Электронный адрес: krasnovaoly@rambler.ru        

Краснова О.П., канд. пед. наук,

доцент кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы РГСУ, Москва

 

 

 

Духовно-нравственные основы

        русского этноса:

       социокультурный анализ традиций

 

 

              «Без любви, без нравственного совершенствования

              людей не спасет и перемена общественного строя,

              изменение законов и учреждений»

                                                                                             (П. А. Сорокин)

 

 

Актуальность заявленной проблемы определяется условием позитивного функционирования общества, характеризующегося социальной зависимостью  экономики от состояния нравственности, уровня материальной сферы от состояния духовности граждан.

Целью теоретического исследования в области социологии культуры и социологии морали является систематизация духовно-нравственных концептов, определяющих критерии идентичности русского, российского человека. Основу для социокультурного анализа представляет наследие национальных гениев русской философии, дневники и эпистолярные документы классиков русского художественного Слова.

Исследовательские задачи актуализируют рассматриваемую проблему и заключаются:

- в выявлении современных негативных тенденций в поведенческих проявлениях современного русского человека с точки зрения социально-философского и социокультурного анализа;

- в сопоставлении проявлений современных негативных тенденций       с основами православной духовности и русской морали;

- в теоретическом исследовании основ и критериев  русской цивилизационной идентичности;

- в создании теоретико-эмпирической базы операциональных понятий и формулировании инструментария для социологического исследования феномена русской культуры в контексте духовно-нравственной доктрины русского человека;

- в анализе и систематизации духовно-нравственных основ русского человека, нашедших свое воплощение  в наследии  мастеров Слова.

Рабочая гипотеза исследования предполагает: нарушение духовно-нравственных законов, этноконфессиональных традиций, заветов национальных гениев в социогенетическом контексте приводит к негативным социальным последствиям, нарушению социального равновесия и социальным рискам.

Определяющим фактором  исследования проблемного пространства  русской цивилизационной идентичности являются духовно-нравственные основания критериев идентичности русского, российского человека, анализируемые в двух планах: идеальном (историческая традиция) и реальном, который проявляется в повседневной жизни граждан России.

Методологической основой для исследований духовно-нравственных основ русского этноконфессионального феномена является интерпретативная парадигма, позволяющая расширить смысловой диапазон анализа социальных процессов в границах определенной цивилизационной сущности, использующая реализовать эмпирически методы структурно-семантического анализа, контент-анализа, герменевтических обобщений в форме социологической матрицы с целью систематизации и обобщения  теоретических и эмпирических положений и показателей.

«Традиция» как категория интерпретируется как унаследованные  от предшествующих поколений идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту.                         

Цивилизация способна, по мнению российского философа                 А.С. Панарина (1940-2003), претерпеть любой материальный урон и воссоздать себя при условии, если уцелело ее ценностное ядро. Разрушение «ценностного ядра» порождает бессилие даже в условиях изобилия материальных ресурсов.

Нравственное усилие является истинным достоинством русского, российского человека, симулякрами  достоинства, ложным достоинством  являются попытка освободиться от необходимости нравственных усилий.

 Духовность находит свое выражение  в православном архетипе соборности, культе богоматери, в превалировании духовного начала над материальным, в духе нестяжательства.

Православного человека характеризуют духовно-нравственные качества:

- готовность вынести за скобки сложившийся социально организованный порядок – свойство космоцентрического странника;

- способность «дарения», вмещающая в себе воодушевленную самоотверженность, ответственность и неподкупность;

-  пассионарность, свойственная только космически открытому человеку.

Русская культура основывается на четком представлении о добре и зле, нравственном долге человека, поиске смысла жизни на основе духовных начал.