Овчаренко  Ирина  Ильинична

 

Луганский  областной  колледж  культуры  и  искусств

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОЛИМПИАДЫ  КАК  ОДНА  ИЗ  ФОРМ   ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ  СРЕДИ  УЧАЩИХСЯ  ДЕТСКИХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ШКОЛ  И  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ОТДЕЛЕНИЙ  ШКОЛ  ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

      Музыкально-теоретические олимпиады среди учащихся детских музыкальных школ (далее – ДМШ) и музыкальных отделений детских школ эстетического воспитания (далее – ДШЭВ) являются одним из важных видов внеклассной работы. Участие в них создаёт ситуацию соревнований, борьбы в интеллектуальной сфере деятельности, мотивацию и интерес к познанию нового, ситуацию успеха в детской деятельности. Выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на быстрый темп работы, помогает формировать способность детей принимать решения, оперировать приёмами и методами достижения цели, находить оптимальное решение в сложной ситуации.   

    Для высших учебных заведений искусства и культуры олимпиады являются важным видом профориентационной работы, так как позволяют отобрать одарённых учеников ДМШ и ДШЭВ для будущего профессионального обучения и обеспечить уровень качества подготовки будущих специалистов. Этот вид деятельности способствует тесной и непосредственной связи между начальными и высшими музыкальными учебными заведениями, повышению роли предметов «Сольфеджио», «Музыкальная грамота», «Музыкальная литература», отношению к ним как базовым в воспитании юных музыкантов. Проведение музыкально-теоретических олимпиад:

·        стимулирует интерес учащихся к углублённому изучению и усвоению дисциплин музыкально-теоретического цикла, активно формирующих высокий уровень профессионализма;

·        оказывает необходимую поддержку победителям;

·        помогает педагогам ДМШ и ДШЭВ определить недостатки в подготовке учащихся и работать над их исправлением;

·        отбирает учащихся, которые желают продолжить профессиональное музыкальное образование, помогает им выбрать специальность (исполнительскую или музыковедческую);

·        концентрирует внимание педагогов вуза на процессе обучения перспективных учащихся и их подготовке к предстоящим вступительным экзаменам.

     Таким образом, проведение олимпиады выполняет воспитательную, обучающую и контролирующую функцию, помогая определить качество всей системы занятий.

     В Луганском областном колледже культуры и искусств имеется более чем 30-летний опыт ежегодного проведения олимпиад. Их организация требует от педагогов большой и качественной подготовительной работы, знания программ, владение методикой проведения разных форм работы, умения подбирать интересные образцы заданий, определять их логическую последовательность.

     Олимпиады проводятся в период весенних школьных каникул в рамках областного смотра-конкурса исполнительского мастерства среди учащихся ДМШ и ДШЭВ, организуемого областным управлением культуры отдельно по музыкально-теоретическим дисциплинам и по музыкальной литературе. Это  даёт возможность более глубоко проверять знания участников и отбирать будущих абитуриентов для теоретических отделов. Данная работа посвящена опыту проведения олимпиад по сольфеджио и музыкальной грамоте.

     В олимпиадах принимают участие ученики 4-8 классов ДМШ и ДШЭВ. Участники делятся на три возрастные группы: младшая группа – 4-5 классы, средняя группа – 6 класс и старшая группа – 7-8 классы.

     Задания дифференцируются  по уровню подготовки участников, имеют несколько усложнённый характер и включают следующие направления работы:

    

     1.  Музыкальный диктант (8-10 тактов).

     2. Тонально-гармонический анализ нотного примера из музыкальной литературы гомофонно-гармонического склада. Цель этого задания – проверка умения анализировать нотный текст в различных видах гомофонной фактуры.

     3. Слуховой анализ отдельных элементов музыкального языка, интервальных и аккордовых последовательностей – всего звучит 12-15 элементов по два проигрывания на каждый элемент. Цель – проверка уровня слухового развития и знаний участников олимпиады.

     4.  Задания по музыкальной грамоте. Они выполняются по определённому регламенту и включают ряд заданий на умение ориентироваться в тональностях, быстроту мышления. В этом разделе работы активизируется интеллектуальная деятельность учащихся, развиваются их память и логика. Игровые формы заданий способствуют эффективности дальнейшего обучения, более крепкому и осмысленному усвоению знаний, формируют у участников умение ориентироваться в разных нестандартных ситуациях, сравнивать, анализировать. Целью этих заданий является проверка знаний по музыкальной грамоте, повышение интереса к изучаемому материалу, обучение самостоятельно и творчески мыслить.

