Философия / философия науки

Дегтярев Д.А.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Сущность понятия «жизнь» с точки зрения диалектического материализма

Впервые принципы подхода к выяснению сущности жизни с позиций диалектического материализма были сформулированы Фридрихом Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг».

В «Диалектике природы» Энгельс исследует достижения естественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием производства и неразрывную связь естествознания с философией.

Энгельс выделяет две основные формы диалектической философии (древнегреческая философия и классическая немецкая философия от Канта до Гегеля), подвергает критике идеалистическую диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения энергии, органическая клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретическим естествознанием задачу – сознательно овладеть рациональной, материалистической диалектикой

Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления.

Центральной идеей «Диалектики природы» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения.

Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, – распространение в пространстве полей, например, – это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация.

Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система».

Социальное движение с которым связано мышление.

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека – это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса.

Энгельс рассматривал жизнь как особую форму движения живой материи. С этой точки зрения представляется важным выяснить, в чем заключается единство неживой и живой материи. Единство органической и неорганической природы доказывается прежде всего химическим анализом. Тела живой и неживой природы состоят из одних и тех же элементов, но в живых системах 98 % приходится на следующие четыре элемента: водород, углерод, кислород, азот; а тела неживой природы на 98 % состоят из железа, кремния, алюминия, магния.

Любой организм при построении своего тела зависит от неживой и живой природы. Организмы способны к автотрофному питанию, строят свое тело из веществ неорганической природы, остальные же используют продукты жизнедеятельности автотрофных форм.

Таким образом, в конечном счете все живые тела получают необходимые для жизни элементы и энергию из неживой природы в сложном круговороте веществ и энергии. После смерти организмов находившиеся в них элементы вновь возвращаются в неорганическую среду. Несмотря на единство, живая материя качественно своеобразна. Энгельс это своеобразие видел в том, что живые тела по химической природе являются белковыми телами, которым присущ обмен веществ с окружающей их природой. Белок, по Энгельсу, самое неустойчивое из всех известных соединений углерода. Он распадается, лишь только он теряет способность выполнять свойственные ему функции, которые называются жизнью, и в его природе заключается то, что эта неспособность, раньше или позже, наступает

Отсюда вытекает определение жизни, сформулированное Фридрихом Энгельсом в «Диалектике природы»: «Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит с течением времени повсюду, так как повсюду происходят, хотя бы и очень медленно, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования».