Психология и социология 9 Психология
развития
Д.пс.н. Берберян А.С.
ПРОБЛЕМЫ
ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Российско-Армянский
(Славянский)
университет
Основоположники экзистенциализма
Хайдеггер и Сартр отвергают традиционное понимание человека по аналогии с
вещами, подчеркивая приоритет у человека его самодетерминации. Принцип
самодетерминации – исходящая из психофизиологии теоретическая концепция, в
соответствии с которой причиной поведения являются не воздействия среды сами по
себе, а живой организм в процессе своего развития в условиях этих воздействий.
Напомним, что собственно термин «ex-sistere» означает «становиться, появляться»
и обращен в будущее. Свобода выбора сводится к предпочтению одного из двух
модусов существования - подлинного и неподлинного. Личность, по их мнению,
определяется не системой каких-либо механизмов, а тем, как она создает свое
существование в мире. Экзистенциалисты, утверждая целостность личности, при
этом не дифференцируют такие категории, как объективное и субъективное, и
усматривают источник активности в сознании и индивидуальности. Психологии
необходимо преодолеть разрыв между субъектом и объектом. Как объекты люди
понимают себя, следуя ожиданиям и обычаям, предписываемым их непосредственным
окружением. Как субъекты, однако, люди действуют в соответствии со своими
ценностями, чувствами и желаниями. Иными словами, они выступают в качестве
источников активности. Двойственность человека, утверждали представители
экзистенциально-гуманистической психологии,
возникает из его способности к симультанному переживанию себя как
субъекта и как объекта; психологам нужно сосредоточить свои исследовательские
усилия на этом обстоятельстве. Изучающие природу человека с самого начала
должны усвоить, что люди центрированы на самих себе и нуждаются в поддержании
этого центрирования посредством самоутверждения, каким бы деформированным и
противоречивым ни был их внутренний центр. Он должен иметь мужество видеть себя
отдельным и независимым центром всего окружающего, утверждать себя в этом
качестве. Таков смысл экзистенциала «самоутверждение», человек должен
реализовать себя в выборе.
Понятие Dasein в экзистенциализме служит для понимания бытия и роли человека, который обнаруживает и реализует
себя как собственную возможность. Переход в состояние явленности, исполнения
возможен при условии открытости человека Экзистенция является открытостью.
потенциальной возможностью, а не
фактической данностью, не предметно обусловленной субстанцией. Человек
представляет проект, который находится в динамике, в постоянной готовности к
реализации именно в бытийном, онтологическом смысле. Становление человека
рассматривается как исполнение личностного проекта в динамике реализации
онтологических процессов [1].
Идея Хайдеггера о миропроекте
достаточно развернуто представлена в концепции Бинсвангера: человек стремится к
осознанию своего способа проектирования судьбы, будучи открытым в принятии и
раскрытии собственных возможностей. В содержании понятия «миропроект», по
Бинсвангеру, отражена темпоральность хайдеггеровской характеристики Dasein, подчеркивающей направленность в будущее.
Методологически оправданный термин «миропроект» переводит акценты с
предметности на способ раскрытия себя самого через трансценденцию.
Творческая энергия парадоксов реальной жизни
становится основой философской веры и помогает преодолевать пессимизм,
вызываемый неизбежностью утрат и необходимостью подчинения беспощадным
обстоятельствам. Именно здесь содержится для человека ключ к собственным
возможностям и свободе выбора. Личностный мир индивида рассматривается в
экзистенциализме как конкретный факт, взятый в
эмпирической целостности и общественно-историческом контексте развития.
Объективно существующий мир предоставляет человеку пространство социальных
отношений и традиций для построения пути к собственному личностному миру [4].
Оба подхода (у Босса это бытие-в-мире, у Франкла – ноологическое измерение
бытия) являются не столько методом научного исследования, сколько конкретной
психологической (можно сказать шире - онтологической) практикой работы с
людьми, воспитывающей у них ответственность и свободу. Обозначено также
движение от эмпатии к непосредственному постижению путей взаимопонимания, от
специального вчувствования к интуитивному познанию другого человека благодаря
феномену открытости как изначальное условие их бытия. Понимание конкретного
человеческого поведения основано на выявлении его специфического отношения к
своему миру, к социально-предметным обстоятельствам жизненной среды.
