Спода О.М.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия

 

КОНЦЕПТ «ЛЕНЬ»

КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА

 

Одна из отличительных характеристик нашего века

             состоит в том, что мы все знаем и ничего не делаем.

А.И. Герцен

Понятие «лень», природа этого явления были интересны людям с древних времён. В современности о лени как человеческом качестве размышляют философы, психологи, педагоги, социологи, культурологи, историки и другие учёные. Большинство споров связано не с определением данного явления, а с тем, как к нему относиться.

Чтобы определиться в этом актуальном вопросе, было решено проанализировать концепт  «лень» с точки зрения лингвистики.

Термин «концепт» определяется как «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга» [9, с. 90]. Концепт репрезентиру­ется в языке: 1) готовыми лексемами и фразеосочетаниями, 2) свободными сло­восочетаниями, 3) синтаксическими конструкциями и 4) текстами, совокупно­стями текстов. Как отмечает Лингвистический энциклопедический словарь, одна из задач концептуальною анализа - «сделать концепт более опре­деленным» [10, с. 384]. Поэтому предметом нашего исследования является выявление структуры и содержания репрезентантов концепта лень.

В ходе изучения были использованы различные методы. Было важно «выявление пара­дигматических и синтагматических связей, ассоциативных связей и возможностей наименований кон­цепта» лень [5, с. 33]. Также был проведён рецептивный эксперимент, который предполагает «экспериментальное исследо­вание знания (понимания) значения языковой единицы носителями языка» [5, с. 33]. Эксперимент проводился среди 150 человек 1) среднего школьного возраста (50), 2) старшего школьного возраста (14), 3) студентов младших курсов (47), 4) студентов старших курсов (20), 5) взрослых среднего возраста (9), 6) взрослых зрелого возраста (10). Испытуемым предлагалось ответить на вопросы:                                 

1)   как вы понимаете слово «лень»?

2)       какие слова близки по значению слову «лень»?

3)       какие слова противоположны по значению слову «лень»?

4)       как вы представляете «лень», «ленивого человека»?

5)       нужно ли бороться с ленью? Почему?

6)       как можно бороться с ленью?

7)       имеют ли право взрослые лениться?

Можно сравнить результаты  опроса, представляющие ментальный лексикон, с репрезентациями концепта «лень» в языковой системе.

1) С.И. Ожегов даёт следующее определение понятия «лень»: «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью» [11, с. 276]. Все возрастные группы дали похожее толкование. Лишь ученики старшего школьного возраста объяснили лень как естественное, порой полезное состояние. В данном случае аргументом явилось утверждение, что лень – двигатель прогресса.

2) В русском языке понятие лень раскрывается в словах-синонимах: безволие, бессилие, вялость, праздность, неприспособленность, безразличие, трусость, нерешительность. Опрашиваемые дополнили этот список словами: безделье, пассивность, скука. По ответам видно, что лень представляется и физическим, и психологическим состоянием человека.

3) Согласно словарям, к антонимам слова лень относятся: трудолюбие, воля, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание. По мнению современных людей, работа и вообще жизненная активность, хорошее настроение – отличительные черты неленивого человека. Причём действия выполняются аккуратно, с усердием, с осознанием ответственности.

4) Лень как отсутствие у человека необходимых качеств предстаёт и среди пословиц: Послал Бог работу, да отнял черт охоту (русская пословица); Праздный мозг - мастерская дьявола (английская пословица); Чем даром сидеть, лучше даром трудиться (грузинская пословица); Стоять лучше, чем ходить, сидеть лучше, чем стоять; лежать лучше, чем сидеть; а спать лучше, чем лежать (восточная пословица); среди поговорок: плевать в потолок, собак гонять, сложа руки, бить баклуши, лодыря гонять, на живую руку, спустя рукава, валить через пень колоду [15]. В связи с тем что функция фразеологизмов воспитывающая,  в сокровищнице народной мудрости имеется много высказываний, прославляющих идеальные качества личности (например, трудолюбие, волю, усердие, терпение), а не её недостатки: гнуть спину, вертеться как белка в колесе, в поте лица [15].

Образ лентяя живо выписан в народных сказках об Иване-дураке, Емеле, «Лень да Отеть». Основное чудо в них не говорящие щуки, лягушки-царевны, волшебные предметы, а сыновья, которые умудряются пролежать на печи половину жизни, а потом благодаря щукам, Сивкам, Горбункам и мужичкам из ларцов или работящим царевнам получают царства и несметные богатства. Всё устраивается само по себе. В сказках лень довольно безобидна, не агрессивна, может неожиданно привести к открытию чего-то нового, порой полезного. Идея, рождённая как фантазия (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, тарелочка всё-показывающая, инструмент, что сам работает и т.п.), со временем  воплощается технически.

Действительно, лень появилась вместе с обществом и выступает двигателем его прогрессивного развития (ср.: Лень-матушка прежде нас родилась - русская пословица [15].

