Философия / Философия литературы и искусства

 

Мушич-Громыко Айвика Владимировна

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия

 

Гуманистическая мысль как основание эстетики раннего Возрождения

 

Эпоха Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI – начала XVII в.), не может рассматриваться как этап разложения средневековой схоластики [1, с.8]. Так пишет А.Х. Горфункель в работе «Философия эпохи Возрождения». И поскольку эпоха Возрождения носила переходный характер, всё же, как заключают сегодня исследователи, – хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на основных чертах (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (конец XIII – начало XIV вв.); Раннее Возрождение (XV в.); Высокое Возрождение (конец XV – первые три десятилетия XVI вв.); Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.).

Прежде чем переходить к существу заявленной нами темы, обозначим следующее. Наш исследовательский интерес к данному периоду обусловлен как собственно философской рефлексией, так и обозначением черт непреходящей актуальности идей Возрождения в переходные моменты современности. Данная работа является своего рода продолжением цикла статей, посвященных рассмотрению эстетической категории меры от периода Античности до Нового времени [5, 6, 7].

Первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард даёт самое возвышенное определение этой эпохи, поднимая на крыло основную черту этого периода – «Возрождение – это открытие мира человечества».

Следуя логике нашего исследования обозначим главное: на возникновение и развитие эстетической теории эпохи Возрождения большое влияние оказала гуманистическая мысль, выступившая против средневековой религиозной идеологии и обосновавшая идею высокого достоинства человеческой личности. Поэтому, характеризуя основные направления эстетической мысли Ренессанса, нельзя обойти стороной наследие итальянских гуманистов XV века.

Но прежде о самом термине «гуманизм». В эпоху Возрождения этот термин имел несколько иной смысл, чем тот, который обычно вкладывается в него сегодня. Этот термин возник в тесной связи с понятием «studia humanitatis», т.е. в связи с изменением тех дисциплин, которые противостояли схоластической системе образования и были связаны своими традициями с античной культурой. В их число входила грамматика, риторика, поэтика, история и моральная философия (этика).

Соответственно этому, гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Но при этом весьма скоро данный термин стал нагружен не столько профессиональным, сколько мировоззренческим содержанием: гуманисты были носителями и творцами новой системы знания, в центре которой стояла проблема человека, его земного предназначения.

К числу гуманистов относились представители разных профессий: педагоги Филельфо, Поджио Брагголини, Витторино де Фельтре, Леонардо Бруни; философы – Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола; писатели – Петрарка, Боккаччо; художники – Альберти и другие.

Ранний период в развитии итальянского гуманизма, заложившего основы более цельного и систематизированного мировоззрения, которое было развито позднейшими мыслителями, представлен творчеством двух ярких художников слова – Франческо Петраркой (1304 - 1374) и Джованни Боккаччо (1313 - 1375).

Силой и удивительной гармонией своего литературного языка Петрарка с необычайной силой возродил интерес к античности, в особенности к эпической поэзии Гомера. Тем самым он положил начало тому возрождению античной древности, которое было столь характерно для всего Ренессанса. Возрождённая античная древность в обрамлении идей гуманизма позволили Петрарке сформулировать новое отношение к искусству, противоположное тому, которое лежало в основе средневековой эстетики. Для Петрарки с его возвышенным отношением к искусству было важно наделить его гуманистическим смыслом, когда искусство в этих условиях уже перестаёт быть простым ремеслом и приобретает новые смыслы. В этом отношении чрезвычайно интересен трактат Петрарки «Инвектива против некоего медика», представляющий полемику с Салютати, который доказывал, что медицину следует признать более высоким искусством, чем поэзию. Эта мысль обрывается гневным протестом Петрарки. «Святотатство неслыханное, – восклицает он, – госпожу подчинить служанке, свободное искусство – механическому». Отвергая ходульный подход к поэзии как к ремесленному занятию, Петрарка истолковывает возвышенное литераторство как свободное, творческое искусство. В увязывании с этой общей проблемой не меньший интерес представляет трактат Петрарки «О средствах против всякой фортуны», в котором изображается борьба рассудка и чувства в отношении к сфере искусства и наслаждения, причём, в конечном счёте, побеждает близкое к земным интересам чувство.

Обоснование новых эстетических принципов в ситуации, когда, как заметил кто-то из исследователей, «весь Ренессанс прошёл незамеченным для значительного числа европейцев», отстаивал и другой выдающийся итальянский писатель Джованни Боккаччо, автор знаменитого «Декамерона». Гораздо менее известен его другой труд – трактат «Генеалогия языческих богов», который сам Боккаччо считал трудом своей жизни, теоретической вершиной, к покорению которой он шёл долгие двадцать пять лет. В специальной литературе чаще всего упоминаются XIV и XV книги этого обширного сочинения, написанного в «защиту поэзии» против средневековых нападок на неё. Надо сказать, что эти книги были весьма популярны в эпоху Возрождения гораздо более известнейшего сегодня «Декамерона». Таким образом, Боккаччо положил начало особому жанру «апологии поэзии».

Характерными чертами этого жанра изначально являлись острые ответы против обвинения поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т.п.; обращения к поэзии Гомера и других античных писателей с переносом «античного права на фривольность сцен» в современную поэзию, что было сильнейшим ударом по средневековым авторам. Как бы то ни было, Боккаччо твёрдо отстаивал право поэта на изображение любых сюжетов.

Ещё одним предметом обвинения поэтов – обвинение поэтов во лжи. Эти обвинения, по мнению поэта, несправедливы, т.к. поэты не лгут, а лишь «ткут вымысел», говорят правду под покровом обмана или, точнее, вымысла. Поэтому Боккаччо отстаивает право поэтов на вымысел. Кроме того, поэт называет поэзию «божественной наукой», заостряя тем самым конфликт между поэзией и теологией, которую он объявляет видом поэзии, ведь она, так же как и поэзия, обращается к вымыслу и аллегориям.

Поскольку для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как единстве разумного и чувственного, то и сама апология Боккаччо пронизана идеей о том, что главнейшими качествами поэзии людей и для людей являются страсти (furor) и изобретательность (inventio). Такое отношение к поэзии не имело ничего общего с ремесленным подходом к искусству, оно обосновывало свободу художника, его право на творчество.

В завершение нашего краткого обзора о существе гуманистической мысли в эстетике раннего Возрождения следует добавить, что уже в XIV веке у ранних итальянских гуманистов формируется новое отношение к искусству как к свободному занятию, как к деятельности воображения и фантазии. Все эти принципы стали гуманистической основой эстетических теорий XV века.

Значительный вклад в развитие эстетического мировоззрения Возрождения внесли и итальянские педагоги-гуманисты, создавшие новую систему воспитания и образования, взяв за основание ориентиры античного мира искусств и мира философии. Как писал А.П. Медведков в своей «Краткой истории педагогики в культурно-историческом освещении»: «Если в античном мире личность была поглощена государством и в средние века церковью, причём в обоих случаях обучение было пассивным, – то с эпохи Возрождения личность и принципиально и фактически по существу считается свободною: развитие самостоятельной личности – главное содержание новой истории педагогик, и воспитание и обучение теперь активны, т.е. основаны на самодеятельности» [2, с.60].

Неслучайно поэтому, что в Италии, начиная с первого десятилетия XV века, один за другим появляется целый ряд трактатов о воспитании, написанных педагогами-гуманистами: «О благодарных нравах и свободных науках» Паоло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» Маттео Веджио, «О свободном воспитании» Джаноццо Манетти, «О научных и литературных занятиях» Леонардо Бруни, «О порядке обучения и изучения» Баттисто Гуарино, «Трактат о свободном воспитании» Энея Сильвия Пикколомини и др. До нас дошли одиннадцать итальянских трактатов по педагогике. Кроме того, теме воспитания посвящены многочисленные письма гуманистов.

Как видим, всё это оставленное обширное наследие гуманистов стало как основой эстетической мысли самого Возрождения, так и заложило основания дома гуманистической мысли, так необходимой нашей цивилизации, дома, который неоднократно подвергаясь опасностям, по-прежнему одиноко стоит на вершине горы с громким и одновременно скромным названием «Гуманизм».

 

Литература

 

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

2. Медведков А.П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении. – Спб, 1912.

3. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 336.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп. – М.: Аспект пресс, 2001. – 447.

5. Принцип целостности и роль эстетической категории меры в древнегреческих космологических учениях и системах // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №3(30). – С. 102-107.

6. Специфика эстетической функции и космологический принцип целостности в Средневековый период // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №4(31). – С. 44-47.

7. Эстетическая функция в космологических концепциях целостности как форма научно-теоретического знания в Новое время // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №5(32). – С. 77-80.