     Приведём примеры некоторых заданий:

5 класс.

- Написать по буквенной системе названия тональностей, в состав которых входят указанные звуки и написать их ключевые знаки:

es IV ступень лада;

fisis  VII повышенная ступень лада;

dis  II  ступень лада;

g  III  ступень лада.

- Зачеркнуть аккорды, в состав которых не входит интервал ч.5:

cis – a – e;    eis – gis – h – cis;    des – fes – b – ges.

- Написать общую сумму тоновой величины данных интервалов:

fis – his;   es – gisis;    cis – g;   b – e;   as – d.  

6 класс.

- Зачеркнуть ноты, которые не должны встретиться в гармоническом мажоре и определить тональность:

e – eis – fis – fisis – gis – a – b – h – c – cis – d – dis – e.

- В тональности Des-dur гармонический написать все аккорды, включающие интервал Б.6, диссонирующие аккорды разрешить.

7 класс.

- Определить интервалы, сравнить их, найти объединяющий их признак и зачеркнуть тот интервал, который не будет отвечать ему:

as – fes;   des – b;   gis – eis;    bes – ges.

Предполагаемый ответ: М.6;  Б.6;  Б.6;   Б.6. Необходимо зачеркнуть М.6, все остальные – Б.6.

- Построить и разрешить тритоны в тональности, тоника которой является энгармонически равной Des-dur.

-  В одноименных тональностях с тоникой «es» построить аккорды, состоящие из двух больших терций, разрешить  их.

     5. Творческие задания.

Их целью является необходимость выявления творчески одарённых учащихся ДМШ и ДШЭВ. Обычно эта форма работы даёт возможность выполнять задания различными способами, что способствует более яркому проявлению музыкальных способностей участников олимпиады.

Виды заданий:

-  Досочинение мелодии до окончания формы периода – проверяется работа внутреннего слуха и умение создать заданную музыкальную форму, красивую выразительную мелодию, оформить кульминацию.

- Досочинение пропущенных тактов в мелодии – проверяется умение почувствовать логику музыкального движения.

-   Сочинение мелодии с использованием заданной гармонической схемы и заданного ритмического рисунка.

  

   6. Сольфеджирование с листа примеров.

Целью данного упражнения является проверка умения участника пропеть мелодию ритмично, интонационно верно, выразительно, на хорошем художественном уровне. Для выполнения задания используются различные учебники и сборники по сольфеджио, соответствующие данному классу.

     7.  Теоретический диктант.

Так называется раздел, в котором участники должны дать моментальный письменный ответ на поставленный преподавателем устный вопрос, тренирующий смекалку детей и умение быстро мыслить. Например:

-   Назвать тоновую величину интервала ув.4.

-   Каким интервалом начинается мелодия Гимна Украины?

- В какой тональности написана главная партия до минорной сонаты Л.Бетховена №8?

-   Какое обращение доминантсептаккорда является третьим по счёту?

     Для проведения олимпиады и оценивания её результатов создаётся жюри из числа преподавателей цикловой комиссии «Теория музыки». Критерий оценивания работ по принципу – кто больше набрал баллов. Победители награждаются подарками от областного управления культуры, их педагоги – благодарностями. Вручение подарков происходит на специальном концерте победителей областного конкурса исполнительского мастерства среди учащихся ДМШ и ДШЭВ, организуемом областным управлением культуры в одном из концертных залов г. Луганска. После поведения олимпиады её результаты обсуждаются с педагогами  ДМШ и ДШЭВ.

     Проведение олимпиады помогает раскрыть основные недостатки в подготовке учеников, которые затем встречаются на вступительных экзаменах в вузах. Их выявление даёт возможность педагогам ДМШ и ДШЭВ проанализировать свои методы работы, улучшить их.

К наиболее типичным недостаткам относятся:

·        Слабое владение практическими формами работы по сольфеджио; традиционно проблемными являются запись музыкальных диктантов и сольфеджирование с листа.

·        Участники не всегда могут дать полный теоретический ответ, медленно ориентируются в материале, не умеют быстро мыслить.

·        Участники не умеют правильно формировать вокальный звук и не уделяют достаточно внимания чистоте интонирования;

·        Плохое нотное письмо.

     Несмотря на различные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели ДМШ и ДШЭВ при подготовке учащихся по теоретическим дисциплинам, число участников музыкально-теоретических дисциплин традиционно велико. Это подтверждает позитивное значение данной формы внеклассной работы в деле пропаганды музыкального образования среди молодёжи.