Лень упоминается в фольклорах разных стран: «Ленивая красавица и её тётушки» (ирландский), «Два лентяя», «Таро Лежебока» (японский), «Рассказ об Абу-Мухаммеде-лентяе» (арабский). Несмотря на это, существует понятие «русская лень». Источником подобного мифа являются заметки иностранных путешественников. Немцы Олеарий и Герберштейн в московских записках говорят о пьянстве, дикости и лени русских. Англичанин Джилс Флетчер в сочинении «О Государстве Русском» свидетельствует: «Народ, хотя вообще способный переносить всякие труды, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания. От того же происходит, что воск, сало, кожи, лен, конопля добываются и вывозятся за границу в количестве, гораздо меньшем против прежнего, ибо народ, будучи стеснен и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе» (1591) [7, с. 10]. Француз Якоб Маржерет в книге «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского» пишет: «Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим: иначе он не мог бы удовлетворить издержкам, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле» (1607) [7, с. 11].

Встаёт вопрос: откуда изобилие и дешевизна товара, если никто не работает? Историк Владимир Мединский считает: «Мне кажется, что миф о лени возник вот откуда… Когда приезжали к нам путешественники, они описывали колоссальное товарнопродуктовое изобилие. Это есть во всех источниках. Они в шоке, и они думали, что здесь молочные реки и кисельные берега. По платью было невозможно определить, насколько человек знатен, потому что даже самый обычный простолюдин ходит в дорогой шубе… Ну, и к тому же приезжали иностранцы в основном зимой, когда легче было передвигаться по России. Они видели людей, крестьян, которые в зимнее время, в основном, отдыхают, хорошо одеты, много едят, вкусно пьют… Значит, это тунеядцы. Значит, они не работают, они не трудятся, они не моют шампунем свои мостовые» [7, с. 11].

Тем не менее русская лень как черта национального характера описывалась и нашими классиками: «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н. В. Гоголь) [3].

Представления современных русских людей о ленивом человеке сводятся к описанию поведения лентяя и обстановки, которая его окружает. Это лежебока, который не работает или плохо учится. Он неспособен обслуживать себя, имеет неряшливый внешний вид. Он становится деградированным существом, потерявшим человеческий облик. Лень, в этом случае,  препятствует развитию общества. Некоторое количество опрашиваемых определили лентяя обычным человеком в состоянии хронической усталости, вечно не успевающего (11 чел.). Думается, подобное мнение – дань времени, точная характеристика века высоких технологий и непрерывного потока информации. Здесь лень становится «спасением» от физического и умственного переутомления.

Интересны параллели из животного мира, приведённые опрашиваемыми. Воплощениями лени называли кота, греющегося на солнце (5 чел.) (ср.: Спящему коту мышь в рот не забежит; Отчего кот гладок? - поел да и на бок – русские пословицы (15)), пиявку (1 чел.), медведя (1 чел.). 

Среди литературных образов опрашиваемые вспомнили персонажа романа И.А. Гончарова «Обломов» (10 чел.). Образ главного действующего лица произведения породил понятие «обломовщина». Илья Ильич Обломов утверждал, что «все ищут отдыха и покоя, цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» [1]. Идеальное состояние он представлял так: «встал утром... погода прекрасная, небо синее — пресинее, ни одного облачка... надел шлафрок, походил по саду... составляю букет для жены. Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь — балкон уже отворен, жена в блузе, в легком чепчике ждет меня. «Чай готов», говорит она. Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола: на нем сухари, сливки, свежее масло... Потом, надев просторный сюртук, или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с нею в бесконечную темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча... мечтать, слушать, как сердце бьется и замирает... выйти к речке, полю... Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка, жара... сесть в лодку, жена правит, едва поднимая весло...» [1]. Обломов - классический тип лентяя, совершенно безвольный человек. Окружающие люди управляли его поступками.

Безволие способствует развитию лени, но безвольный человек может быть деятельным: он будет подпадать под влияние других, изменять направление своей деятельности, все дела начинать и ни одного не кончать, будет по-своему работать много, но безрезультатно. Вспоминаются персонажи: Манилов Н.В. Гоголя, Чудик В.М. Шукшина.

С другой стороны, лентяй может владеть волей. Он способен к энергичной работе, но только на короткое время; постоянно работать он не желает. Работа – зло, за жизненными благами гнаться не стоить, свобода выше всего. Таковы босяки М.А. Горького, Евгений Онегин А.С. Пушкина:

Но в чём он истинный был гений,…

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной. [12]

5) Описанные в литературе и в науке три типа ленивого человека в равной степени встречаются в реальности. Если лень присуща каждому в той или иной мере, нужно ли с ней бороться? Подавляющее количество людей ответили положительно на этот вопрос. О ненужности и невозможности борьбы заявили 7 человек. 4 человека считают, лень следует перебарывать периодически.

Стимулом для борьбы с ленью становится достижение успеха в жизни, страх стать неудачником. Опрашиваемые считают, что лентяи замедляют развитие общества, а их существование трудно назвать полноценной жизнью. У человека трудолюбивого, энергичного высокая самооценка, что немаловажно для современности (8 чел.).

