Николаева Айсенэ Сергеевна

кандидат исторических наук,

специалист-эксперт

Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия)

 

 

Из истории борьбы за трезвость в Якутии во второй половине XIX в.

 

         Самым страшным социальным бедствием является проблема алкоголизма. На сегодняшний день она стала международной проблемой. В данной статье пойдет речь о вкладе наших соотечественников в дело борьбы за трезвый образ жизни в Якутии.

Уже в 1867 г. в Якутии уже были отмечены ранние попытки пресечения алкоголизма среди рабочих золотых приисков Олекминского и Киренского округов. Губернатор Якутской области был обеспокоен тем, что заработанные деньги рабочие золотых приисков тратили на алкоголь, что негативно сказывалось на их благосостояние.

Позже в 1880 г. инициатором трезвенного движения стал Олекминский окружной исправник Константин Васильевич Плетнев.   Он был одним из тех, кто «серьезно, на уровне окружных исправников, глав улусов начал борьбу с таким социальным злом,  как пьянство»[1].

Циркулярное письмо датировано 20 мая 1880 г.,  по существу, это был проект о создании в Якутии  общества трезвости.

         В этом документе Плетнев писал о трудном положении инородцев своего округа,  причиной  которого является, по словам автора, неумеренное употребление спиртных напитков[2].  Со знанием дела Плетнев  указывал на то, что алкоголизм пагубно влияет на жизнь населения вверенного ему Олекминского округа.  В  глаза бросаются, по словам исправника, упадок в хозяйстве, большинство якутов жили в вонючих юртах со скотом. Это было следствием  безответственного отношения людей к своей жизни, порожденного пьянством. О последствиях такой жизни Плетнев говорил следующее: «Известно каждому, что водка систематически разрушает здоровье, ведет к обеднению, к нищете, затем к отчаянию и в конце концов порождает  разного рода преступления».[3]

       Плетнев по долгу  службы неоднократно проводил беседы с инородцами на общественных сходках, но, к сожалению, никаких изменений не происходило.

       По задуманному проекту Плетнева, единственным средством к уменьшению этого порока являлось создание так называемого общества трезвости, основанного на взаимном и добровольном обещании не пить водки. На не сдержавших своего обещания  налагали штраф. Общества эти могли формироваться целыми наслегами или отдельными группами из 20-30 человек, но при условии, что в них должны присутствовать, состоять  в членах  люди, имеющие определенное положение в обществе. Эти люди должны были быть почетными, пользующиеся доверием и уважением общества. Товарищество обязано было следить друг за другом,  и того, кто нарушит условие согласования, ожидал штраф в размере от 25 копеек до 3 рублей. Данное общество должно было опираться  на взаимное согласие, и человек входил в него добровольно. Требования по проекту на этом не заканчивались, т.к. собранные деньги в конце года должны быть использованы на полезное дело всего общества или наслега.

 В 1885 году русский царь издал специальный Указ, в котором дал право местным общинам запрещать полностью на своих территориях продажу алкоголя. Именно этот Указ подтолкнул народ России ко второму этапу трезвеннического движения. Именно этот Указ спас все малые и малочисленные народы от уничтожения водкой и спиртом.

И уже в 1885 г. на территории Якутской области  начали распространяться местные запреты. Это был проект «О запрещении продажи вина» составленная головой Батурусского улуса Егором Дмитриевичем Николаевым.

          В проекте указывалось, что «одним из главных зол среди Якутского населения можно считать чрезмерное потребление вина, доводящее до разорения людей»[4]. Также  отмечалось, что потребление и продажа спиртного напитка среди населения Батурусского улуса, распространилась больше, чем в остальных улусах.  «Страсть эта укоренилась до такой степени, что люди настолько перестали осознавать все приличия, и даже как будто бы даже гордятся возможностью напиться до безумного состояния, считают это доступным только для людей состоятельных и порядочных»[5].

         Далее Николаев пишет, что порядочность человека не измеряется «степенью» его богатства и возможностью напиться водки и приводит пример, как состоятельные люди,  «продавшись пьянству»,  теперь живут в крайней нищете.

