «Ты кончай с этими преследованиями меня

тобой» [4, с. 202]. Это приговор последней надежде Иры на личное счастье. Далее - страшный телефонный разговор с сыном, оставшимся одним в квартире. Как уговаривает его Ирина не бояться, сама в это время мучительно и судорожно соображая, как и где раздобыть денег на билеты, как предлагает свой плащ, который еще и не хотят покупать! Кажется, что это разрешится какой-то вселенской катастрофой: всё не просто плохо, но - ужасно, смертельно! И - это «всё» - сходится в душераздирающем крике Ирины: «Но я могу не успеть!» [4,с. 205].

                Развязка неожиданна. На дачу приезжают Ира и сын,  мама жива. И до конца пьесы длинный, сбивчивый рассказ Иры будет сопровождаться ремаркой («радостно смеется», «радостно, улыбаясь»).

Так герои воз­вращаются в настоящую будничную жизнь, когда каждое и любое проявление жизни начинает цениться как Божий дар - высшая ценность. Финал пьесы «Три девушки в голубом» - один из самых ярких примеров слияния быта и бытия, как и в чеховских пьесах, это утешение всем страждущим, отчаявшимся и потерявшим надежду,  как возвращение к жизни.

Герои Петрушевской существуют  в бесконечном поиске смысла.

Опасно, когда человек «становится тем, что с ним происходит, - он потерял способность ощущать себя как устойчивое «я», которое переживает эти события в один из отрезков отведенного ему времени. Хуже всего…что… он уверен, что страдания, которые он испытывает в настоящее время, останутся с ним навсегда и не отступят никогда» [5, с. 1176]. Ирвин Ялом пишет о внутреннем разладе, о душевной драме, когда человек приравнивает себя к ситуации: Я = ситуация.

В то время как личность всегда больше любой ситуации.

Таким образом, внутренний кризис дает человеку возможность самопознания, реализуя сущностную потребность любой личности в самоидентификации.

Список литературы

1. Х.Ортега-и-Гассет. Восстание масс. // Хосе Ортега-и-Гассет.  

Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991. С. 40  – 228.

2. Петрушевская Л.С. Девятый том. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-336 с.

 3. Бахтин М.М.Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия , 1979.-320 с. 

 4. Петрушевская Л.С. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Пьесы. М.:ТКО «АСТ» 1996.- 495 с.

 5. Ирвин Ялом. Психотерапевтические истории. М.: Эксмо, 2007.-1216 с.