6) Основными приёмами борьбы с ленью опрашиваемыми считаются заставить себя действовать усилием воли, выполнять необходимую и дополнительную работу. Причём дело должно быть обязательно интересным, увлекательным (8 чел.). Организоваться поможет режим дня (4 чел.) и занятие спортом (6 чел.). Образ жизни близкого человека или литературного персонажа тоже сможет воодушевить ленивца (5 чел.).

Вопрос о способах преодоления лени остро стоит перед педагогами и психологами.

На борьбу с ленью педагоги советуют направить семейное воспитание и образование. В некоторых семьях повышенная любовь к детям оборачивается тем, что пассивные удовольствия и минимальная деятельность становятся нормой. Образование предлагает ученику порой большую и скучную работу, отдых от работы и ничегонеделание представляются блаженством. Выход из этого один: воспитание должно быть духовным, образование – развивающим, работа - увлекательной.

Психологи дают более подробное описание борьбы с ленью: 1) приобретение привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, 2) определение целей, 3) строгое исполнение решений, 4) выделение этапов достижения цели. К условиям устранения лени относится строгое соблюдение режима дня, занятия спортом, общение человека с другими людьми, совместная работа с ними. Необходимо самовоспитание, самосовершенствование, способность к духовной эволюции.

7) И опрашиваемые, и учёные уделяют особое внимание в борьбе с ленью воспитанию и образованию человека, которые совпадают со временем становления его личности. Таким образом, на взрослых лежит большая ответственность. А может ли старшее поколение само лениться? Сравнительно одинаковое количество людей ответило за и против лености взрослых. Аргумент против: сформировавшийся человек должен выступать примером для окружающих, тем более что у взрослого человека перед семьёй лежит огромная ответственность, которая не позволяет ему опустить руки, «расслабиться». Аргумент за: лень проявляется периодически и порой становится единственным способом отдохнуть от будней.

На основании проведённого анализа можно сделать следующие выводы.

1)     Концепт «лень» имеет широкую репрезентацию в русском языке.

2)     В сознании носителей языка лень  - это не столько душевный порок, сколько естественное свойство человеческой натуры.

3)     Лень имеет психологическую природу, которая выражается в конкретных действиях (их отсутствии).

4)     Слово «лень» имеет гораздо больше антонимов (названий положительных качеств человека), чем синонимов. Это связано с негативной оценкой содержания исследуемого понятия.

5)     Концепт «лень» представлен не только готовыми лексемами, но и устойчивыми оборотами. Можно найти аналоги русских пословиц, поговорок в других языках.

6)     Образ ленивого человека имеет долгую литературную традицию. Отечественная традиция привела к формированию особого понятия «русская лень» как неотъемлемой черты национального характера.

7)     Образы, олицетворяющие лень в ментальном лексиконе, - Иван-дурак, Емеля, кот, греющийся на солнце, Обломов.

8)     По мнению носителей языка, лень становится спутницей недугов XXI века: стресса, физического и умственного переутомления.

9)     Лень – это не всегда отсутствие воли и деятельности.

10) Борьба с ленью интересует воспитателей (в том числе родителей), педагогов, учёных.

11) Работа по устранению лени будет эффективной в том случае, если сам человек проявит усилие и желание. Во все времена будут актуальны слова Н.Г. Чернышевского: «Человек вообще довольно тяжел на подъем, довольно склонен отлагать дело, если на первый раз видит неудачу или хоть не видит большой удачи с первого раза» [3].

Концептуальный анализ «лени» открывает дальнейшие перспективы исследования: определение различий ментального лексикона в различных возрастных, социальных и гендерных группах.

 

Литература:

1. Гончаров И.А. Обломов. - М.: Правда, 1989. – 512 с.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 608 с.

3. Душенко  К.В. Большая книга афоризмов. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 1056 с.

4. Егорова Т.И. Фразеологизмы русского языка со значением качественной оценки действий и манеры поведения человека // Вестник Омского университета. – 1998, Вып. 2. – С. 68-71.

5. Есенова П.С. Наименование концепта успех как объект концептуального анализа // Materiały II Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania nauki i techniki - 2007» Tym 8. Filologiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia – 32-35 str.

6. Ирландские и валлийские сказки / Пер. с англ. и составление Н.В. Шерешевской.— М.: МНПП «Гендальф», 1993.-319 с.

7. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. – 1903, № 3. – С. 107-120.

8. Каптерев П.Ф. О лени // Русская школа. – 1903, № 4. – С. 92-114.

9. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – с. 248.

10. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – 384 с.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1985. – 797 с.

12. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. – М.: Дет. лит., 1976. – 304 с.

13. Русские    народные сказки / Сост. и вступ. ст. В.П. Аникина. — М.: Прес­са, 1992. —560 с.

14. Тысяча и одна ночь: Избр. сказки / Пер. М. Салье. – Екатеринбург: Ладъ, 1992. - 576 с.

15. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров; Под ред. А.И. Молоткова. – М.: Рус. Яз., 1987. – 543 с.

16. Японские народные сказки: Десять вечеров / Пер. с яп. В. Марковой; Сост. предисл. и коммент. В. Марковой.— М.: Худож. лит., 1991. — 303 с.