Титова Е.С.

Днепропетровская консерватория им. М. И. Глинки

Разработка теоретических основ и опробование инновационной авторской методики комплексного обучения студентов-народников в музыкальном училище

Планомерная интеграция Украины в европейское сообщество, активное вхождение в Болонский процесс требует радикальной перестройки системы образования, являющейся одним из ключевых элементов жизни общества. Поэтому разработка инновационных технологий в сфере образования представляет актуальную проблему развития современного образовательного процесса в стране.

Анализ сути инновационных процессов, происходящих в образовательном пространстве страны, свидетельствует о затрагивании ими основ украинской системы образования, сложившейся на протяжении многих лет, а также об централизованном  поэтапном осуществлении их на государственном уровне согласно разработанному министерством единому плану. В такой ситуации задача преподавателей сводится к созданию новых курсов лекций, методик и  т.п. под доминирующую парадигму, которой в настоящее время является кредитно-модульная система. При этом критерием знаний, приобретенных студентами в процессе обучения и при самостоятельном изучении предметов, является тестирование, осуществляемое в определенные сроки по разработанным заранее шаблонам. При таком подходе свобода действий и инициатива преподавателя по части творческого экспериментирования  с целью получения принципиально новых результатов ограничена и обусловлена установленными рамками программ. Стимулом же к повышению успеваемости студентов является предоставленная им определенная степень самостоятельности в выборе теоретических курсов, освобождении их от «сдачи модулей» в случае высоких оценок «по кредитам» и некоторые другие новшества.

Появившееся в последние годы большое количество инновационных разработок, созданных преподавателями различных учебных заведений разного уровня, базируются, главным образом, на современных достижениях информационных технологий. Это online обучение, интерактивные электронные курсы и презентации лекций, учебники и пр., которые предполагают повсеместное использование мультимедийных средств, компьютерной техники, внедрения системы дистанционного обучения. Такие разработки относятся к совершенствованию процесса обучения и являются средствами наглядного представления и быстрой доставки информации от преподавателя к студенту, позволяющие с максимальной эффективностью осуществлять запланированный учебный процесс, не затрагивая его основ, при этом не исключая возможности проявления индивидуального творчества и мастерства педагога в рамках решения поставленных учебно-воспитательных задач.

В то же время научный инновационный прогресс на отдельном участке системы образования и в целом во всей системе (как во всякой другой системе, например, технической), невозможен без коренного изменении ее основ. При этом критерием правильности любых представленных теоретических разработок и предложений является их подтверждение практикой. Поэтому создание поистине инновационных технологий в сфере образования, в обозначенном направлении и затрагивающих суть учебного процесса, представляет актуальную проблему сферы образования.

Цель настоящей работы состояла в разработке теоретических основ, поиске и  практической реализации эффективных путей решения проблемы обучения специалиста-дирижера оркестра народных инструментов (ОНИ) и повышения планки уровня стандарта качества его подготовки, а также для автора этих строк, как преподавателя, в реализации собственного творческого потенциала.

В ходе выполнения работы использованы такие средства как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) с его мощной базой алгоритма эффективного решения задач высокого уровня сложности, некоторые методы решения проблемных задач, в частности, метод «маленьких человечков» и метод эмпатии, позволившие автору «вжиться в образ», представить себя в роли своего студента и взглянуть на изучаемый материал его глазами и др.

Следует отметить, что особенность прохождения обучения студентами на отделе народных инструментов ряда училищ России и Украины состоит в возможности приобретения ими, наряду с основной специальностью, и второй – дирижер оркестра народных инструментов. Выпускники должны уметь организовать работу ансамбля, самодеятельного или профессионального ОНИ, обеспечить учебно-воспитательный и репетиционный процесс коллектива, а также концертные выступления оркестра. Процесс подготовки дирижеров предполагает постепенное овладение инструментом, основами дирижирования, умением чтения и написания партитур, а, на заключительном этапе – проведение репетиций и дирижирование оркестром. При этом обучение и приобретение первоначальных навыков по умению создать оркестр и организовать его деятельность происходит в лучшем случае на теоретическом уровне посредством прослушивания лекционного курса, например, [1], либо вообще не осуществляется. Практическая работа в данном направлении вообще не проводится, ввиду сложности ее организации. В то же время это один из очень важных и сложных моментов в будущей деятельности наших выпускников. Разработанная и опробованная автором методика нацелена на ликвидацию указанного пробела и приобретения студентами навыков в данном направлении и осуществляется параллельно или с некоторым опережением по отношению к изучению теоретического курса дисциплин. Ниже укажу только суть методики, поскольку детальное поэтапное рассмотрение ее может быть предметом отдельной статьи.

Особенность предложенной разработки состоит в том, что при обучении студентов народных отделов, начиная с 1-го курса, освоение ими игры на основном и дополнительном (втором) инструменте, получение навыков по дирижированию и созданию ОНИ происходит одновременно с обучением коллективной игре их в составе оркестра. Построенный таким образом цикл практического обучения направлен на освоение инструмента, коллективного исполнительства, получения первых навыков дирижерской практики и организации ОНИ. При этом весь процесс формирования и становления оркестра (выбор репертуара, проведение цикла индивидуальных, групповых и общеоркестровых репетиций, подготовка и проведение концертных выступлений и пр.) протекает с личным участием студентов. При таком подходе ребята из обычных слушателей превращаются в непосредственных участников процесса создания и становления оркестра, а также получают возможность написания партитур к созданному с их участием оркестру и доступ к дирижерскому пульту.

Дважды за последние два года такой оркестр с нулевого уровня был создан автором на базе студентов 1-го и 2-го курсов музыкального училища, полученных “в педнагрузку” для обучения коллективной игре на родственных инструментах. Оркестр автор использовал, как творческую лабораторию по опробованию и отработке собственных инновационных разработок (написания партитур, исполнения авторских произведений и пр.).

Оркестр можно рассматривать, как открытую обучаемую систему, способную к саморазвитию и совершенствованию, где каждый член коллектива является индивидуальной подсистемой и, одновременно, составляющей общей системы, обладающей всеми ее функциями. Поэтому особое внимание было уделено индивидуальному подходу к каждому оркестранту, как в процессе общения, так и при написании партитур (учитывались особенность постановки рук, возможности исполнительской техники конкретного исполнителя и пр.). Обучение в коллективе, объединенном общей целью, явилось стимулом для быстрейшего освоения всего комплекса дисциплин, активному самостоятельному приобретению знаний, саморазвитию (чтобы не повести коллектив, не опозориться перед ним). Неподдельный интерес к общему делу, непосредственное участие в творческом процессе каждого студента, тесный контакт со слушателями, постоянные выступления с различными концертными программами перед разнообразной аудиторией явились мощными составляющими успеха, позволившие значительно ускорить процесс становления оркестра.  Не надо было устраивать особых зачетов, тестирования, экзаменов, чтобы проверить готовность музыкантов к выступлению. Сила коллектива и общее интересное дело буквально зажигали ребят.

Компоненты достижения успеха в создании и становлении молодежного оркестра довольно многочисленны и разнообразны. Небольшой опыт работы с двумя составами оркестров позволил автору сделать заключение о первостепенном значении установления взаимопонимания дирижера с коллективом оркестра. Безусловно, следует учитывать и уровень подготовки музыкантов, влияющий на выбор репертуара и адаптацию партитур, оперативность разбора произведения, скорость продвижения на репетициях в заданном направлении, количество индивидуальных и групповых занятий. Кроме того, в условиях слабой подготовки исполнителей очень важную роль играет разъяснительная работа, проводимая дирижером, которая в этом случае охватывает не только обычные вопросы, касающиеся эпохи, истории возникновения, сути произведения и т.п., но и основы дирижерского искусства, понимание жестов и других указаний дирижера.

Сложность создания молодежного оркестра была связана, главным образом, с недостаточной инструментальной подготовкой студентов и незнанием ими основ дирижирования. Это вызвало необходимость в освоении коллективом в кратчайшие сроки одновременно базовых понятий и материала различных музыкальных дисциплин, что явилось большим пластом дополнительной работы дирижера. А трудность налаживания, на первых порах, межличностных отношений внутри коллектива была обусловлена. Поэтому Особое внимание было уделено поиску оптимальных путей установления межличностных отношений внутри коллектива, отягощенных возрастными особенностями психологии подростков, а также полного взаимопонимания дирижера с оркестром, являющегося неотъемлемой частью успеха. Возвращаясь к научной терминологии, можно отметить явное наличие внутрисистемного синергизма воздействия подсиистем, особенно лидеров, который, будучи направленным руководителем в нужное русло, обеспечил ускорение развития системы в необходимом направлении.

Так совпало, что оба состава оркестров с единым названием “Набат” за выступления с разнообразной концертной программой получили каждый по 5 грамот и благодарностей от руководства принимающих сторон местного и областного уровня (горсовет, дирекция фонда ученых области, совет ветеранов пос. Кировское, дирекция Дворца студентов и др.), но самой высокой наградой для оркестрантов и критерием успеха реализации теоретических разработок автора в процессе деятельности оркестра явились слова признательности и добрые отзывы наших слушателей. Поэтому можно считать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Опыт, приобретенный студентами-народниками во время участия их в создании и становлении оркестра, первое приобщение к практической деятельности, непосредственно, с 1-го курса обучения в музыкальном училище, несомненно, пробудили у ребят интерес к собственной профессии и стремление к совершенствованию своего мастерства. Это вселяет уверенность, что по окончанию обучения жизненный экзамен в качестве музыканта-инструменталиста и дирижера ОНИ будет выдержан ими с достоинством, поскольку алгоритм решения проблем им уже известен не только теоретически, но и освоен на практике.

Литература

1.      Методика работы с оркестром: Учебная программа для музыкальных училищ и училищ искусств /Сост. Ю.Н.Голоднюк. –  Волгоград: изд-во ВолГУ, 2003. – 24с.