Экзистенциальный анализ позволяет осуществить коррекцию неверных установок и
выработать новые установки, отношения и намерения у пациентов в гуманистическом
духе. Центральными вопросами при этом становятся: «Могу ли я доверять
собственным чувствам?» и «Как я могу узнать, чего я хочу?».
Особого внимания заслуживает понятие
«экзистенциальный вакуум». «У людей есть все для того чтобы жить, но у них нет
того ради, чего жить» [5]. Экзистенциальный анализ в этом случае использует
методы логотерапии Франкла для того, чтобы помочь человеку обрести смысл
собственного существования. В формулировке Ленглэ, духовно-экзистенциальное
измерение человека способно полемизировать с его телесно-душевным бытием [3,
с.139-146].
Центральной категорией некоторых
экзистенциалистов, таких как, например, Гуссерль, является понятие «Я», которое в его
системе проявляется в трех основных значениях. Первостепенное значение имеет
различие между эмпирическим и трансцендентальным «Я». Эмпирическое «Я»,
основанное на внутреннем психологическом опыте, в силу своей практической
направленности и реалистичности сопоставимо с третьим «Я» – «Я Жизненного Мира». Жизненный Мир
представляется как круг известного, практически апробированного, вызывающего
доверие, непосредственно очевидного и принятого в качестве безусловно значимого
в человеческой жизни.
Экзистенциальная психология - это
наука, изучающая смысл жизни, но не в аспекте его содержания, чем занимается
экзистенциальная философия, а в аспекте его действия, его значения для
человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим
опытом. Общее назначение
экзистенциального анализа состоит в анализе способа существования человека в
мире. В контексте методологии Ж.П. Сартра и Л. Бинсвангера экзистенциальный
анализ выявляет универсалии во всех ракурсах рассмотрения индивидуального
сущего: временных, пространственных, ментальных, гностических и т.д. Парадигма
научного рассмотрения этих универсалий представляет собой своего рода смысловую
матрицу. Подходы М. Босса и В. Франкла имеют свою специфику, которая состоит не в обнаружении первооснов, а в поиске пути
к свободному и ответственному (т.е. подлинному) существованию человека.
В феномене экзистенциального анализа можно видеть два различающиеся в
методологическом смысле подхода: антропоцентрический, т.е. принимающий за точку
отсчета человека (традиция, связываемая с именами Гуссерля, Сартра,
Бинсвангера, Ясперса), и
онтоцентрический, т.е. принимающий за точку отсчета бытие (линия М. Хайдеггер –
М. Босс) [2]. Обе версии фактически служат основанием психологической практики,
которая реализуется во многих жизненных сферах, в частности, в образовании. В
связи с этим методологическим разделением отметим, что антропоцентрическое
направление экзистенциального анализа перспективнее использовать в
научно-исследовательской части образовательного процесса, а онтоцентрическое –
преимущественно в сфере психолого-педагогической практики (развитие творческого
потенциала, обеспечение личностного и профессионального роста).
Если вспомнить одно из заглавных утверждений
ведущего экзистенциального философа Ж.-П. Сартра» «Существование предшествует
сущности» [6], становится более понятной та позиция, на которой стоят
психологи-экзистенциалисты – позиция необходимости для каждого человека
совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть
череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех
шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков (в понимании
последних М.М. Бахтиным). «Неправильные» для того или иного человека выборы
приводят к патологии, «правильные» - к обретению смысла существования,
внутренней и внешней гармонии. Большинство версий экзистенциального анализа
отличается гуманистической направленностью и экологичной идеологией, особо
актуальными в наш век манипуляционных технологий и техногенных катастроф.
Литература
1
Леонтьев
Д.А. П. Тиллих и К. Роджерс: диалог //Московский Психотерапевтический Журнал,
1994 №2.
2
Летуновский
В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. //
1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии.
Материалы сообщений. – М.: 2001. С.28-32.
3
Лэнгле.
Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. Пер.Г.Похмелкиной и
О.Ларченко. // Fundamenta Psychiatrica 1999, v.12, s. 139-146.
4. Ясперс Карл “Общая психопатология”.
- М.: Практика, 1997.
5.Frankl, V.E. The Will to meaning:
Foundations and Applications of Logotherapy. - N.Y.: Meridian. 1988.
6. Rayan R. M., Deci E. L. Self-determination
theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and
well-being//American psychologist., 2000. v. 55, № 1.