Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственное образовательное учреждение

Московский дом научно-технического и художественного творчества

обучающихся и студентов профессионального образования

Синестезия как системное свойство

эстетического восприятия: методология исследования

         Исследование синестезии как формы восприятия и художественного мышления осложнено спецификой явления, во многом определяемой ассоциативным характером синестезии. Тем не менее ассоциативный характер проявления чувственного содержит широкий спектр поддающихся изучению универсальных свойств человеческой психики и мышления. Анализ генезиса синестетических идей и форм проявления синестезии в искусстве позволяет выявить  константные качества синестезии, позволяющие определить ее в качестве системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления.

         Наиболее существенными системными свойствами синестезии, на наш взгляд, являются:

         -  реализация в феномене синестезии идеи синтеза сенсорных возможностей человека, проявляющейся во многих синтетических формах и видах искусства;

         -  гносеологическая направленность идей целостного восприятия;

         – историзм, т.е. зависимость изменения синестетических идей от социокультурного контекста. Идеи целостного восприятия могут оформляться в синестетические концепции, т.е. обладать исторически обусловленной логикой, структурой. Синестетическая концепция, таким образом, представляет собой систему взглядов на познание, в центре которого находится синестетическое восприятие.

        В исследовании синестезии роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и жизни. Для изучения генезиса синестетических концепций могут быть использованы концепции всеединства, соборного сознания, разработанные в русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков (С. Булгаков, И. Ильин, В. Соловьев, П. Флоренский). В целях осмысления проблематики исследования синестезии плодотворным оказывается анализ идей современных наук о целостном характере восприятия и познания явлений мира (митрополит Вениамин (Федченков), И.А. Герасимова, В.И. Коротаев, Н.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, А.И. Мартынов, А.С. Мигунов, С.С. Хоружий, К.Г. Юнг). Методологически значимыми для исследования феномена синестезии являются подходы структурно-функционального направления, в которых гносеологические функции восприятия изучаются на уровне общества и анализируются в качестве средства поддержания функционирования культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, обеспечения преемственности культуры и т. п. Для изучения роли и места синестетического восприятия в процессе познания могут быть также использованы прогнозы российских и зарубежных философов и культурологов относительно роли нового познания, основанного на разнообразии типов восприятия в глобализующемся мире (В.В. Бычкова, Л.С. Бычковой, П.С. Гуревича, К.Х. Делокарова, Т. Имамичи, В. Кутырева, Д. Маркуша, Т.Е. Савицкой). В соответствии с особенностями сложного комплексного феномена эстетического восприятия в ходе исследовательской работы могут быть применимы теоретико-методологические компоненты философии, искусствознания, культурологии, семиотики, дополненные многообразием частнонаучных методов и теоретико-методологических оснований дисциплин, близких к теме исследования.

        Исследование синестезии в теоретическом и историческом ракурсе предполагает решение ряда искусствоведческих, эстетико-культурологических, философско-методологических задач, среди которых обозначим важнейшие:

                 на уровне специальных исследований выявить, описать и проанализировать формы проявления синестезии в конкретных областях искусства (от литературной, живописной, музыкальной синестезии, синестетических жанров и видов искусств  до идеи синтеза искусств);

        – провести анализ генезиса синестетических концепций, выявить их характерные черты в искусстве древних цивилизаций, европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени на основе принципа топологическо-исторического обоснования специфики  разных этапов развития культуры; определить гносеологическую, онтологическую, эстетическую, аксиологическую значимость идей гармонизации различных способов восприятия;

        – определить специфические особенности синестетических концепций в искусстве русского авангарда методом сопоставления с философско-эстетическими исканиями русского духовного ренессанса;

        – провести типологизацию концепций синестетической общности искусств в абстракционизме и футуризме;

                 интерпретировать сложность и противоречивость авангардных экспериментов по созданию новой художественной образности способов ее восприятия;

        – выявить новации авангарда в синестетических формах восприятия современного искусства;

        Исследование синестезии и форм ее проявления в искусстве актуально, так как в современном искусстве формируется осознание повышенной прагматической функции художественного произведения, ориентированного на синестетический способ восприятия. Художественный объект, содержащий в себе синестетические идеи, обладает не только повышенной прагматической значимостью, он становится средством изменения сознания, обретения им соборной полноты. Изучение опыта применения идей синестезии в искусстве позволяет оценить не только утопичность некоторых культурных проектов, но и понять механизмы и масштабы воздействия синестетических видов, жанров искусства.

        Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблематика, связанная с синестезией, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания  художественных объектов и мироздания в целом.