        Егор Николаев указывал, что пьянство распространено не только среди простого населения, но и среди  родоначальников.  К этому голова улуса относился еще более нетерпимо.  Его возмущали  безответственность,  недальновидность родоначальников.   «Нельзя относиться с почетом и уважением к человеку,  - писал Николаев, - который теряет от употребления водки не только голову, но и всякий стыд»[6]. Были и случаи того, что родоначальники улуса принимали спиртное в виде подарков.

         Население улуса не только употребляло водку, но также занималось торговлей спиртными напитками.

          Николаев, как и Плетнев, в своем проекте напоминал обязанности христианина, которому «святая религия запрещает упиваться, что составляет грех»[7].  Мораль христианства такова, что человек должен исправно платить государственные повинности, заботиться о своей семье, воспитывать детей и обеспечивать их будущее. 

       Самым важным моментом в циркулярном письме являлось упоминание законности наказания за нарушение правил по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» за 1866 г.

       Статья 694 гласила: «Кто будет торговать напитками, где торговля вовсе не дозволена, то на первый раз подвергается денежному штрафу от 10 до 300 рублей, а если попадет во второй раз, кроме денежного взыскания, будет находиться под арестом от 3-х недель до 3-х месяцев с консфискацией спиртных напитков».

По статье 695 за продажу спиртного в долг или под заклад вещей, за отработку в виде какой-либо работы виновных подвергали денежному штрафу от 5 до 50 рублей.

По статье 706 доносителей поощряют тем, что отдают половину денежных штрафов.

По статье 42 за посещение в пьяном виде общественных мест наказывают арестом.

         В конце  письма Егор Николаев предупреждал, что если будет доказана чья-либо виновность в нарушении означенных правил, то независимо от их происхождения, занимаемой должности, общественного положения, будут привлекаться к ответственности по закону.

         Во второй половине XIX в. все эти действия против алкоголизма имели положительный результат. Векового пьянства  в Якутии не было, так как все назревшие проблемы, связанные с вопросом трезвого образа жизни были первоочередными задачами на путь повышения качества жизни, социального благосостояния Якутии. Мы не должны забывать о тех личных примерах наших соотечественников, которые предприняли активные действия против пьянства.

 

Использованная литература:

 

1.     Корякин П.И. Общества трезвости в Якутии: о борьбе с пьянством в Олекминском округе (XIX в) - // Якутская газета. – 30 апреля 2004 г. – Л.23

2.     Национальный архив  Республики Саха  (Якутия). Ф.20и. Оп.1.  Д.227.  Л.7.

3.     Корякин П.И. Общества трезвости в Якутии: о борьбе с пьянством в Олекминском округе (XIX в) - // Якутская газета. – 30 апреля 2004 г. – Л.23

4.     НА РС (Я). Ф.29и. Оп.2. Д.1575.  Л.1.

5.     Там же. Ф.29и. Оп.2. Д.1575. Л.1.

6.     Там же. Ф.29и. Оп.2. Д.1575. Л.2об.

7.     Там же. Ф.29и. Оп.2. Д.1575- Л.3.

 



[1]Корякин П.И. Общества трезвости в Якутии: о борьбе с пьянством в Олекминском округе (XIX в) - // Якутская газета. – 30 апреля 2004 г. – Л.23.

[2]НА РС (Я). Ф.20и. Оп.1.  Д.227.  Л.7.

[3]Корякин П.И. Общества трезвости в Якутии: о борьбе с пьянством в Олекминском округе (XIX в) - // Якутская газета. - //30 апреля 2004 г. – С.23.

 

[4]НА РС (Я). Ф.29и. Оп.2. Д.1575.  Л.1.

[5] Там же. Ф.29и. Оп.2. Д.1575. Л.1.

[6] Там же. Ф.29и. Оп.2. Д.1575. Л.2об.

[7] НА РС (Я). Ф.29и. Оп.2. Д.1575- Л.3.