Философия / 4. Философия культуры

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Homo Synaesthesis – феномен эстетического

восприятия XXI века

Статья посвящена  философскому осмыслению актуальной научной проблемы эстетического восприятия и художественного мышления современного человека.  Впервые в отечественной и, в целом, мировой науке сформулировано понятие Homo synaesthesis, раскрывающее особенности  восприятия современного человека,  способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих методах, превращают его в  воспринимающего реальный мир и искусство целостно, комплексно, синергетически.

Одно из наиболее распространенных определений человека – человек разумный (лат. –  Homo sapiens), общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.  В науке еще не сложилось единого мнения о времени, месте возникновения и формирования «человека разумного» (т. н. сапиентации). Тем не менее, ученые сходятся в предположении, что уже около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» стал единственным представителем семейства гоминидов и заселил практически всю Землю.

Современные революционные сдвиги в информационных технологиях, обучающих методах, превращают Homo sapiens в Homo synaesthesis, в человека, обладающего способностью воспринимать реальный мир и искусство целостно,  синергетически. Такая эволюция объясняется логикой исторического развития эстетического восприятия. В эпоху классицизма (XVII-XVIII века) доминирующей эстетической категорией, критерием истины становится разум, рационалистический метод преобладает в системе познания сущности явлений материального мира, в анализе природы художественного мышления. Результатом такого актуализации и доведения до абсолютизации рационалистических методов познания и восприятия действительности стали регламентация сферы чувственного, ориентир на эмоциональную сдержанность, подчиненность эффектной жизни души строгой упорядоченности, нормативности. Создается концепция дидактического (поучительного) искусства, формирующего гармоничную личность и являющего залогом гармонизации мироздания. Критикой рационализма, доведенного до универсализма, бунтом против рассудочности стал в начале XIX века романтизм.

Какова сущность человека, живущего в XXI веке, превалирует ли разум в процессе восприятия и мышления современного человека? В современном информационно-техническом обществе происходит тотальная фрагментация личности. Негативным последствием нарастающей аксиологической диффузии может стать появление «компьютерного человека», «множественного субъекта», «мультиперсональной личности». У такого индивида будет отмечаться инверсия внутреннего и внешнего, что позволит управлять подсознанием с помощью, например, мифологизации рекламы или других средств воздействия.

Причинами столь кардинальных изменений в понимании сущности человека являются социокультурные изменения.  Современный тип цивилизации обладает особым характером,  определяющее значение для существования и развития  цивилизации  сейчас имеют техника и информация. Исследование проблемы эстетического восприятия и художественного мышления позволяет сделать вывод о том, что идея синтеза сущностных сил человека, являющаяся основополагающей целью культуры во все времена, становится в современной культуре кардинальным антропологическим критерием для выделения основных ее модусов. Основным критерием инновационных тенденций в культуре  является их содействие очеловечиванию человека, осуществлению личностного синтеза в нем.

Решение многих проблем современности нам видится в сохранении и развитии тех тенденций, способствующих гармонизации познания и мироустройства. Именно такими свойствами обладает синестезия, позволяющая улучшить восприятие и обрести полноту познания. Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью.

Синестезия как проявление изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем является важнейшей составляющей чувствознания, - того основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью и цельностью. Развитие синестезийного восприятия, способствующего  гармонизации познания и мироустройства, позволяет решить многие проблемы современности.

Синестезия играет важную роль в чувственном познании мира за счет существенного обогащения ощущений человека. Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. Синестезия как важнейшая способность  синергетического восприятия целостного мира становится обоснованием для совершенствования человека, улучшения его способностей познавать мир и искусство, превращая его с помощью новых методов обучения в  Homo synaesthesis. 

Homo synaesthesis, по нашему мнению, – это ступень развития современного человека, его способностей целостного восприятия, позволяющих преодолеть негативные последствия развития современной техногенной цивилизации.  Homo synaesthesis  – это уже не миф, а реальность. Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения есть проявление сущностных сил человека, как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует восприятию целостности мира.

 Проблематика, связанная с синестезией, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания художественных объектов и мироздания в целом.